Чтение как души движение




В. Драгунский. Тиха украинская ночь

Ф. Искандер. Чик и Пушкин

Ю. Сотник. Ищу Троекурова

А. Масс. Дик Сэнд

Е. Перехвальская. Сострадание к Швабрину

 

 

Декларация Всероссийского Движения «Читающие Мамы»
«Обнимем ребенка с книгой!»

· Я знаю, что никакие электронные игры, компьютер и телевизор не обнимут моего ребенка и не заменят ему радость общения с родным человеком, когда мы сядем рядышком, обнимемся с ним и будем читать книгу вместе;

· Я всегда найду время, чтобы почитать своему малышу или малышке;

· Я всегда найду для моего ребенка самые-самые лучшие книги, которые научат его доброте – к людям, зверям, птицам, растениям и всему живому на нашей планете;

· Я уверена, что многие книги станут друзьями моему ребенку и помогут ему вырасти хорошим человеком;

· Когда мы будем читать, нам вместе будет весело или грустно, мы вместе будем волноваться или радоваться, потому что хорошие книги уносят нас в другие, новые миры, учат справедливости, сопереживанию, любви к Родине;

· Я понимаю, что беседы, рисунки, игры, любое творчество, связанное с читаемой книгой, – всё это дарит радость мне и моему ребенку и обогащает наш мир;

· Я знаю, что у меня всегда хватит любви и терпения, знания и умения выслушать, что мой ребенок думает о прочитанной книге и ее героях;

· Я уверена, что и наш папа будет участвовать в семейном чтении и станет читающим папой, и это укрепит нашу семью;

· Я знаю, что мой ребенок полюбит читать и станет замечательным читателем, добрым и умным человеком,
Потому что я – Читающая Мама.

 

Радостно, что во время пандемии мы своей акцией смогли «открыть сердца» наших детей в разных концах России.

И пока сейчас наши замечательные ученые разрабатывают вакцину от коронавируса, мы с вами дали нашим детям свою вакцину – эликсир радости чтения. И для многих хорошая добрая книга стала настоящим лекарством.

Следующий этап акции – «Обнимем ребёнка с книгой. Летнее чтение ». И мы объявляем новый конкурс «100 сказок о книге и чтении».

Надо отметить, что более десять лет назад мы уже проводили этот конкурс, тогда нам пришло более 1000 работ почти из всех регионов России. Конкурс вызвал живой интерес. В работу включились библиотекари, учителя, родители. Мы получили замечательные взволнованные письма учителей начальных классов. Идея и разработка конкурса принадлежат известному библиотековеду, профессору Ю.Н. Столярову.

В качестве информационно-методического сопровождения этого конкурса мы предлагаем доступ к электронной версии книг: «100 сказок о кн6иге и чтении» и методические подсказки: книгу Столярова «Сказка – дверь в большой мир». В эту книгу включены лучшие разработки и сценарии мероприятий, проведенных библиотекарями и педагогами в ходе первого конкурса «100 сказок о книге и чтении»

 

 

А также мы думаем, что будет полезна книга нашего петербургского библиотековеда Бородиной Валентины Александровны «Летнее чтение».

Положение о конкурсе

Мы понимаем, что эта акция рассчитана на детей начальной и основной школы. А сегодня очень важный вектор в нашей работе – приобщение к чтению старшеклассников.

Как отметила Мария Черняк в своей только что вышедшей в нашем издательстве книге «Селфи на фоне эпохи. Библионавигатор по современной литературе» (Книга вышла с соавторстве с Маринэ Саргсян):

«В последние годы в разных профессиональных кругах не смолкают дискуссии о том, что человечество вступает в новую информационную эпоху, в связи с чем у молодого поколения фундаментально меняется культура восприятия: молодым людям трудно работать со словесным массивом, им уже не нужен линейный текст.

Авторы этой книги цитируют современного философа Константина Фрумкина.

