РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской конференции
«Деятельность ПМПК
в современных условиях. Ключевые ориентиры»
25-26 октября 2018 г. в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Российский университет дружбы народов» состоялась Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры»
(далее – Конференция).
Организатором Конференции выступило Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным центром психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Федеральный центр ПМПК), осуществляющим свою деятельность на базе ФГБНУ «Центр защиты прав
и интересов детей».
Конференция проведена с целью обсуждения предстоящих изменений
в нормативном регулировании деятельности ПМПК, актуальных вопросов дифференцированной диагностики детей с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, а также вопросов, связанных
с новым направлением в деятельности ПМПК – подготовкой рекомендаций образовательным организациям по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для детей с девиантным поведением.
Основными формами работы Конференции были:
1. Пленарное заседание, на котором с докладами выступили:
Синюгина Татьяна Юрьевна, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации;
Вакорина Людмила Юрьевна, заместитель директора ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», руководитель федерального центра ПМПК;
Сотская Гульнара Мизхатовна, заведующая отделом психологической экспертно-реабилитационной диагностики Центра социальной, профессиональной
и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации федерального бюро МСЭ;
|
Никольская Ольга Сергеевна, доктор психологических наук,профессор, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО;
Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ;
Левченко Ирина Юрьевна, заведующий лабораторией инклюзивного обучения Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, доктор психологических наук, профессор;
Филичева Татьяна Борисовна, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Президент Союза дефектологов России, доктор педагогических наук;
Инденбаум Елена Леонидовна, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, доктор психологических наук, доцент;
Семаго Михаил Михайлович, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
Клочко Елена Юрьевна, председатель Всероссийской организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов;
Беликов Александр Александрович, аналитик НИУ «Высшая школа экономики»;
Москвичева Ольга Анатольевна, заместитель начальника Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы;
|
Свиридова Ирина Альбертовна, директор Кузбасского регионального центра ППМС-помощи «Здоровье и развитие личности», доктор медицинских наук.
2. Работа секций была организована по основным направлениям деятельности ПМПК, на которых спикерами и модераторами были:
Сачко Юлия Михайловна, начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ Министерства просвещения РФ;
Забрамная Софья Давыдовна, кандидат педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ;
Туманова Татьяна Володаровна, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук;
Герасимович Любовь Александровна, старший специалист федерального центра ПМПК, врач-психиатр;
Осетрова Екатерина Анатольевна, заместитель руководителя ЦПМПК г. Москвы;
Лазуренко Светлана Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО;
Стребелева Елена Антоновна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО;
Содномов Зорикто Батодоржиевич, руководитель ЦПМПК Хабаровского края;
Скаредина Елена Владимировна, учитель-дефектолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии Красноярского края;
Жихарь Наталья Александровна, педагог-психолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии Красноярского края;
Осетрова Екатерина Анатольевна, заместитель руководителя центральной психолого-медико-педагогической комиссии
г. Москвы;
|
Макарова Лариса Вениаминовна, директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»;
Шалагина Елена Владимировна, методист ЦПМПК, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии института общественных наук ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»;
Богданова Наталья Александровна, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Новосибирска;
Шахгиреева Айзан Усмановна, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Чеченской Республики;
Разенкова Юлия Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО;
Комова Наталия Сергеевна, доцент кафедры тифлопедагогики МПГУ;
Любимов Алексей Алексеевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО;
Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Бабкина Наталия Викторовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ИКП РАО;
Рудакова Елена Анатольевна, методист федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР;
Вандышева Марина Юрьевна, учитель-дефектолог Красноярской краевой ПМПК;
Китик Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;
Шевцова Елена Евгеньевна, заведующая лабораторией восстановления глотания, фонации и речи Федерального НКЦ реаниматологии и реабилитологии Министерства науки и высшего образования, старший научный сотрудник, доцент;
Югова Олеся Вячеславовна, доцент кафедры логопедии института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», кандидат педагогических наук;
Сатаева Альбина Ирековна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО;
Наталья Валентиновна Симашкова, заведующая отделом детской психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» Российской академии медицинских наук, главный внештатный детский специалист психиатр, доктор медицинских наук, профессор;
Баенская Елена Ростиславовна, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, доктор психологических наук;
Печерский Алексей Владимирович, заместитель директора по консультативно-диагностической работе ГБУ СО «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, кандидат психологических наук;
Олифер Ольга Олеговна, директор КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
Рожков Олег Павлович, педагог-психолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии Московской области, кандидат психологических наук.
В работе Конференции приняли участие более 1500 человек из 80 субъектов Российской Федерации.
Категории участников Конференции включали: представителей федеральных органов исполнительной власти, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы образования, руководителей и специалистов ПМПК, а также представителей ВУЗов и научных организаций.
По итогам Конференции решили:
1. Министерству Просвещения Российской Федерации:
утвердить новый Порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий;
в новом Порядке деятельности психолого-медико-педагогических комиссий:
- определить время приема ребенка на ПМПК с учетом времени на обследование детей разного возраста (дошкольный, школьный возраст), оформления протокола и заключения ПМПК, консультирования родителя (законного представителя);
- предусмотреть включение в состав ПМПК сурдопедагогов и тифлопедагогов;
разработать порядок аттестации специалистов ПМПК;
разработать рекомендации субъектам Российской Федерации по установлению региональных систем оплаты труда специалистам ПМПК;
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в сфере образования:
обеспечить заработную плату специалистов ПМПК не ниже заработной платы педагогических работников в регионе;
обеспечить функционирование сайтов в сети Интернет у всех ПМПК региона, содержащих информацию о специалистах, основных направлениях деятельности, перечне документов, необходимых для предоставления на ПМПК, контактах, графике работы ПМПК;
обеспечить ведение электронной записи на ПМПК;
обеспечить наличие всех специалистов медицинского и педагогического профиля в составе ПМПК;
обеспечить прохождение курсов повышения квалификации
или профессиональной переподготовки специалистов ПМПК.
3. Федеральному центру ПМПК:
обеспечить методическое сопровождение деятельности ПМПК Российской Федерации;
обеспечить функционирование сайта Федерального центра ПМПК
в сети Интернет;
при разработке формы протокола обследования на ПМПК учесть особенности обследования детей с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми множественными нарушениями развития;
разработать отдельный протокол обследования детей с расстройствами аутистического спектра;
разработать методические рекомендации для специалистов ПМПК по обследованию лиц с ТМНР после 18 лет, включая описание приемов и диагностический инструментарий)
4. Психолого-медико-педагогическим комиссиям:
при формулировании рекомендаций ПМПК учитывать, что вариант адаптированной образовательной программы должен быть определен
в соответствии с анализом выявленных нарушений, а не исходя из возможностей системы образования региона/муниципалитета;
уделять особое внимание консультированию родителей (законных представителей) по итогам обследования ребенка на ПМПК и разъяснению выданных рекомендаций.