Методика проведения и структура допроектного анализа




И.М. Коновалов, старший преподаватель кафедры дизайна Частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»

Введение. Дизайн, как деятельность, существенно организующая материальное и духовное бытие человека, его предметное окружение и наполнение, предусматривает наличие специфических приемов и методик, которые, с одной стороны, организуют дизайн в системную проектную практику, сам дизайн – в сферу социокультурного взаимодействия, а с другой – являются непосредственными инструментами в профессиональной деятельности. Движение, объективно преобразующее материальный мир человека, выстраивается на основе отношения «человек-предметное окружение», в котором любая предметная форма, созданная человеком, мыслится как отражение его самого, одновременно заключая в себе внутреннее противоречие. Такое скрытое небытие предметной формы есть не только причина непременно последующего диалектического отрицания этой формы (в виде её деструкции, снятия, трансформации), но и источник движения, приводящий к тому, что в активном взаимодействии с человеком, последний, встречая свое как бы предметное отражение, так или иначе, осуществит отреагирование, стимулирующее работу скрытого небытия предмета в виде нарастающего противоречия [1].

Переводя вышесказанное в плоскость проектной деятельности, становится очевидным, что дизайн может быть представлен как деятельность, снимающая противоречие между предметными формами и человеком. Это противоречие существует всегда, обусловливая движение предметных форм, как воплощений человеческих функций, материальных и духовных потребностей и желаний [2]. Рассматривая дизайн в такой функции, многие исследователи и практики разрабатывали и практически реализовали специфические методы проектирования, отличительной особенностью которых являлось то, что за исходную единицу проектирования, проектную ситуацию, бралось именно противоречие (конфликтная ситуация, проблемная ситуация) [3, 4, 5, 6].

В зависимости от представлений в чем непосредственно заключается проблемная ситуация, выстраивались отдельные методики, направления дизайна, проектные школы. Так, если противоречие формулируется через необходимость выражения социокультурной роли в объекте проектирования, развивались методики стайлинга. Стайлинг не был способом умножения разнообразия визуальных форм предметов без совершенствования функции в русле коммерческого дизайна, а способом обеспечения разнообразных вкусовых предпочтений потребителей или социальных ролей [7].

В русле «общечеловеческого» дизайна, развитие человека, научно-технического прогресса приводил к постоянному смещению представлений о функции вещей и предметного окружения, образуя очевидную необходимость создания новых, более совершенных форм, адаптированных к новым потребностям. Таким образом, объект проектирования, вне зависимости от своей качественной природы, являлся проектным снятием проблемной ситуации, противоречия, а не только красивым воплощением функции, как полагали сторонки функционализма [8, с. 78-83].

Эта общая установка существенно повлияла не только на представление о системе дизайна, но и потребовала более совершенных методов как в сфере практического дизайна, так и в сфере профессионального дизайн-образования [5, 9]. Исходя из этого, объект исследования – это авторская модель образовательной методики для дизайнеров, включающая актуальные подходы проектирования, предметом – реализация исходной установки о проблемной ситуации как основном моменте дизайн-проектирования. Цель исследования – представление новой концептуальной модели проведения предпроектных исследований в процессе проектирования.

Основная часть. Поскольку сегодня понятие «предпроектный анализ» используется очень широко и как самостоятельная методика в системе дизайн-образования [5, с. 54-79] и как распространенная процедура дизайнерских исследований, предваряющая этап проектной разработки, автор в качестве обозначения самостоятельной методики предлагает понятие «допроектный анализ», которое, как и «предпроектный анализ», отражает своим названием сущность и место этой методической системы в процессе дизайн-проектирования и дизайн-образования. Исходя из этого, предлагается следующее определение: допроектный анализ – это комплексное дизайнерское исследование, предваряющее стадию проектирования (проектного синтеза), состоящее из взаимообусловленных этапов проблематизации, тематизации и предметизации, необходимое для выяснения проблемного поля и обстоятельств проектирования, согласования многоуровневых отношений входящих факторов с целью реализации полноценного проекта, как снятия существующей проблемной ситуации. В структуру допроектного анализа входит процедура переноса проектных свойств в предметную форму на основе создания матрицы визуализации, которая определяет содержание как формально-графического образа объекта проектирования, так и предметной формы в виде эскизного предложения или клаузуры. (Здесь клаузура определяется как быстрое проектное предложение, выполняемое в скетчевой, эскизной форме, отражающее наиболее общее представление о конструкции и форме объекта проектирования). Все три этапа анализа осуществляются последовательно, поскольку нарушение очередности, равно как и структуры допроектного анализа не только снижает его методологическую эффективность, но и лишает смысла (см. таблицу 1 – структурное представление допроектного анализа).