«Угрозу книге представляет не отказ от текста как такового, а отказ от длинного, целостного и линейно выстроенного текста. То же самое происходит и в мире образов, где фильму противостоит клип. <…> Словарь с короткими, ссылающимися одна на другую статьями – вот бумажная книга будущего. Текст будущего – короткий и рубленый, вроде реплик в “Твиттере”», – пишет современный философ К. Фрумкин.

Сегодня существуют два совершенно противоположных мнения о современной отечественной литературе. Одно писательское – негде издать свою книгу, другое читательское – нечего почитать. При этом, когда заходишь в книжный магазин, глаза разбегаются от новинок. Поэтому читателю необходим сегодня навигатор по столь разнообразному и пестрому современному литературному процессу.

Важным партнером нашего проекта является крупнейший книжный гипермаркет России – Московский Дом книги, который ежедневно на своих книжных полках предлагает более 170-ти тысяч названий книг по всем предметным областям знаний. Магазин ежемесячно выпускает журнал «Читаем вместе. Навигатор в мире книг». Его электронная версия тоже вошла в наш проект «Читающая школа» и, таким образом, эта важная информация о современном книжном и литературном процессе через наш проект будет доходить во все российские школы и регионы, даже туда, где нет книжных магазинов.

«Библионавигатор» поможет ощутить не только многообразие современной литературы, но и многообразие взглядов на нее профессиональных читателей (критиков и литературоведов).

В книге представлены обобщающие статьи о новейшей литературе и калейдоскоп цитат из критических работ последних лет. Каждая цитата – приглашение к диалогу, поэтому «Библионавигатор» может быть стимулом для возникновения дискуссий о современной литературе. Критика является посредником между писателем и читателем, в связи с этим ее роль в навигации существенна. Поэтому критике, как важной составляющей литературного поля, посвящен целый раздел книги. Представленная библиография даст возможность более серьезно обратиться к разным аспектам изучения современного текста.

В книгу включены тесты на знание текстов современной литературы и небольшие портреты современных писателей, в составлении которых участвовали бакалавры филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. Когда речь идет о литературе, которая создается на наших глазах, в режиме «здесь и сейчас», фактор субъктивности в выборе и оценках, безусловно, высок. Выбор текстов в разделе «Советуем почитать» – это голос молодого читателя, это круг его предпочтений и интересов.

Этот раздел интересен, потому что представляет не только современных авторов, но и читателей.

Пьер Байяр в книге с провокационным названием «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» вводит очень любопытный термин «внутренняя библиотека»: «Назовем внутренней библиотекой группу книг, которые являются для человека основополагающими и определяют его отношение к другим текстам, – это его собственный отдельчик в коллективной библиотеке, которая объединяет нас всех». Очевидно, что помочь создать эту внутреннюю библиотеку – задача и родителей, и учителей. Но удача, по Байяру, – это появление у молодого читателя особой «личной внутренней книги», которая «составлена из наших фантазий и собственных легенд, и она имеет прямое отношение к тому, что мы любим читать, к нашему выбору книг и манере чтения. Это и есть тот фантастический объект, который ищет каждый читатель, и самые лучшие книги, которые ему встретятся в жизни, станут лишь несовершенными фрагментами этого целого, но они будут подталкивать его читать дальше». Хочется верить, что наша книга может помочь читателям обрести эту «личную внутреннюю книгу».

Мария Черняк, представляющая научную школу чтения Санкт-Петербурга, уже несколько лет совместно с профессором Татьяной Гелиевной Галактионовой активно работают в Сириусе по направлению «Литературное творчество». Необходимо отметить, что Татьяна Гелиевна Галактионова является одним из разработчиков проекта РШБА «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста».

Органично в этот проект вошёл проект Татьяны Гелиевны «Волонтеры чтения». В ближайшее время готовится к выпуску ее новая книга «Рабочая тетрадь. Волонтеры чтения».

 

А также сообщаем с радостью, что готовится второй выпуск нашего бестселлера «Чтение+». Это сборник, который построен по модульной системе, разработанной лучшими российскими специалистами по чтению. Уверена, что это издание поможет повысить свою квалификацию многим специалистам-практикам в разных концах России.

