В учебной и научной литературе существовало и существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.
Господствовавший долгие годы так называемый "формационный подход" к периодизации не дал связной картины истории политических и правовых учений, искусственно разобщив ее по общественно-экономическим формациям (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый формационному подходу цивилизационный подход по существу определяет лишь последовательность возникновения и существования различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержательного критерия и основания периодизации истории политических и правовых учений.
Наиболее перспективной основой периодизации истории политических и правовых учений является социокультурный подход, т. е. системное рассмотрение и исследование социума (общественных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений) и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смысловая сфера общественной жизни). Политические и правовые учения более всего связаны с политико-правовой областью духовной и материальной жизни общества, так как любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.
В укрупненном виде типология истории политических и правовых учений включает три больших эпохи, соответствующих главным периодам государственно организованного общества:
1) политико-правовая идеология сословно-кастового общества;
2) политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому обществу;
3) политико-правовая идеология гражданского общества.
К первому относится период от возникновения права и государства примерно XV—XVI вв. По формационной схеме данный период включает азиатский способ производства, рабовладельческое и феодальное общества; по схеме общей истории — это Древний мир и Средние века.
Особенность этого периода, который в исторической науке иногда называется "большая феодальная формация", состоит в том, что социальная структура общества определялась правом, не равным для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства. Политико-правовая идеология этого периода строго различала людей свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, "своих" (граждан данного государства, членов касты или сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определенной религии и церкви, сотоварищей по цеху и т. п.) и "чужих". Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как "дела народного" под народом разумелась лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство), а крайне редкие рассуждения некоторых философов V в. до н. э. о том, что все люди по природе равны, до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рассуждения надо либо толковать ограничительно, в классовом смысле, либо отнести за счет неверного прочтения или передачи античных источников.
Второй период охватывает XVI—XVIII вв. Он вообще не вмещается в формационную схему, а по общеисторической периодизации к нему относятся позднее Средневековье и начало Нового времени.
Для истории политических и правовых учений этот период имеет исключительно важное значение как эпоха грандиозных сдвигов, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки тех веков обычно обозначаются именами собственными: Возрождение, Реформация, Просвещение. Общая идея и исторический смысл данного периода состояли в признании и утверждении всеобщего равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии этого периода была сформулирована теоретическая модель бессословного, гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сословных границ, лишних запретов и дотошной правовой регламентации.
Результатом политических революций в ряде стран Европы XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бессословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX— XX вв.). Это —третий большой период развития политико-правовой идеологии, проблематика которой пополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития современного государства и права гражданского общества.
Знаменем эпохи стал либерализм. Принцип свободы получил в политической мысли двоякое преломление. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. Гражданское равноправие рассматривалось как важнейший признак политического либерализма, т.е. государственного строя, основанного на разделении властей и соблюдении закона.
Другим и чрезвычайно характерным именно для рассмотрения эпохи аспектом понимания свободы становится экономический либерализм, или свобода предпринимательской деятельности. Возникнув как протест против сдерживания капиталистической инициативы феодальным государством, он приобрел характер принципиального отрицания всякого государственного регулирования социально-экономических отношений, которое рассматривалось как нарушение права собственности, недопустимое и вредное вмешательство в естественную борьбу за существование, обеспечивающую выживание наиболее приспособленных. Экономический либерализм, находивший опору в социальном дарвинизме, стал одним из главных принципов юридического мировоззрения, характерного для периода утверждения капитализма. Все общественные явления рассматривались с сугубо правовой точки зрения. Это позволяло игнорировать формальным равенством возможностей. Ведущим направлением правовой теории становится юридический позитивизм, изучающий право как замкнутую, самодавлеющую систему. Центральной проблемой юридической теории считалась не связь права с реальной социальной жизнью, а его внутренний механизм, логика правовых норм, анализируемых формально-догматическими методами.
В то же время на политическую мысль Х1Х в. большое влияние оказывали успехи естественных, точных общественных наук, философия позитивизма, новая в то время наука – социология. Сугубо рационалистический подход, господствовавший в «век просвещения», признавался уже недостаточным. Позитивисты обращались к эмпирическому материалу, предпочитая полезные с практической точки зрения выводы абстрактным схемам. Правда, многие из них не удержались от соблазна перейти от изучения действительности к конструированию идеальных моделей.
Антикапиталистические настроения, питавшиеся демократическими движениями, приобретали социалистическую направленность. Они отличались большим разнообразием. Создавались утопические проекты общественных преобразований снизу и сверху, основанные на принципах справедливости. Большинство социалистических теорий исходило из солидарности разных слоев общества, их заинтересованности в преодолении противоречий буржуазного строя и готовности, постепенно изживая классовый эгоизм, двигаться в этом направлении.
В середине века К.Маркс и Ф.Энгельс создают теорию «научного социализма», основанную на материалистической интерпретации истории. Классовая борьба рассматривалась в качестве главного двигателя общественного развития. Согласно этой теории, экономические законы с необходимостью ведут к замене капитализма социализмом, которая произойдет в форме революции, превращающей пролетариат в политически господствующий класс. Хотя критика капитализма, как справа, так и в особенности слева, приобретала временами сильный резонанс, доминирующей тенденцией политической мысли оставался буржуазный либерализм. На протяжении всего века сохранялась вера в возможность прогресса на этой основе.
В последней трети ХIХ в. формируется монополистический капитал, ограничивающий свободную конкуренцию. Усложнение и расширение системы производства, а также растущие требования организованного рабочего движения сделали необходимым, как с точки зрения управления, так и точки зрения смягчения социальной несправедливости, государственное вмешательство в социально-экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества и предотвращающее социальные взрывы. В результате частная собственность перестала быть «священной и неприкосновенной» в полном объеме. Эпоха экономического либерализма подходила к концу.
Параллельно с изменением статуса собственности происходило обновление правовых концепций. Юридический позитивизм утрачивал характер господствующего направления, его вытеснили различные варианты социологического позитивизма, значительно расширившие теорию права за счет социологии, психологии и других наук. Право перестало ассоциироваться только с государством. В центре внимания теоретиков оказались правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые корпорациями и другими коллективами и объединениями.
Расширение экономических функций политической власти привело к формированию государственно-монополистического капитализма. Государство выражало интересы монополий и финансовой олигархии. В конституционной сфере до первой мировой войны в основном продолжались процессы совершенствования эпохи, хотя с конца ХIХ в. отмечалось усиление исполнительной власти в ущерб законодательной. Сохранялась вера в социальный прогресс на основе роста индустрии, достижений науки, развития демократии.
Однако развитие политических и правовых учений в ХХ в. и современное состояние политико-правовой науки – это тема отдельного разговора. Приведенная периодизация истории политических и правовых учений носит условный характер и дает представление об общем направлении развития. Хронологические рамки можно установить лишь приблизительно, символически, ибо в каждой стране эволюция политико-правовых идей отличается своеобразием и часто не укладывается в общую схему. Особенно это относится к государствам Востока и России.
Таким образом, в ходе лекции вы получили представление о истории политических и правовых учений как науке и учебной дисциплине.
Заключительная часть
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Преемственность в развитии политико-правовой мысли. Политико-правовые традиции: понятие и основные виды.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:
1. Понятие и структура политико-правовых доктрин
2. Периодизация истории политических и правовых учений
3. Содержание истории политических и правовых учений.
Разработал
Профессор кафедры
полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров
”______” _______________ 2013 года