Таблица 1.

Допроектный анализ
1. Проблематизация
  1.1. Определение проблемы
  1.2. Определение объекта, предмета и субъекта проектирования
  1.3. Определение типа, сферы и условий проектирования
  1.4. Установка проектных требований и критериев
  1.5. Определение проектных свойств
2. Тематизация
  2.1. Цель и задачи проекта
  2.2. Определение последовательности действий
  2.3. Исторический анализ
  2.4. Типологический анализ. Прототипы и аналоги
3. Предметизация
  3.1. Конкретизация предметного содержания
  3.2. Функциональные характеристики
  3.3. Эстетические и стилистические характеристики
  3.4. Психофизиологические и эргономические характеристики
  3.5. Конструкторско-технологические характеристики
  3.6. Экономический аспект
4. Вывод
5. Матрица визуализации
6. Формальный образ
7. Эскизное предложение

Таким образом, допроектный анализ, как комплексный исследовательский документ, состоит из текстового блока (этапы проблематизации, тематизации и предметизации, матрица визуализации) и графического блока (формальный образ и эскизное дизайн-предложение). Здесь матрица визуализации занимает специфическое место промежуточного звена, «буфера перевода», которое переводит и подготавливает описательную часть анализа в графическое представление.

Первым этапом допроектного анализа является проблематизация, в которой устанавливается первопричина конфликтной ситуации, собственно проблемное поле и проблемная ситуация как исходные точки в процессе проектирования. Проблематизация как прием, давно введена в практику дизайн-исследований [3, с. 67-70; 10] и обоснована, однако как отдельный этап допроектного анализа имеет внутреннюю структуру соподчиненных между собой исследовательских операций.

Проблематизация – это первый этап допроектного анализа, направленный на исследование проблемного поля и выявления конкретной проблемной ситуации, исходя из которой определяются субъект, предмет, объект, сфера и тип проектирования, устанавливаются характеристики среды, определяющие обстоятельства, проектные требования и критерии, что позволяет в итоге сформулировать проектные свойства.

Как следует из определения, в проблематизации устанавливается внутренняя последовательность действий, оформленных в пять подпунктов, уточняющих и определяющих отдельные опорные моменты данного этапа. В процессе проведения проблематизации исходные данные, представленные как ощутимая точка неблагополучия (собственно проблема) переводится на уровень понятийного представления в развернутом и конкретно сформулированном виде, что обеспечивает, в дальнейшем, глубокое проникновение в объект проектирования, находящийся на этом этапе в форме определяемой проблемы.

Первым подпунктом – определение проблемы. Проектное задание представляется в контексте его общей формулировки как проблемной ситуации в заданных условиях и обстоятельствах. Анализируя проблемное поле в целом, исследователь постепенно проводит «отмежевание», логически установленное отделение того сектора проблемного поля, в котором и может существовать объект проектирования (или в котором уже есть некоторый объект, чьё функционирование вступило в противоречие с другими элементами системы (средой, человекам, обстоятельствами). Первый случай характерен для безаналогового или инновационного проектирования «с нуля», когда возникшая проблемная ситуация ранее не снималась, либо вообще не существовала. Второй случай возникает в условиях, где прототипы есть, но требуют радикального или незначительного пересмотра (в зависимости от конкретных показателей функционирования) и где результатом будет усовершенствованная, улучшенная, реже инновационная разработка. Так область проблем сужается до отдельной проблемной ситуации, которая может представлять собой и комплекс установленных проблем. Проблема описывается и во взаимосвязи с ее значимостью (функциональной, культурной, социальной, экономической и т.д.) и актуальностью.