Сегодня развиваются новые подходы в сфере изучения феномена Чтения. Ширится область междисциплинарных исследований чтения. И нашим специалистам сегодня очень нужны новые подходы и методики.

Необходимо отметить, что в России сегодня сложилась уникальная научная школа по чтению, которая продолжает отечественные традиции психологии и педагогики чтения. И задача нашего флагманского проекта «Читающая школа» – соединить эту науку с практикой наших педагогов- словесников и педагогов-библиотекарей, организовать настоящие просветительские университеты для родителей наших школьников. То есть стоит задача интегрирования – сделать так, чтобы на платформе проекта были не только ресурсы научные, информационные, методические, но проект должен стать еще и пространством, где многие наши практики (в том числе и наши коллеги из публичных библиотек), владеющие современными технологиями продвижения чтения, получили с помощью нашего проекта возможность масштабирования своих проектов. Мы хотим дать им возможность широко распространять свои уникальные проекты во все школы России, чтобы директора школ, которые сейчас участвуют в мониторингах по функциональной грамотности, имели научные, методические и практические разработки, созданные по теме чтения по всей России. И это будет способствовать повышению качества образования за счет уменьшения группы учащихся, не достигших порогового уровня функциональной грамотности.

Таким образом, мы хотим сделать проект поистине всероссийским, многоаспектным, многофункциональным.

Конечно, мы понимаем, что большие проекты – это большие ресурсы, которых нам не хватает, ведь мы некоммерческая организация. Но, во-первых, главный ресурс – это люди, лидеры, как магниты притягивающие все остальные ресурсы. И таких в нашей Ассоциации очень много, и Всероссийская акция «Обнимем ребенка с книгой», запущенная во время пандемии, доказала это.

Но важнейшим ресурсом любого проекта являются правильно выбранные партнеры. И такими партнерами для нас стали Российская книжная палата и наш совместный с ними проект «Электронный школьный каталог», а также Константин Костюк и его замечательный проект «БиблиоШкола». Необходимо отметить, что «БиблиоШкола» родилась как электронно-библиотечная система (ЭБС) для вузовских библиотек, в которые очень скоро перейдут наши читатели-старшеклассники. И этот проект будет способствовать развитию наших читателей, чтобы они приходили в вузовские библиотеки уже подготовленными.

 

 

Мы знаем, что в фондах школьных библиотек сегодня не хватает сегмента научно-популярной литературы. С другой стороны, сегодня в нашем образовании очень много говорят о Кванториумах. Поэтому мы предлагаем в рамках проекта «Читающая школа» создать подпроект «Библиокванториум – территория дополнительного образования». Пользуясь случаем, я хочу выразить слова благодарности члену стратегкомитета нашей ассоциации – Ларисе Фрунзевне Валиулиной – автору идеи и разработчику этого подпроекта.

 

 

И еще несколько слайдов о проекте «Библиошкола»

И в заключение еще несколько тезисов.

Считается, что индекс PISA – это, прежде всего, индекс качества мышления, которое важно сегодня развивать в контексте сложного, быстро меняющегося мира.

Давайте посмотрим еще один слайд, который также отражает качество мышления наших российских детей.

Вы видите, что на высшем уровне знаний российские результаты высокие, но такие результаты показывают наши одаренные дети, которых всего 10–15%.

А все остальные? Они ниже нижнего уровня.

Провалилась середина, и в связи с этим на многих научных площадках сейчас все чаще говорят об интеллектуальной безопасности, что актуально в контексте информационной и кибербезопасности наших детей, угрозы манипулирования их неокрепшим сознанием… Последние исследования говорят, что в стране резко снижается количество людей, обладающих понятийным мышлением, растет процент функционально неграмотного населения.

А мир будет становиться все сложнее и сложнее, и справиться с этой сложностью сможет тот, кто владеет культурой развития мышления.

Специалисты отмечают, что главное в сегодняшнем образовании – «поставить мышление», так же как «ставят руки» пианистам и ноги – танцорам. И самым эффективным инструментом здесь становится творческое чтение. Расточительно человеку не пользоваться этим инструментом.

