Виды аффиксальных морфем (продолжение)




РУССКИЙ ЯЗЫК

МОРФЕМИКА

I КУРС

Преподаватель:

К.ф.н., доц. О.И. Еременко


Практическое занятие № 1.

Морфемика

Теоретические вопросы

1. Понятие о морфеме. Морф, алломорф, варианты морфем.

2. Классификация морфем русского:

а) морфемы словообразовательные и словоизменительные;

б) морфемы материально выраженные и нулевые;

в) морфемы регулярные и нерегулярные, морфемы продуктивные и непродуктивные;

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. - М., 1973.

2. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Принципы и приемы описания. - М., 1977.

3. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. - М., 1996.

4. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. - М. 1975.

Словари

1. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. - М., 1986.

2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М., 1996.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М., 2001.

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

1. Какие слова имеют окончание (материально выраженное или нулевое), а какие не имеют?

Соловей, жаль, завком, история, вражий, свежий, сосен, полотенец, навсегда, нес, тайно, мил, дотла, комментарий, лото, кофе, красив, пек, быстро, вокруг, беж, земля, вчера, читать, семеро, делая, умнее, играючи, мать, три, ударь.

2. В каждой группе выделите слово с нулевым окончанием.

а) домино, пшено, облоно, ручей, сторицей;

б) дочерей, статей, полей, тетей, саклей;

в) верхний, весенний, лисий, крайний, лишний.

3. В каждой группе выделите слово, имеющее окончание.

а) метро, впятеро, восьмеро, бюро, сомбреро;

б) круто (наречие), жито, пальто, нечто;

в) сопрано, титло, соло, роно, эсперанто.

4. Выделите в данных словах словоизменительные аффиксы. Укажите, какие формы слова образуются при помощи данных морфем.

Думали, нес, читающий, прочитанный, красивее, прочитав, старше, прочитать, умыться, величайший.

Образец выполнения задания: красив ейш ий – в слове содержится словоизменительный суффикс – ейш-. При помощи этого суффикса образуются формы превосходной степени имени прилагательного.

АУДИТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Укажите, какие морфы реализуют корневую морфему в данных словах?

Вести, веду, ведущий, ведя, вождение.

Берег, прибрежный.

2. Разделите слова на морфемы. Объедините их в группы с вариантными и алломорфными аффиксальными морфемами.

Волнение, дружеский, стеной, друг, человеческий, волненье, стеною, белгородец, человек, ранешенько, белгородца, ранехонько.

Образец выполнения задания: тих ой / тих ою – окончания ой /ою являются вариантами одной морфемы, так как имеют тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способны заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов. Творог, творожный – корни творог/творож являются алломорфами одной корневой морфемы, так как имеют тождественное значение, но различаются позицией в словоформе, зависят от качества соседних морфов, не могут занимать в слове одну и ту же позицию.

3. Выделите корневые и аффиксальные морфемы в словах. Определите, какую роль выполняют аффиксальные морфемы – словоизменительную или словообразующую?

Радоваться, днем (сущ.), днем (наречие), лесной, сделать, резьба, красивее, премудрый, написать, прочитал, читая, ночью (сущ.), столы, супруга, смотрите, золотой, добрейший, беловатый, столик.

5. Какие из приведенных слов содержат нулевые аффиксы?

Чтение, выход, приезд, ног, голов, тишь, рубка, яблоко, нес, добр, прочен, вышел, мамин, птичий, земель, статей, селений, безногий.


Практическое занятие № 2.

Виды аффиксальных морфем

Теоретические вопросы

1. Корень как главная значимая часть слова. Свободные и связанные корни.

2. Виды аффиксальных морфем:

а) префикс, особенности префикса как препозитивной морфемы;

б) суффикс, особенности суффикса как постпозиционой морфемы;

в) окончание (флексия).

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выделите в словах окончание. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания.

Голов, столов, домов, окон, ковров, блюдец, земель, помидоров, стогов; степей, ночей, батарей, ушей, ножей, юношей, рублей, цепей.

2. Какое из предлагаемых членений слова правильно отражает его морфемный состав?

Жизн-е-рад-ост-ность, жизн-е-рад-остн-ость, жи-зн-е-рад-остн-ость, жи-зн-е-рад-ост-ность, жи-зн-е-рад-ост-н-ость

3. Выделите словообразовательные префиксальные и суффиксальные морфемы в данных словах. Определите, какое значение выражают данные морфемы в этих словах. При определении значения морфемы пользуйтесь данными словаря Т.Ф. Ефремовой «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» (М., 1993). Определите, продуктивными или непродуктивными, регулярными или нерегулярными являются эти морфемы.

Малявка, преподаватель, распылитель, упоительный, шагнуть,

Образец выполнения задания: мокнуть. В слове содержится словообразовательный суффикс –ну-. Значение суффикса: постепенное усиление состояния, названного мотивирующим словом. Суффикс – ну- - регулярная, но непродуктивная морфема.

4. Выделите корень в каждом слове и установите, какой из них является связанным.

Прошагать, запрягать, подбегать, допрыгать, изумить, заячий, кройка, потомственный.

АУДИТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Выделите морфемы в подчеркнутых словах.

Ранним утром втайне от всех я наудачу решил порыбачить поблизости: утром всегда хорошо клюет.

2. Распределите слова на группы, учитывая тип морфемного строения: выделите слова, состоящие из корня и окончания (книга), корня, суффикса и окончания (лесной), префикса, корня суффикса и окончания (подоконник) и т.д. Какие из слов имеют максимальное число морфем?

Морской, ускоритель, безлюдье, Заречье, переключатель, отгреметь, смешно, окно, садовник, снежинка, корзинка, пригородный, умолкнуть, ночевка, вдуматься, раздумывать, желтизна, разместиться, сбоку, домой, затуманившийся.

3. Выпишите слова в четыре колонки в соответствии лексическим значением корня: 1) предметное значение; 2) процессуальное значение; 3) признаковое значение; 4) количественное значение. Корни выделите.

Читальный, чибисовый, автоматически, краснеть, устроить, лесник, сделанный, затвердеть, перелет, рыбачить, предобрый, пятак, сахаристый, сгореть, двойка, гордыня.

4. Вычлените из родственных слов варианты корней. Обратите внимание на буквенное (графическое) изображение корневых алломорфов.

а) берег, бережок, безбрежный;

б) блестеть, блеск, блёстки, блеснуть, блещет;

в) корм, кормление, скармливать;

г) лгать, лжец, ложь;

д) месть, мстить, мщение.

Образец выполнения задания: спать, сплю, засыпать, заснуть, сон, усыплять – сп // спл // сып // сон // сыпл.


Практическое значение № 3.

Виды аффиксальных морфем (продолжение)

Теоретические вопросы

1. Постфикс. Постфиксы словообразующие и словоизменительные.

2. Интерфикс. Функции интерфиксов.

3. Унификсы.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выделите морфемы в данных словах.

Самолетостроение, камешек, статья, заниматься, кто-либо, жизнерадостный, развлекаться, купейный, разгрузка, белочка.

2. Выделите слова, в структуру которых входят постфиксы. Какую функцию (словообразовательную или словоизменительную) выполняют постфиксы в этих словах?

Борьба, бороться, прощаться, причесываться, кто-либо, что-то, несите, строить, пишите, задумайтесь, не переговаривайтесь.

3. Используя таблицу-образец, разделите слова на значимые части (морфемы).

Заочник, приобщился, картофелечистка, отгрузили, подтолкнуть, возвышающийся влагоотталкивающий, живучесть, непродуманный, вышивание, переброска.

Образец выполнения задания:

Анализируемое слово Морфы
префикс корень интерфикс суффикс флексия постфикс
Свечение - Свеч- - Ений0 е [э] -
Присоединился При-, Со- -един- - -и-,-л- Нулевое -ся
Мясорубка - Мяс-, Руб- -о- -к- -

 

АУДИТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Терминологический диктант (вспомнить все изученные термины).

1. Определите, чем являются в данных словах и словоформах внешне одинаковые конечные сочетания звуков (окончанием, суффиксом, частью корня или суффикса)?

а) дождей – музей – сшей – друзей – семей – воробей – сыновей;

б) ателье – вначале – воде – драже – не;

в) отцом – снотворном – кругом – симптом – потом – фабком – задаром – управдом;

г) жених – в-третьих – триптих – одних – их – чьих – двоих – вывих;

д) пятьдесят – говорят – поросят – занят – свят – коррелят.

2. Определите, встречаются ли интерфиксы в данных словах и какую функцию они выполняют.

а) убежище, прибежище, вместилище;

б) сахарный, шоссейный, кофейный;

в) кипучий, горючий, певучий;

г) саратовский, лондонский, ялтинский, орловский, делийский, африканский;

д) водовоз, хлебобулочный, Белгород, трехлетний;

е) сыновья, матери, солдаты, дочери.

Образец выполнения задания:

Лес (о) заготовки – интерфикс о, словообразовательный материально выраженный интерфикс, используется для соединения двух основ в составе сложного слова.

3. Выделите слова с уникальными морфемами. Докажите, что выделенная морфема является унификсом.

Любовь, рисунок, белесый, читатель, гибель, буженина, фабричный, стеклярус.


Практическое занятие № 4.

Теоретические вопросы

Основа слова

1. Основа слова и основа словоформы.

2. Понятие членимости слова и его основы.

3. Типы основ:

а) членимые и нечленимые основы. Степени членимости основ.

б) производные и непроизводные основы. Производящая основа.

в) прерывистые и непрерывные основы, простые и сложные основы.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выделите в словах основу слова и основу словоформы.

Братья, длиннее, старше, длиннейший, изготовляют, изготовляющийся, изготовленный, изготовив, подошел, вдруг.

При выполнении задания используйте форму таблицы.

СЛОВО ОСНОВА
СЛОВОФОРМЫ СЛОВА
Братья Брат-ј –а Брат -ј –а

 

2. Распределите слова по степени членимости основ.

Смелость, малина, слоненок, почтальон, разуть, бахвалиться.

3. Выпишите слова, которые: 1) содержат производные, но нечленимые основы; 2) членимые, но непроизводные основы.

Факультет, фак, спешить, интим, стена, улица, добавить, читать.

АУДИТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Выпишите словоформы одного и того же слова. Выделите в словах основы.

Прочитать, чтец, читать, читаем, читательский, читал, чтение, читателя, читай, читка, читает, читающий, читавший, читая, читал бы, зачитался.

2. В следующих словах выделите основу слова и окончание. Определите характер основы: производная-непроизводная, членимая-нечленимая, простая-сложная, прерывистая-неприрывистая, свободная-связаная основа.

Разрядка, амплуа, шитье, герой, дикция, узкоколейный, вдовий, долгий, должен, юбиляр, юбилейный, дощатый, запеленговать, развлекаться, отыменной, умываться.

3. Определите, свободная или связанная основа в данных словах.

Разорение, озорство, убавить, прибавить, разойтись, выйти, надеть, вынуть, раззевался, сутки, лесной, столовая, область, подарить, печь, мести.


Практическое занятие № 5.

Морфемный анализ слова

Домашние задания

1. Повторить теоретические вопросы по всем предыдущим темам.

2. Приготовиться к выполнению теста по всему пройденному материалу.

3. Изучить лингвометодический комментарий к занятию.

 

Аудиторные задания

1. Выполните морфемный анализ следующих слов.

Перелесок, беличий, машиностроение, повнимательнее.

 

Лингвометодический комментарий

Основная идея морфемного разбора – это выявление структуры слова, выяснение и осмысление его компонентов – м о р ф е м. Например, слова учение и сокурсник соответственно членятся на морфемы: со – курс – ник –Ǿ; уч – ениj – э. слово подушка членится на морфемы по – душ – к – а.

Однако выделение морфем только кажется делом простым, проблема анализа структуры слова, вычленение в нём морфем является сложной. Трудности, возникающие при морфемном анализе, объясняются, с одной стороны, тем, что этот анализ тесно связан с лексической и морфологической характеристикой, то есть он требует знаний значения слова, его лексико-грамматической принадлежности. С другой стороны, трудности в морфемном анализе связаны с тем, что есть ряд противоречий в определении морфемной структуры одного и того же слова в разных лингвистических справочниках.

Кроме того, слова русского языка отличаются структурным разнообразием: выделяются изменяемые и неизменяемые, простые и сложные, членимые и нечленимые; во многих словах отмечаются исторические чередования, изменения на морфемном шве; в процессе развития языка состав слов может претерпевать существенные изменения.

Итак, при морфемном анализе главное – определить, из каких морфем состоит данное слово в современном русском языке.

При характеристике морфем нужно учитывать, к какой части речи относится данное слово – изменяемой или неизменяемой, отсюда выделяем окончание и формообразующие элементы. Далее следует охарактеризовать основу слова с точки зрения членимости, производности, связанности или свободности, сложной или простой по составу она является.

После этого следует проанализировать каждую морфему, подбирая родственные или одноструктурные слова: если надо доказать наличие в слове определённого корня, то можно подбирать родственные слова любой части речи; если же нужно доказать существование аффиксальных морфем, то следует подбирать одноструктурные слова только той части речи, к которой анализируемое слово относится, например, к суффиксу –ений- в слове учение можно подобрать одноструктурные слова мучение, лишение.

Схема морфемного анализа

1. Часть речи анализируемого слова – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Выделить окончание, установить его значение, определить нулевое или материально выраженное.

3. Выделить основу слова и основу словоформы. Охарактеризовать основы (производная-непроизводная, членимая-нечленимая, простая-сложная, прерывистая - непрерывная).

4. Выделить корень, подобрать родственные слова. Определить тип корня (свободный - связанный).

5. Выделить приставку, привести одно-два структурных слова. Охарактеризовать приставку (словообразовательная – словоизменительная, регулярная - нерегулярная).

6. Выделить суффикс, привести одно-два структурных слова. Охарактеризовать суффикс (словообразовательный – словоизменительный, регулярный – нерегулярный, материально выраженный - нулевой).

7. Выделить интерфиксы, охарактеризовать его (словообразовательный – словоизменительный, материально выраженный - нулевой).

8. Выделить постфиксы, определить функцию постфикса (словообразовательный – словоизменительный).

9. Условные обозначения линейной последовательности слова.

 

Образец морфемный анализ слова очаровательный.

1. Часть речи – имя прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам.

2. окончание – ый – указывает на муж. род, ед. ч., им. п. Окончание материально выраженное.

3. очаровательн - основа слова и словоформы совпадают; членимая, производная, непрерывная, простая;

4. –чар - однокоренные слова: чары, очаровывать, чаровать. Корень свободный.

5. о- префикс: ослепительный. Словообразовательная, регулярная приставка;

6. – ова- суффикс: соревновательный, фехтовальный. Словообразовательный, регулярный, материально выраженный суффикс;

7. -тельн – суффикс: ослепительный, исключительный. Словообразовательный, регулярный, материально выраженный суффикс;

8. очаровательный.


Практическое занятие № 6.

Теоретические вопросы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: