Согласные «П» и «Б»
Губы плотно сомкнуты и разрываются по горизонтальной линии от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается, а язык лежит плашмя.
Звук «П» - глухой, он произносится одним шумом без голоса. Звук «Б» - звонкий, произносится с голосом.
Для улучшения произнесения этих согласных рекомендуются следующие упражнения:
1. Чередование звуков «П» и «Б» — «Пб», «Пб», «Пб», «пб»...
2. «П» - произносится в сочетании со всеми гласными: пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.
3. «Б»- произносится в сочетании со всеми гласными: «би», «бэ», «ба», «бо», «бу», «бы», «бе», «бя», «бё», «бю».
4. «Бипп», «бэпп», «бапп», «бопп», «бупп», «быпп».
5. «Пи-бби», «пэ-ббэ», «па-бба», «по-ббо», «пу-ббу», «пы-ббы».
Каждое сочетание 5-го упражнения произносится как одно слово пибби, с ударением на первом слоге. Двойное «Б» при этом произносится слитно, без отрыва. Все эти шесть звуковых образований произносятся на одном дыхании.
6. «би-ппи», «бэ-ппэ», «ба-ппа», «бо-ппо», «бу-ппу», «бы-ппы».
Это упражнение произносится по тому же принципу, как предыдущее, но центр тяжести в тренировке падает уже на «П».[3]
7. Упражнение для быстрой и легкой подвижности губ: би-би-«би-би-бипп», «бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп», «ба-ба-ба-ба-бапп», «бо-бо-бо-бо-бопп», «бу-бу-бу-бу-бупп», «бы-бы-бы-бы-быпп». Ударение здесь всюду на последнем слоге. Указанные выше комбинации упражнений на «П» и «Б» можно видоизменять и комбинировать по желанию педагога.
Согласные «К» и «Г»
При произношении звука «К» кончик языка направлен книзу, в то время как задняя часть спинки языка прижимается к заднему краю твердого и переднему краю мягкого нёба, закрывая горло. Нижняя челюсть немного опускается. Самый же звук «К» получается при выдыхании воздуха, отрывающего спинку языка от нёба.
|
К особенностям украинского и белорусского произношений относится, например, так называемое «гхакание», то есть произнесение слов со звуком «Г» следующим образом: вместо галка, город, гусь звучит гhалка, гhород, гhусь и т. д.
В русском языке Гh также иногда употребляется. Так, например, в наречиях когда, тогда, всегда, иногда - раньше принято было вместо взрывного «Г» произносить звук Гh, так же как в словах Господи, Господь, Бога, благо. В настоящее время в этих словах укрепилось произношение по общему правилу звука «Г» взрывного.
При произнесении звука Гh спинка языка не прижимается к мягкому нёбу, а лишь приближается к нему, отчего произносимый звук получается не взрывом, как следует при чистом «Г», а трением.
Упражнения на «К», «Г»:
1. Глухой и звонкий звуки чередуются: «кг», «кг», «кг», «кг», «кг»...
2. «Ки», «кэ», «ка», «ко», «ку», «кы».
3. «Ги», «гэ», «га», «го», «гу», «гы» и т.д.[4]
Согласные «Т» и «Д»
При произношении звуков «Т» и «Д» губы пассивны. Звук «Т» — глухой, «Д» — звонкий, взрывной. Кончик языка при произнесении этих звуков крепко прижимается к верхним передним зубам.
Упражнения на «Т» и «Д»:
1. Тд-тд-тд-тд-тд-тд...
2. «Ти», «тэ», «та», «то», «ту», «ты».
3. «Ди», «дэ», «да», «до», «ду», «ды» и т.д.
Произнесение смягченных звуков «ТЬ» и «ДЬ» и тренировка их требуют предварительного объяснения и особого внимания к нижеуказанным упражнениям. При смягченных «ТЬ» и «ДЬ» передняя часть языка не прижимается к верхним передним зубам, как при твердых «Т» и «Д», а лишь прикасается к передней части нёба.
|
Особенное внимание к этим звукам вызвано тем обстоятельством, что неправильности дикции очень часто встречаются именно в произношении этих двух звуков. В речи довольно часто можно услышать, например, слово дело, звучащее, как дзело, или вместо ветер — вецер, дети — дзеци, дитя — дзитя.
Недостаток этот свойствен большей частью людям, вообще небрежно и вяло произносящим. Такое произношение придает, речи некоторую фатоватость. Для исправления этого недостатка необходимо предварительно добиться большей четкости в артикуляции губ, языка и пр. А затем, точно установив правильное положение языка для этого звука, приступить к тренировке, внимательно прислушиваясь к чистоте произношения смягченных «ТЬ» и «ДЬ».[5]
Произнесение звука «ТЬ», как «ДЗ» или «Ц», характерно для лиц, говорящих на белорусском языке.
Упражнения:
1. «Ти», «те», «тя», «тё», «тю».
2. «Ди», «де», «дя», «дё», «дю».
3. Тидди, тедде, тяддя, тёддё, тюддю.
4. Дитти, дётте, дяття, дёттё, дюттю.
5. «Ди-ти-ти-дди», «де-те-те-дде», «дя-тя-тя-ддя», «дё-тё-тё-ддё», «дю-тю-тю-ддю».
Согласные «Ф» и «В»
При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки «Ф» (глухой) и «В» (звонкий).
Упражнения на чередование звуков «Ф» и «В»:
1. «Ф-в», «ф-в», «ф-в».
2. «Фи», «фэ», «фа», «фо», «фу», «фы».
3. «Ви», «вэ», «ва», «во», «ву», «вы» и т.д.[6]
Сонорные согласные.
К сонорным согласным относятся, как уже было указано, звуки «Л», «М», «Н», «Р».
|
Среди недостатков речи картавость (отсутствие или искажение звука «Р») и неправильное произношение или искажение звука «Л» - явления, требующие при исправлении наибольшего количества времени и внимания. В случаях неорганической, картавости, то есть при абсолютно правильно устроенном рте, нёбе, нормальной уздечке и т. д. и одном лишь неправильном функционировании языка (когда кончик языка не вибрирует),- срок, требуемый для исправления картавости, колеблется иногда между двумя неделями и пятью-шестью месяцами. Исправление неверно или плохо произносимого «Р» или «Л», то есть утверждение правильного положения и функции языка при этих звуках, требует упорной и систематической тренировки и постоянного самоконтроля не только во время упражнений, но и во время разговора, чтения вслух и т. д. Оба эти звука поддаются исправлению довольно медленно.
Согласные свистящие и шипящие.
Если правильное произношение указанных выше сонорных звуков «Р» и «Л» большей частью нарушается недостаточно четким функционированием языка, недостаточной его гибкостью или же органическими недостатками мягкого нёба, уздечки, то правильное произношение звуков «С», «3», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» требует несколько иных предпосылок.
Нормальное произношение этих звуков зависит от правильного и здорового строения зубов и челюстей. Редко расставленные или слишком короткие, неровные зубы, щели между ними, отсутствие передних зубов, несмыкание их из-за чрезмерно выпяченной челюсти - вот причины, из-за которых получается сюсюканье, шепелявенье и другие подобные недостатки. В этих случаях возможность исправления речи всецело зависит от вмешательства стоматолога.
Помехой в четком и чистом произнесении свистящих и шипящих звуков может быть также толстый и неповоротливый язык.
Но, как и в других звуках, причиной недостатков произношений свистящих и шипящих являются не только органические дефекты. Укоренившиеся с детства неправильные привычки в произношении и здесь могут быть причиной шепелявости или сюсюканья и также могут быть исправлены, как всякий другой недостаток неорганического характера, учебно-тренировочными упражнениями.[7]