В этом подпункте проблема насыщается содержанием, описываясь в разных аспектах, и, относительно этого содержания, определяются и последующие пункты. Анализ потенциальных вариантов снятия проблемы приводит к формулировке веерного набора возможностей, которые дифференцируются на абстрактные, формальные и реальные.

Второй подпункт – определения объекта, предмета и субъекта проектирования. В этой важной части предельно отчетливо формулируется собственно то, что будет создаваться – объект проектирования; то, на что направлена разработка – собственно предмет проектирования и тот, для кого будет существовать объект – субъект проектирования.

Несмотря на кажущуюся легкость и очевидность этих определений, на практике даже их теоретическая формулировка помогает снять противоречия еще в области исходных определений, устанавливая их сообразно с найденной проблемной ситуацией и между собой. Точность последующих действий определяется точностью формулировок, однако на этом этапе следует избегать как чрезмерно общих определений, так и слишком суженных. В первом случае широта рамок (относительно объекта, субъекта и предмета проектирования) не способствует выбору точного направления действий, а во втором узость рамок лишает проектировщика вариативного поиска, порой загоняя дизайнера в область стандартных моделей. Для сравнения: 1) объект проектирования определяется как «приспособление для сидения»; 2) объект проектирования определяется как «кресло». Кресло – это сформулированное представление о конкретной форме, соответствующей определенной модели и уже существующее как социокультурный знак. Такая формулировка не только узка сама по себе, но и заключает некоторое методическое упущение, потому что на этом этапе допроектного анализа исследователь сразу вышел на конкретную форму, без логического выхода на неё и объяснения. Хотя кресло и является приспособлением для сидения, это лишь одна их возможных форм решения проектной проблемы.

В третьем подпункте излагается определение типа, сферы и условий проектирования. Здесь определяется тип проектирования (оперативный, многолетний, перспективный), соответствующий проектной проблеме и комментируются его особенности в данном случае. Точно тикам же образом определяется сфера проектирования – индивидуально-личностная, профессиональная, общественная и ее характеристики. Всё это дает возможность описать условия проектирования, ту сферу обстоятельств, которая влияет на процесс дизайна.

Четвертый подпункт посвящен установке проектных требований и критериев, которые логически выводятся из предыдущих шагов и формулируются в виде отдельных положений (пунктов). К требованиям относят то, что должно быть в проектной форме, а критерии устанавливают «проектные рамки», границы, в пределах которых и будет создаваться проект по качественным параметрам (характеристикам). Точность определения требований и критериев позволяет выделить и конкретизировать проектные свойства.

Пятый подпункт – это определение проектных свойств. Под ними понимаются отличительные и важные относительно дизайн-проектирования характеристики объекта проектирования, которые должны быть воплощены в его функции, конструкции, внешней форме. Помимо чисто технических свойств, наиболее важное внимание будет отводиться социокультурным свойствам, как представляющих воплощение человеческих потребностей, желаний, вкусов, систем мировоззрения.

Определение проектных свойств не желательно сводить к простому перечню, но присутствие объяснения на основании чего эти свойства появились, относительно каких условий, обстоятельств и требований только поспособствует ясному и системному видению снятия проблемной ситуации и объекта проектирования.

Вторым этапом допроектного анализа является этап тематизации. Если на первом этапе объект проектирования существовал в форме проблемной ситуации, то на этом этапе объект проектирования переводится в форму концепции. По сути, тематизация фрагментарно проявляется еще на последних шагах предыдущего этапа, но окончательное «созревание» способа снятия проблемной ситуации, стимулирующее дальнейшее овеществление объекта проектирования, происходит в процессе тематизации.

Тематизация – это второй этап допроектного анализа, в котором, исходя из результатов этапа проблематизации, конкретизируется тематика проектирования, определяются непосредственные цель и задачи проекта, определяется последовательность действий. Тематизация включает в себя процедуры проведения исторического анализа и типологического анализа прототипов.

Первый шаг этапа тематизации – это формулировка цели и задачи проекта. Именно ориентация в проблемном поле, реализация всех процедур этапа проблематизации обеспечивают полноценное представление о том, что будет целью проекта, как снятого противоречия. Поэтому цель проектирования определяется в развернутом структурном виде и является не исходной точкой проекта, а обоснованным результатом.

Относительно установленной цели формулируются в подпунктах и задачи проекта, которые представляют собой обозначенные конкретные точки реализации цели, включая промежуточные вопросы.

Второй шаг тематизации – это определение последовательности действий, где создается, на основе цели и задач проекта, логическая последовательность проектных операций, начиная от этапов самого допроектного анализа до предполагаемого результата, который не всегда только проектная разработка – им может быть результат допроектного анализа – эскизное дизайн-предложение, дизайн-проект, дизайн-концепция, экспертиза функционирования внедренной разработки и пр. Определение последовательности действий является планом-алгоритмом, согласно которому дизайнер будет придерживаться в процессе проектирования. В зависимости от конкретных целей проектирования, последовательность действий может быть весьма обширной.

В третьем подпункте тематизации проводится исторический анализ. В историческом анализе прослеживается развития объекта проектирования и закономерности его исторической трансформации. Приводятся характерные исторические примеры, особенности их функционирования и формообразования. К примеру, исторический анализ компьютера не ограничивается разработками считающих машин XIX-XX века, а уходит намного глубже, к первым приборам счета и вообще к моменту зарождения первых систем вычисления, счета. Анализируются политические, культурные, социальные, географические и другие факторы, обусловившие появление и потребность в новых предметных формах, новых технологиях и конструкциях, научных знаниях. Выявляются формообразующие факторы, закономерности трансформационных процессов и тенденции развития. Указываются отношение научного прогресса с социальной средой и состояниями, настроениями, потребностями общества, культурными требованиями.

В историческом анализе объясняется наличие многообразия объектов данной функции и прогнозируется их возможные пути генезиса.

Четвертый шаг тематизации называется «Типологический анализ. Прототипы и аналоги ». Анализ аналогов позволяет установить существующие недостатки и противоречия, выявить специфику функционирования и особенности взаимодействия аналога с человеком, средой, природой. Предметные аналоги и проектные прототипы типологизируются по рабочей и потребительской функции, что необходимо для понимания особенностей этого класса объектов и возможностей уже опредмеченных форм.

Анализ аналогов не является самоцелью проектных исследований, равно как и создание новой формы или проекта не сводится к видимому улучшению существующего объекта. Исключением представляется особый тип проектных задач, в которых необходимо именно незначительное обновление или «ювелирное» тактичное улучшение материальных комплексов и объектов.

Цель типологического анализа – соотнести объект проектирования с объектами, близкими по функциональному содержанию, выявляя особенности выражения этих функций и закономерности работы объекта в потребительской среде (сфере функционирования). Это позволяет определить характер принципов, обусловливающих решение близких проектных задач. На этапе типологического анализа используется материал анализа аналогов в классе предметов по рабочей и потребительской функции.

Третий этап допроектного анализа – предметизация. На нем реализуется перевод объекта проектирования из концепции в описательную предметную форму, когда объект разработки как бы «обрастает» конкретным проектным содержанием.

Предметизация – это третий этап допроектного анализа, в котором, опираясь на полученные результаты предыдущих этапов, осуществляется процедура предметного насыщения определенных проектных свойств, исходя из установленных критериев и условий функционирования, в результате чего описываются морфологические, семиотические и образные характеристики объекта проектирования, его эстетико-стилистическую, функциональную, конструкторско-технологическую и эргономическую организацию.

Дифференцируются шесть шагов (подпунктов) проведения предметизации. Первый шаг – конкретизация предметного содержания. Здесь, на основе сформулированных проектных требований, условий и соответствующих проектных свойств описывается то, как именно эти свойства будут отражены в объекте проектирования, какими средствами они будут выражены в предметной форме.

Второй шаг – это функциональные характеристики. То, что в проектном анализе является функциональным анализом, в условиях допроектного анализа этапа предметизации предстаёт как описание характеристик функции объекта проектирования в предполагаемой среде его функционирования и взаимодействия с человеком на всех этапах существования объекта. Рассматривается зависимость функции и формы объекта от входящих факторов проектирования, в частности, климатические и географические условия, социокультурные факторы. Описываются первичная и вторичная функции, в сложных объектах (комплексах) – все функциональные зоны, дополнительные функции и пр.

Следовательно, закономерно отслеживать функцию объекта с момента его проектирования до последующих этапов производства, хранения, транспортировки, системы распределения, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации. Это позволит избежать возможных противоречий и раскрыть возможные неучтенные факторы.

На уровне проектирования объект определяется в форме нормативных документов, необходимых для его производства и параметров, а на уровне производства – как объект производства, с описанием возможных средств производства, их особенностей (фабричное, индивидуальное), тиражность. На уровне хранения р ассматриваются особенности хранения предмета (место, условия, требования). Специфика перевозки, доставки объекта описывается на уровне транспортировки, зависящего и от системы распределения, где определяется способ распределения, если того требует объект (оптовое, розничное, индивидуальный заказ). Уровень эксплуатации необходим для описания того, как происходит использование предмета, требует ли он специальных условий эксплуатации, инструкций по пользованию и т.д.

Уровень обслуживания и ремонта. Здесь рассматриваются особенности обслуживания объекта, какие-либо специальные требования. Указывается способен ли предмет обслуживаться самим потребителем или для этого требуется специалист.Анализируются возможности ремонта и замены элементов, вышедших из строя. Предполагается определение субъекта, который будет производить ремонт (пользователь или специалист). Наконец, на уровне утилизации рассматривается способность объекта быть выброшенным, демонтированным и переработанным.

Эстетические и стилистические характеристики являются третьим шагом предметизации. Объект проектирования описывается как совокупность эстетически ценных свойств, как цельный художественный дизайн-образ со своими образными характеристиками, как стилистическое целое. Указывается соответствие объекта с технической эстетикой, культурной средой и эстетическими идеалами общества. Разъясняется стилистика объекта, его соответствие каким-либо стилям и стилистическое соответствие среде. Определяются культурные смыслы объекта и его общая культурная значимость.

Объект сопоставляется со стилистическими особенностями существующих аналогов, рассматривается соответствие культурной значимости объекта, его культурных смыслов к культурному пространству среды и общепринятым представлениям о красоте. Объясняется эстетическая выразительность объекта, его формы, функции, пластики, использованных материалов, а также стилистическая чистота формы, ее образная выразительность и приемы достижения образной выразительности [11].

Четвертый подпункт предметизации – это психофизиологические и эргономические характеристики. Объект, психофизиологически, описывается с позиций восприятия его как визуальной формы, способности вызывать и стимулировать эмоциональные переживания, побуждать мысли и действия, оценивается с точки зрения психологического комфорта и его соответствия с критериями этого комфорта. Физиологический аспект заключается в рассмотрении тактильных ощущений от объекта (мягкий, шершавый, скользкий и пр.), вкусовых, зрительных, слуховых. Это позволит обнаружить возможные негативные свойства объекта относительно человека, неучтенное воздействие на психику человека.

Эргономически объект анализируется по антропометрическим и эргономическим параметрам, рассматривается удобство пользования объектом, удачное выражение функции и общая комфортность, соответствие метрическим параметрам человека и особенностями его жизнедеятельности, сферы отдыха и работы.

Пятый подпункт – это конструкторско-технологические характеристики. Рассматривается конструкция предмета на наличие типовых деталей, узлов, звеньев и механизмов. Может быть использована сравнительная характеристика конструкций нескольких предметов. В ходе этого анализа сопоставляется организация конструкции с функцией предмета и особенностями его функционирования в среде. Конструкция изучается в совокупности с материалами их комбинировании и технологией производства. Конструкторский анализ позволяет создавать предмет с убедительным и достоверным конструкторским решением, способным к действительной реализации средствами производства.

Отметим, что любой проект графического интерфейса веб-сайта предусматривает его соответствие с конструкцией электронного документа и общим конструированием экранной и цифровой продукции.

Содержание технологического анализа составляет обзор применимости новых и традиционных материалов, анализ их весовых, прочностных характеристик, характеристик и трудностей обработки, способов утилизации. Описываются возможности внедрения новых технологий или технологий, отличных от примененных при изготовлении аналогов. Одновременно производится анализ промышленной сложности изготовления и возможность замены технологий. На этом этапе также могут возникать неучтенные противоречия, которые влияют на конечный проект изделия.

В проектировании не-материальных форм используются технологические возможности компьютерных программ, совместимость файловых расширений и электронных модулей, способов импорта, экспорта и инсталляции отдельных файлов, программного обеспечения и элементов электронного контента.

Экономический аспект будет последним завершающим шагом предметизации. Здесь прогнозируется возможная рыночная стоимость объекта относительно аналогов, приводится обоснование указанной стоимости и экономическая целесообразность проекта, а также экономическая эффективность от внедрения проекта, эффективность использования материала и технологий, сложность сборки и внедрения, хранения, обслуживания и утилизации. В экономическом аспекте указываются особенности производства (уникальное, серийное, массовое), задаются промышленные минимумы серии.

Текстовая часть допроектного анализа завершается выводом – кратким изложением проделанной работы с указанием результатов допроектного анализа и соответствия их поставленным целью и задачам.

Систематизация материалов допроектного анализа проводится на основе матрицы визуализации, в которой определенные в анализе свойства объекта переводятся на язык визуальных образов средствами художественной выразительности. Свойства объекта структурируются по четырем параметрам (табл. 2).

Таблица 2.

Матрица визуализации
Качественная природа 1. Объект: 2. Сфера: 3. Потребитель:
Свойства Средства визуализации Аналоги
для формального образа для предметной формы
1. Степень сложности      
2. масштаб-масштабность      
3. Пластические характеристики      
4. Цвето-фактурные характеристики      

 

В качественной природе указывается родовое название объекта (стул, интерьер, карнавал), сфера функционирования (индивидуально-личностная, профессиональная, общественная), потребитель (строитель, ребенок 3-5 лет, студент). В степени сложности указываются качественные и количественные характеристики структурной, конструктивной, технологической и визуальной сложности. В масштабе и масштабности указываются масштабы – метрический, временной и пространственный и соответствующие масштабности (у временного – прошедшее, настоящее, будущее, пространственного – замкнутое, ограниченное, неограниченное). В пластических характеристиках рассматривается тип пластики – скульптурная (криволинейная), геометрическая и структурная относительно свойства, которое следует воплотить именно пластикой объекта. Цвето-фактурные характеристики отвечают за свойства, которые выражаются цветом и фактурой (свойство яркость, праздничность и др.).

Сопоставительно-ассоциативные аналоги подбираются по средствам и свойствам, они служат для уточнения отдельных свойств, конкретизации пластики, визуальной иллюстрации заданной качественной и количественной меры (ср. смену восприятия свойства «яркий» в зависимости от сопоставления: «как луч света», «как попугай», «как карнавал»).

Средства заполняются в соответствии со свойствами, они определяют способы визуализации на языке формальной композиции и различаются в зависимости от принципов построения для формального образа и предметной формы. Если в формальном образе работают пятна, линии и фактуры, то в предметной форме – поверхности, объемы и характеристики материалов.

Формальный образ. Построение формального образа производится на чувственно-визуальной основе. Формальный образ воспринимается как бы мимолетным отпечатком, импрессией от возникнувшего на секунду и пропавшего объекта проектирования. В силу этого свойства объекта выражаются формализированно, в виде пятен, линий, фактур, пространственных отношений. Формальный образ можно сравнить с первым этапом проявления фотографии, когда возникают самые характерные визуально-активные пятна, еще не дающие реалистического изображения.

Эскизное дизайн-предложение. Эскизное дизайн-предложение и возможный макет являются итогом допроектного анализа, когда объект визуализируется в конкретную предметную форму. Эскизное дизайн-предложение выполняется ручной подачей в смешанной технике либо средствами компьютерной графики. Эскизное предложение – это графический документ, его материалы (проекции, схемы и т.д.) должны быть грамотно размещены в пространстве листа, согласованно между собой, логично подавая проектную идею. В эскизном дизайн-предложении изображаются проекции объекта в проекционной зависимости, с прорисовкой объема, пространства и цвето-фактурных отношений. Наносятся масштабы, габаритные размеры, помещается эскизное изображение объекта в перспективе. При необходимости эскизное предложение дополняется разрезами, компоновочными схемами, прорисовкой отдельных узлов.

Иногда в качестве итогового дизайн-предложения требуется создание макета, условного или демонстрационного.

Заключение. Методическая ценность допроектного анализа для дизайнера определяется следующими показателями:

1) понимание и практическое закрепление знаний о специфике дизайн-проектирования, где проект понимается как способ снятия проблемной ситуации и овладение приемами проблематизации в дизайне как эффективному средству формообразования;

2) развитие аналитического аппарата в дизайн-проектировании, с насыщением последнего структурой знания, системного подхода и принципа научной обоснованности;

3) определение и представление значимости факторов, условий, требований и характеристик определяющих конкретное проектное решение;

4) формирование целостного мировоззрения и креативного мышления, с адаптацией уже полученных знаний рисунка, композиции, цветоведения, архитектоники, черчения, конструирования, эргономики, истории искусств и дизайна, психологии, социологии, эстетики, семиотики в синтетическое всестороннее профессиональное художественно-проектное видение;

5) использование знаний из науки, техники, искусства и культуры для создания эффективной художественно осмысленной формы, являющейся воплощением социокультурных смыслов и эстетических ценностей;

6) развитие навыков создавать проектное решение, организовать его конструкцию, образ и форму логическими средствами и интуитивно, средствами наглядного отображения, для дальнейшей разработки и промышленного изготовления;

7) способность управлять творческим процессом, применяя логические доказательства на основе объективных фактов и практических примеров, одновременно проводя анализ конструкции, технологии и аналогов, тем самым переводя и интегрируя интуитивно-чувственное в логико-понятийное, образное в конкретное, ощутимое в материальное.

Таким образом, допроектный анализ может быть эффективным средством не только для овладения методами дизайна, но и синтезирующим звеном в системе образования, осуществляющим сведение разнородных знаний в единую систему профессионального, художественно-проектного видения.

Литература.

1. Блох, Э. Тюбингемское введение в философию / Э. Блох. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. – 400 с.

2. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.– / В.Ю. Медведев. – СПб.: СПГУТД, 2007. – 91 с.

3. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер, 2007. – 219 с.

4. Стрикелева, К.А. Дизайн: содержание деятельности и основные термины: учеб. пос. со словар. матер, в 2-х ч. / К.А. Стрикелева – Минск: БГАИ, 2004. Ч.1 – 120 с.,Ч. 2–120 с.

5. Чернышев, О.В. Концептуальный дизайн / О.В. Чернышев. – Минск, 2004. – 152 с.

6. Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс. – Пер с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. – М.: Мир, 1976. – 374 с.

7. Аронов, В.Р. Стайлинг как социокультурное явление и художественное средство / В.Р. Аронов // Проблемы формализации средств художественной выразительности: Материалы всесоюзной конференции «проблемы стилеобразования в современном дизайне». – М.,1980. – С. 26-28.

8. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка: Сб. ст. / Труды ВНИИТЭ: Техническая эстетика. – Вып. 43: редкол.: А.А. Иконников (отв. Ред.) [и др.]. – М, 1983. – 94 с.

9. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. – Учеб. Пособие. – 3-е изд. пер. и доп. – М.: МЗ Пресс, 2005. – 368 с.

10. Методика художественного конструирования. – 2-е изд., перераб. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166с.

11. Розенблюм, Е.Л. Художник в дизайне / Е.Л. Розенблюм. – М., 1974. – 174 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: