АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ




Необходимость информатизации управления пассажирскими перевозками зависит, прежде всего, от проведения на железнодорожном транспорте экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции. При этом должна достигаться основная цель – обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров. В этих условиях оперативное управление пассажирскими перевозками приобретает важное экономическое значение, так как от его качества и оперативности зависит снижение эксплуатационных затрат на перевозки и получение дополнительных доходов от них.

Для улучшения качества пассажирских перевозок, повышения культуры обслуживания, использования вместимости пассажирских вагонов, повышения производительности и улучшения условий труда билетных кассиров была создана автоматизированная система управления «Экспресс», работающая в реальном времени.

АСУ «Экспресс» разработана как типовая система, предназначенная для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на любых выполняемых полигонах железнодорожной сети. Она представляет собой распределённую вычислительную сеть коллективного пользования, включающую несколько тысяч билетных касс (терминалов) и целый ряд вычислительных центров. АСУ «Экспресс» позволяет продавать билеты на любой поезд, предварительно бронировать места, выдавать проездные билеты с пересадкой, оформлять проездные документы «туда» и «обратно» и т.д.

В 1972 году была введена в эксплуатацию первая опытная отечественная система резервирования мест и продажи билетов «Экспресс-1», позволившая впервые в нашей стране решить проблему пассажирских билетов за счёт централизованного распределения мест, автоматического изготовления проездных документов, учёта финансовой деятельности билетных кассиров и получения оперативной и статистической отчётности.

Создание системы «Экспресс-1» позволило решить целый ряд проблем в области пассажирских перевозок:

- в 3 раза сократилась продолжительность операций по продаже билетов;

- в 5 раз сократилась трудоёмкость операций по ведению учёта и составлению отчётности о перевозках пассажиров;

- повысилась рентабельность пассажирских перевозок и культура обслуживания пассажиров за счёт предоставления пассажирам возможности приобретать проездные документы в любой кассе на любое направление как непосредственно, так и по телефону;

- появилась возможность информировать пассажиров о наличии свободных мест через автоматические информационно-справочные устройства.

Разработка и эксплуатация системы «Экспресс-1» позволили накопить значительный опыт в создании первой в стране системы коллективного пользования, работающей в режиме реального времени, и создать в 1982 году типовую систему для всех железных дорог – «Экспресс-2». Благодаря тесному сотрудничеству разработчиков системы «Экспресс» с железными дорогами была создана вычислительная сеть обслуживания пассажиров, включающая 27 региональных систем «Экспресс», работающих в непосредственном взаимодействии между собой в реальном времени на территории России, стран СНГ и Балтии.

Данная сеть состоит примерно из 10 тысяч абонентов, связанных с обслуживанием пассажиров. «Экспресс-2» обслуживает с помощью 27 региональных систем до миллиона пассажиров в сутки в реальном времени.

В новых экономических условиях работы железнодорожного транспорта в России начался третий этап развития системы «Экспресс». Генеральной стратегией этого этапа является переход от уровня резервирования мест и продажи билетов к уровню управления пассажирскими перевозками в целом по сети железных дорог на базе новой системы «Экспресс-3». Этот переход к системе «Экспресс-3» осуществляется поэтапно, по мере достижения железными дорогами готовности к работе по новым информационным технологиям, которыми предусматривается полная автоматизация всех основных технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками.

АСУ «Экспресс-3» - человеко-машинная система коллективного пользования. Она состоит из совокупности административных и технологических средств, позволяющих в реальном времени обслуживать пассажиров и управлять пассажирскими перевозками.

Основными информационными объектами системы являются:

- поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);

- рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предполагаемых к продаже);

- терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.

В функциональном плане АСУ «Экспресс-3» имеет ряд подсистем, которые осуществляют информатизацию основных технологических процессов в пассажирском хозяйстве:

- планирование и управление пассажирскими перевозками (АСУ-Л);

- билетно-кассовые операции;

- комплексное справочно-информационное обслуживание (ЭКАСИС);

- управление багажной работой (ЭСУБР) и парком пассажирских вагонов (АСУ-ПВ);

- финансовый и статистический учёт пассажирских перевозок (ЭФИС);

- сервисное обслуживание пассажиров (СЕРВИС) – дополнительные услуги для пассажиров, как на железной дороге, так и на других видах транспорта, а также связь с информационными системами гостиниц, предприятий сферы культуры и т.п.;

- нормативно-справочная информация (РАСПИСАНИЕ).