В работе с информацией, прежде всего, следует учить детей чувствованию информации (по теории Пиаже), ведь образы и информация внешнего мира превращаются в мыслеобразы с помощью чувственного восприятия. А формирование логики речи (функции левого полушария) начинает все более доминировать в жизни школьника. Дети перестают использовать природные образы и символы, которыми так богата их память. Необходимо развивать целостное мышление.

 

Мир, в котором мы сегодня живем, ученые называют нестабильным, неопределенным, сложным и неоднозначным. Как говорят, мы переживаем шок будущего, когда будущее наступает быстрее, чем мы успеваем к нему приспособиться. Мы вступаем в эпоху глобальной турбулентности. Поясню. В зону турбулентности мы попадаем во время авиаперелетов. И пока мы сидим пристегнутые, пилоты выводят самолет из зоны турбулентности, потому что их этому обучили на земле, заранее.

Поэтому так важно сегодня развивать качество мышления наших детей, готовить их к этому сложному миру. Необходимо помочь детям приобретать навыки работы с неопределенностью в эпоху стратегической турбулентности, развивать форсайтное мышление – мышление из будущего.

Для этого мы предлагаем в рамках проекта «Читающая школа» организовать Книжные клубы как Клубы мышления, а библиотеки как своеобразные «Точки кипения». А школьный библиотекарь как педагог-библиотекарь может стать в этом случае своеобразным проводником в другое пространство новых смыслов.

Книжный клуб стал общемировым трендом сегодня. На слайдах вы видите Книжный клуб при ООН.

 

Без планетарной идеи устойчивого развития общества в XXI веке не проживешь. Но если делать упор на что-то одно, то человечество попадет в эволюционный тупик, выхода из которого, по утверждению науки, нет. И как говорил Ю.М. Лотман: «…Хорошо, что мы все ­– разные! Потому что каждый из нас – лишь часть истины. А вместе мы – Путь к ней».

Не случайно уже несколько лет главным стратегическим направлением в концептуальном развитии российской школьной библиотеки мы считаем когнитивный путь её развития.

Радостно, что уже несколько лет работает пилотная площадка РШБА «Когнитивная школьная библиотека» в Сарапульском районе Удмуртской Республики под руководством старшего методиста Н.В. Еговкиной.

Сегодня тестируется созданный в РШБА инновационный учебный модуль «Когнитивные аспекты в работе с информацией современного педагога-библиотекаря».

 

Уверены, что школьные библиотекари, получившие такое опережающее образование по когнитивным технологиям, могут стать агентами перемен в российском образовании.

Примером книжного клуба может являться книга И.И. Тихомировой «Добру откроем сердце». И вы видите на слайде содержание этой книги, которое можно рассматривать и как матрицу такого клуба.

 

 

 

 

Известный библиотековед В.С. Крейденко в своих лекциях по позитивному мышлению библиотекаря часто приводил такую цитату: «Самый лучший человек тот, - считал исследователь «жизни человеческого духа» Л.Н. Толстой, - кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека, - который живет чужими мыслями и своими чувствами… из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности – все различие людей».

 

Наш проект «Читающая школа», интегрируя различные сервисы позволит многократно повысить эффективность решения задач по качеству образования, экономя время и затраты. Развитие сетевой инфраструктуры проекта объединит многих специалистов.

 

« Чтение – только начало. Творчество жизни – вот Цель! » – говорил русский библиограф Николай Александрович Рубакин. Эта великая фраза особенно актуальна сегодня, когда человечество вступило в период своего беспрецедентного изменения и наши дети живут в мире возрастающей сложности и неопределённости. Парадигма знаний уступает место парадигме смысла. И мы сегодня говорили о праве ребенка на книгу и чтение, но на самом деле мы говорили о праве наших российских детей на творчество.

Я уверена, что наше движение «Мы – за читающую Россию!» и проект «Читающая школа» будут поддержаны в ваших регионах, и наша общая работа станет вкладом в счастливое читающее, а значит творческое и успешное будущее наших детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: