Структура занятия
I часть. Организационная (1-3 мин.)
Цель: привлечь внимание детей, т.е.переключить непроизвольное внимание на произвольное.
II часть Основная
(может содержать множество подчастей)
Цель: выполнить программное содержание,
Удержать внимание детей, используя различные приемы
III часть. Заключительная
Цель: утверждение знаний
Уточнение знаний
Выявление знаний (в старш., подг.)
4.1.7 Схема конспекта занятия/плана
Занятие проводится по заранее написанному конспекту.
Конспект пишется от первого лица, но без употребления местоимения «я» («Посажу детей…»), подробно излагая последовательность мысли и действия, соблюдая все части занятия, прописывая ожидаемые правильные ответы детей.
Младшие группы (I и II) 15 мин | Средняя группа 15-20 мин | Старшая и подготовительная группы 25-30 мин | |
I часть занятия (вводная) 2-3 мин |
| 1.-//- 2.в первую полов.года – в остальное время используется по усмотрению воспитателя - загадки более сложные - чтение отрывка худ.произв. - песенка - игрушка используется, то более сложная, механическая 3..-//- 4..-//- 5..-//- |
|
II часть занятия – основная, 11 мин. | Схема рассматривания любого объекта: 1) Рассматривание объекта в целом (окрас, размер, чем покрыто тело), используется прием приближения объекта к детям (погладь) 2) Выделение основных частей тела (голова, туловище, ноги, хвост) «Что есть у нашего попугая? (+ показ этой части, подсказывающий жест) 3) Рассматривание каждой отдельной части «Что есть у нашего попугая на голове? Давайте рассмотрим глаза у попугая (цвет, форма, размер, назначение)» 4) Рассматиривание в целом А) чем питается (рассматривание видов корма, кормление (выполняют дети), комментирование движений животного) Б) способы передвижение В) наблюдение за повадками (в игре) | .1) -//- 2).-//- 3).-//- Особенности строения и новые понятия, как что устроено 4). А).-//-, комментируем действия Б).-//- В).-//- Г) уход за животным на занятии (даем поручения детям) | 1) -//- 2).-//- 3) + говорим обязательно о мордочке и о лапах. Особенности развития органов чувств (у кошки зрение очень хорошо развито, т.к. …) 4. А) связь со строением зубов Б) + особенности строения конечностей В) + связь со средой обитания Г) уход за животным проводится в конце наблюдения Д) формируем понятие (дикое или домашнее животное) Е) где живет в природе Ё) приспособление к среде обитания (формируем понятие «защитная окраска») Ж) дикие сородичи (иллюстрации, сравнения) З) Как строит себе жилище? Как оно называется? И) Разнообразие видов К) как выводит потомство и заботится о нем? Л) сезонные изменения в жизни животного (линька, спячка…) М) какую пользу приносит |
III часть занятия (1-2 мин) | I подведение итога (игрушка устами воспитателя), используя первичную мотивацию: потешка, стихотворение, загадка, песенка, небольшой рассказ (Ушинского/Толстого), обобщение знаний (говорим в целом) II анализ деятельности детей (проводит игрушка), выделяя имена детей | Итог подводит воспитатель/игрушка, обобщая знания детей: - задает вопросы обобщающего характера – 3-4 вопроса - загадки (могут придумать дети) II хвалим за то, в чем у них успехи | - Вопросы обобщающего характера (3-4) - загадки, чтение стихов воспитателем, детьми, нацеливание на длительное наблюдение, рисование экологических знаков, дидактическая игра, фильмы (отрывок), совместное изготовление модели, обобщающей полученные знания. II объективный (как занимались, отвечали и т.д.) |
Особенности использования приемов | 1.Вопросы к детям - краткие - наводящие, подсказывающие, т.е. содержащие в себе ответ (уши у кролика длинные или короткие?) - должны быть обращены ко всем детям и индивидуально - нельзя задавать вопросы, на которые отвечают да или нет 2.ответы детей - хоровые - индивидуальные 3.Действие с объектом (погладить, покормить, поиграть) 4.Словарная работа (воспитатель четко проговаривает трудное слово, объясняет его значение, дети повторяет хором, затем индивидуально) 5.используется иллюстрация/предметная картинка 6.Игровые моменты (на звукоподражание «Как мяукает наш котенок?», на имитацию движений «Как рыбка шевелит плавниками? Давайте покажем!») | 1.Должны побуждать детей к более развернутому ответу-рассказу (Расскажите, как прыгает кролик) Начинаем задавать поисковые вопросы (Почему? Как думаешь?) 2.-//- Хоровые ответы используются во время словарной работы 3.-//- 4.-/ 5-//- используется как комментарий к наблюдению, объяснению 6 --- | 1.Вопросы поискового характера: устанавливают причину, связи, носят сравнительный характер, требуют развернутого ответа. Воспитатель дает план ответа. В плане не должно быть больше 3х вопросов. Ответ рассказ можно составить и по модели. 2.-//- 3.+опыты 4.-//- 5-//- используются сюжетные картины (среда обитания, сородичи, дом, поведение, потомство) 6 --- |
Тема,
возраст детей
Режимные процессы | Образовательные и развивающие задачи | Воспитательные задачи | Оборудование | Ход/методика проведения | Примечания |
Утренний прием Дежурство в уголке природы | |||||
Работа с календарем погоды | |||||
Занятие | |||||
Прогулка |