К новым функциональным возможностям системы относятся:

1. Создание в СУБД DB2 архива проездных документов; в него будут заноситься также сведения об исполненных рейсах поездов и вагонов и нормативно-справочная информация о поездах;

2. Использование информации архива документов для выполнения операций гашения, возврата, переоформления и возобновления утраченных и испорченных проездных документов;

3. Выдача данных об основных показателях пассажирской работы и доходности каждого рейса (любого поезда и вагона);

4. Увеличение периода резервирования до 63 суток (до 90 суток);

5. Выплата оперативных сведений о посадке и высадке пассажиров по ходу следования вагона (поезда);

6. Изменение структуры информации о поезде;

7. Сохранение данных о маршруте каждой нитки графика в отдельности;

8. Продажа билетов с номерами мест по ходу следования поезда;

9. Произвольное определение нумерации мест в вагоне, распределение их по купе и учёт характеристик купе;

10. Выделение нормы мест отдельным промежуточным станциям (трафаретная норма внутри вагона) с ликвидацией понятия «трафаретная нитка»;

11. «Привязка» информации о вагонах конкретного рейса данного поезда к вагонам инвентарного парка;

12. Учёт изменения номера поезда по ходу поезда;

13. Табло наличия мест;

14. Гибкая тарификация билетов в зависимости от сроков продажи, характеристик вагонов, купе, мест (верхние/нижние/боковые), станций маршрута следования, дней недели и т.п.;

15. Динамическое регулирование продажи билетов на поезд по различным моделям (например, равномерное распределение пассажиров по всем вагонам данного типа и т.д.).

Терминалы и АРМы АСУ «Экспресс-3»по назначению подразделяются на рабочие, служебные и административные.

К рабочим терминалам относятся терминалы, на которых оформляют проездные документы, осуществляют возврат, гашение билетов, бронирование мест по паролю, выдачу справочной информации.

На терминалах, устанавливаемых в справочном бюро, получают информацию о поездах, вводят оперативную информацию об опоздании поездов, получают отчётные документы о работе справочного бюро; устанавливаемых в кассе возврата, производят расчёт с пассажирами за нереализованные поездки, возвращают в систему места с неиспользованных проездных документов, получают отчёт кассира за смену.

К служебным терминалам относятся терминалы, выполняющие функции по выдаче финансовых справок и отчётов о работе пункта продажи.

На административных терминалах выполняют ввод оперативных изменений в нормативно-справочную информацию, получают отчёты кассиров за смену, справки о работе касс, об использовании мест в поездах.

Помимо перечисленных рабочих мест в системе существуют АРМы:

- контролирующие документы и продажу проездных документов в поездах и вагонных участках;

- контролирующие эксплуатацию и ремонт пассажирских вагонов, устанавливаемых в депо, на вагонных участках, в управлениях дорог и в Минтрансе России;

- для пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.

Независимо от назначения терминалы и АРМы созданы на базе стандартных узлов персональных компьютеров. При этом тип и параметры процессора, состав программного обеспечения, размеры оперативной и внешней памяти определяются в каждом конкретном случае в зависимости от задач, решаемых данным терминалом или АРМом. В состав оборудования, обеспечивающего обслуживание пассажиров, могут входить устройства для работы с кредитными карточками. Санкционированный доступ к работе на кассовом терминале и АРМе обеспечивается за счёт использования уникальных ключей с защитой от подделок. Ключи выдаются кассиру-оператору и техническому персоналу для обслуживания.

Параметры работы терминала изменяются и устанавливаются переводом его в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального сервисного ключа. Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ «Экспесс-3» предназначены для оформления денежных проездных, отчётных финансовых, вспомогательных и справочных документов. Они подключаются к терминалам с помощью специализированного интерфейса. В них используют шрифт и другие меры, исключающие финансовые злоупотребления при печати денежных проездных документов. АСУ «Экспресс-3» создаётся на базе действующей вычислительной сети системы «Экспресс-2» с поэтапной заменой на железных дорогах России старых, выработавших свой ресурс средств вычислительной техники. Входной информацией АСУ «Экспресс-3» являются заказы и сообщения, поступающие от её абонентов через кассовые терминалы билетных кассиров, АРМы работников железных дорог, справочные установки и серверы сети Интернет. По каждому оформленному проездному документу банк данных системы «Экспресс» регистрирует:

- число проданных мест;

- дату продажи и дату отправления поезда;

- номер поезда, тип вагона;

- станцию отправления и назначения поезда;

- станцию отправления и назначения пассажира и т.д.

Информационное и программное обеспечение системы позволяют вести непрерывный учёт свободных мест в поездах, ход реализации продажи билетов за 63 суток (до 90 суток на 2019 год) до момента отправления поезда и заполняемость вагонов на маршруте.

В структурном плане автоматизированная система управления пассажирскими перевозками представляет собой вычислительную сеть, включающую региональные центры системы «Экспресс-3», которые, взаимодействуя между собой в реальном режиме времени, обслуживают как пассажиров, так и работников железнодорожного транспорта, осуществляющих управление пассажирскими перевозками. Все региональные системы «Экспресс-3» на дорогах сети будут иметь общий распределённый банк данных мест в поездах, на основе которого они взаимодействуют и функционируют. Для облегчения работы билетных кассиров в терминальной аппаратуре используется развитая система меню, отображаемая на экран в виде подсказки. Запоминающее устройство большой ёмкости позволяет проводить расследование различных нарушений работы кассиров. В нём хранится системный журнал работы кассы, представляющий собой архив данных, необходимый для расследования.

В печатающих устройствах используется автоматическое выравнивание вкладываемых бланков для исключения их перекосов и точного впечатывания информации в отведённые графы проездных и перевозочных документов.

В системе «Экспресс-3» информационным технологиям регулирования пассажирских перевозок уделяется особое внимание, поскольку они должны быть непосредственно связаны с маркетинговыми оценками складывающихся ситуаций по пассажирским перевозкам. При этом планируется перейти к гибкому изменению тарифов с таким расчётом, чтобы обеспечивалась оперативная обратная связь в виде соответствующего изменения доходов от проведённых регулировок. То же самое должно относиться не только к тарифам, но и к составам поездов, маршрутам следования и т.д. Наличие такой гибкой системы регулирования на базе автоматизации маркетинговых исследований «Экспресс-3» может повысить населённость поездов на 10-15%. Как показывают расчёты, повышение населённости поездов на 1% приводит к снижению эксплуатационных расходов на 27 млрд. рублей в год. Поэтому указанный рост позволит получать ежегодную экономию порядка 260-400 млрд. рублей. Для оперативного регулирования управления пассажирскими перевозками в региональных системах «Экспресс-3» созданы и разрабатываются новые автоматизированные центры управления. Они оснащаются АРМами, являющимися абонентами «Экспресс-3». АРМы будут обеспечивать необходимой информацией как диспетчеров, следящих за процессом перевозок пассажиров, таки работников пассажирских, финансовых и технических служб на всех уровнях. С помощью АРМов работники всех уровней будут иметь возможность обмениваться между собой необходимой информацией через систему «Экспресс-3».

Таким образом, система Экспресс-3» в завершённом виде должна представлять собой самостоятельный программный комплекс и базу данных для управления пассажирскими перевозками, тесно связанные с другими компонентами единой информационной системы железнодорожного транспорта. В целом система включает в себя 9 подсистем, показанных на рисунке 6.2.1 и входящих в структурную схему информатизации железнодорожного транспорта.

Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» в части резервирования мести продажи билетов являются реализация продажи билетов по ходу поезда с нумерацией мест и хранение мест и всех проездных документов, оформленных в течение последних шести месяцев, в базе данных, доступной в оперативном режиме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: