РАЗДЕЛ 4. ФОРМЫЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Природоведческое занятие как основная форма
Организации обучения дошкольников
4.1.1. Значение; особенности организации
4.1.2. Виды занятий
4.1.3. Сетка занятий по экологическому образованию
4.1.4. Подготовка воспитателя к занятию
4.1.5. Организация детей на занятии
4.1.6 Структура занятия
4.1.7 Схема конспекта занятия/плана
Значение; особенности организации
Особенности проведения занятия:
- проводим в определенное время, закрепленное режимом (9.00…)
- проводи по заранее составленному плану
- ограничена их длительность
- занятия обязательны для всех детей
- проводится при руководящей роли воспитателя
Существует приказ Министерства образования РФ от 14.03.2000 «Инструктивно-методическое письмо о гигиенических требованиях минимальной нагрузки на детей дошкольного возраста и организованных формах обучения», в котором рекомендуется:
Количество учебных занятий
В 1 пол.дня
в мл., средн.гр. – 10-15 мин., не более двух
В ст., подг.группах – 20-25 мин – не более трех
В середине занятий необходимо проводить физкульт-минутку.
Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Во II пол.дня
Только в старш.возрасте не чаще 2-3 раз в неделю (30 мин.)
Дополнительное образование нельзя проводить за счет времени прогулки и дневного сна, количество таких занятий не более 2 раз в неделю по 20-25 мин.
50% дня должна занимать игра.
Просматривание телепередач – 15 мин.в день, а в выходные 30 мин.
Расстояние от экрана 2-5 метров.
Значение занятий
1. Знания формируются последовательно с учетом возможностей детей.
2. Формирование системы знаний в соответствии с требованиями программы.
3. В определенной системе и последовательности развиваются основные познавательные процессы и способности детей. => подготовка к обучению в школе.
4. Занятия дают возможность систематизировать, обобщить личный опыт ребенка, полученный им стихийно в повседневной жизни
5. При проведении занятий происходит усвоение программного содержания детьми
Виды занятий
Классификация по целям, которые ставит воспитатель при проведении занятия:
Занятия | ||||
Формирование первичных знаний | Уточнение, расширение и углубление знаний (повторение) | Обобщение и систематизация знаний | Комбинированное занятие | Контрольно-учетное занятие |
Классификация по методам
Занятия | |||
Занятие-наблюдение (во всех возр.гр.) | Занятие-игра (в мл гр.; в др.гр. как часть занятия) | Занятие-беседа (в ст.гр.) | Занятие-экскурсия (со ср.гр.) |
Сетка занятий по экологическому образованию
Группа | Количество детей на занятии | Длительность | Количество занятий по экологии |
Ясли-II гр.раннего возраста (1-2 года) | 1-1,5 года – по 4-6 чел. 1,5-2 года – по 8 чел (1/2 группы) | 5-7 мин. 7-8 мин. | 1 занятие в неделю |
I мл.гр.(2-3 года) | ½ группы | 10-12 мин. | 1 занятие в неделю |
II мл.гр.(3-4 года) | Вся группа | 12-15 мин. | 1 раз в месяц |
Ср.гр. (4-5 лет) | 15-20 мин. | ||
Ст.гр. (5-6 лет) | 20-25 мин. | 2 зан.в месяц | |
Подг.гр.(6-7 лет) | 30-35 мин. |
Подготовка воспитателя к занятию
1. Выбор темы (согласно с программой)
2. Пополнение собственных знаний по теме
3. Разработка программного содержания:
Задачи
А) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Это тот объем знаний, который нужно дать детям или уточнить, конкретизировать, закрепить
Начинаются со слов «Дать знания…», «Сформировать представления…», «Закрепить…» и др.
Б) РАЗВИВАЮЩИЕ
Это развитие психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, речи (отвечать полным ответом, составлять описательный рассказ по плану воспитателя/модели, активизация словаря и т.п.); мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез (обобщение); формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, планировать свою деятельность..)
В) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Это задачи, направленные на формирование положительного отношения и т.п.
4. Разработка содержания занятия и его хода
5. Отбор необходимого оборудования
6. продумывание предшествующей и последующей работы по теме
Организация детей на занятии
Посадить детей
1. Полукругом
Построим заборчик для животного
О Восп.-ль
Стол для вспомогательного материала
2. «П»
3. За столами (используется, когда есть раздаточный материал)