Инструкция. Обратитесь к испытуемому: «Теперь я назову новые цифры, но на этот раз ты должен повторить их с конца, т.е. назвать в обратном порядке. Например, если я скажу: «2, 7», то как нужно повторить?». Сделайте паузу, чтобы испытуемый мог ответить. Если он отвечает правильно, Скажите: «Правильно». Продолжайте тестирование, начиная с первой попытки трехэлементного ряда: 5, 7, 4 (см. ниже).
Если же испытуемый с примером не справится, назовите ему правильный ответ и воспользуйтесь другим примером, говоря: «Помни, ты должен назвать цифры с конца, т.е. в обратном порядке». Если на этот раз ответ будет правильным, продолжайте тестирование, используя первую пробу с трехэлементного ряда (5, 7, 4). Если же испытуемый не справился и со вторым примером, также продолжайте тестирование, но вернитесь к основному двухэлементному ряду (2, 5). Некоторые испытуемые, справившись с примерами (которые не регистрируются, а значит и не оцениваются), ошибаются в обеих пробах трехэлементного ряда. В таком случае дается двухэлементный ряд и на этом испытание заканчивается. Вторая попытка по каждому ряду предоставляется испытуемому только в том случае, если он не справился с первой.
Испытание прекращается, если испытуемый ошибается во второй попытке (т.е. при использовании какого-либо дубль-ряда).
Оценивание. Оценивается набольшее количество цифр, названных в обратном порядке без ошибок. Испытуемый может набрать максимум 8 баллов.
Количество | Основные ряды (для первой попытки) | Дубль-ряды (для второй попытки) |
4 13 5 7. | ||
1 65298 | ||
691 63258 |
Напомним, что общий балл по данному субтесту равняется сумме баллов, полученных по его отдельным частям. Максимальная оценка — 17 баллов.
|
Примечание редактора. 6-м субтестом завершилась вербальная часть шкалы. Впереди — невербальная часть. Перед тем как приступить к ней, экзаменатор должен приготовить соответствующий наглядный материал, заготовки для которого содержатся во второй, альбомной части настоящего пособия.
1-й субтест Завершение картинок
Инструкция. Перед тем как показать первую карточку, обратитесь к испытуемому: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, на каждой из которых пропущена какая-либо часть. Нужно, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую картинку и'сказал, что именно на ней пропущено. Теперь посмотри на эту картинку (предъявить карточку № 1). Какая важная часть пропущена?».
Если по карточке № 1 дан правильный ответ, продолжайте последовательно предъявлять другие карточки, говоря: «А что пропущено здесь?».
Показывать каждую карточку можно не более 15 секунд. Если за это время испытуемый не смог правильно указать пропущенную часть, задание расценивается как невыполненное, и экзаменатор переходит к следующей картинке.
Если испытуемый не сможет обнаружить пропуск на карточке № 1, скажите: «Посмотри сюда (при этом показывается место пробела)». Если испытуемый ошибается и на второй карточке, ему вновь оказывается помощь, но на этот раз более конкретная: «Видишь, ножка пропущена». Начиная с третьей карточки помощь больше не оказывается. При каждом последующем показе новой карточки повторяйте: «А на этой что пропущено?».
|
Иногда испытуемый указывает на отсутствующую, а не специально пропущенную деталь (например, изображена одна рука, без туловища; дверь, а стена только намечена и т.д.). В первый раз следует сказать: «Да, ты прав. Но какая наиболее важная часть пропущена?». Однако при подобных ответах в последующих картинках такое уточнение не делается и ответ оценивается в 0 баллов.
Испытание прекращается при 4 неверных ответах.
Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.
Большинство испытуемых пропущенную часть может только показать. Если показано правильно, то такой ответ засчи-тывается.
Экзаменатор всегда должен быть уверен, что испытуемый знает, какая именно часть пропущена. В некоторых трудных заданиях точное название пропущенной части может ускользнуть от испытуемого и он воспользуется синонимом или паронимом. Так, в случае с петухом, испытуемый может назвать пропущенную часть «шип», «колючка», «острие», «вещь, которой он дерется». Такой ответ ребенка оценивается как правильный. С другой стороны, если испытуемый показывает правильно, но дает неправильное словесное объяснение, то такой ответ не засчитывается. Например, в случае с термометром, испытуемый правильно показывает на колбочку с ртутью, но говорит: «Цифра пропущена».
Максимальная оценка — 20 баллов.
Тестовые рисунки и правильные ответы
1. Расческа — зубец (зубцы).
2. Стол — ножка.
3. Лиса — ухо.
4. Девушка — рот.
5. Кот — усы.
6. Дверь — петля.
7. Рука — ноготь (лак на ногте).
8. Карта (игральная) — словами или жестами испытуемый должен указать на пропущенную в центре «пику».
|
9. Ножницы — соединительный болт.
10. Пиджак — петли для пуговиц.
11. Рыба — спинной плавник.
12. Винт — прорезь на головке, продольный разрез, щель.
13. Муха — усики.
14. Петух — шпора.
15. Профиль — бровь. ■
16. Термометр — ртуть в колбочке.
17. Шляпа — лента.
18. Зонтик — спицы.
19. Корова — разрез на копыте.
20. Дом — тень.
8-й субтест Установление последовательности картинок
На обратной стороне каждой карточки напечатаны номера, показывающие исходную последовательность размещения карточек перед испытуемым. (Если смотреть со стороны испытуемого, то номера карточек должны увеличиваться слева направо). Тут же, на обратной стороне, напечатаны буквы, дающие в совокупности код для определения правильной последовательности размещения картинок.
Для испытуемых моложе 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости
Инструкция. Эта часть субтеста состоит из четырех заданий: «Собака», «Мать», «Поезд», «Взвешивание». Из них первые три предъявляются в виде картинок, а четвертое — в виде серии последовательных картинок.
Задание Л — 4Со6ака>. Расположите карточки, составляющие части задания, в ряд так, чтобы они воспринимались
испытуемым слева направо, и скажите: «Это рисунок, на котором изображена собака. Он был разрезан. Сложи отдельные карточки так, чтобы получился рисунок». На глазах испытуемого переложите карточки в правильном порядке, одновременно комментируя то, что делаете: «Голова ее здесь, потом идет тело, а вот тут находится хвост».
Остановитесь, давая возможность испытуемому рассмотреть картинку. После этого соберите карточки со стола и снова расположите их в исходном порядке. Одновременно обратитесь к испытуемому: «А теперь сложи их сам, чтобы получилась картинка». Начинайте отсчет времени в тот момент, когда последняя карточка ляжет на стол. Установите на выполнение этого задания временной лимит в 75 секунд.
Если испытуемый делает ошибки, скажите: «Это не совсем правильно. Посмотри еще раз, как я это делаю». Продемонстрируйте правильное расположение карточек вторично, но без какого-либо словесного объяснения. После того как испытуемый рассмотрит сложенный рисунок, соберите карточки со стола и снова расположите в порядке номеров. Скажите испытуемому: «А теперь попробуй сложить их снова». Как уже говорилось выше, задание выполняется в пределах 75 секунд.
Оценивание: 2 балла — за составление в порядке АБВ с первой попытки, 1 балл — со второй.
Задание Б — «Мйть». Обратитесь к испытуемому: «А теперь я покажу другой рисунок, который тоже разрезали, и посмотрю, сможешь ли ты его самостоятельно сложить. Ну вот, сложи это правильно». Разложите в порядке номеров карточки перед испытуемым. В отличие от предыдущего задания здесь демонстрация правильной последовательности карточек не проводится. Если испытуемый не сможет сложить карточки в правильной последовательности (КОТ или ОТК), скажите: «Нет, посмотри, это делается так». Сложите карточки правильно. Затем предоставьте испытуемому возможность в течение нескольких секунд рассматривать составленную картинку (но вторую попытку не предоставляйте). Независимо от того, справился или не справился испытуемый с данной задачей, переходите к следующему заданию — «Поезд».
Оценивание: 2 балла — за составление в порядке КОТ и 1 балл — за составление в порядке ОТК. Лимит времени — 75 секунд.
Задание В — ^Поезд». Разложите карточки перед испытуемым в порядке номеров и скажите: «А теперь сложи эти карточки вместе, чтобы получился рисунок». Задание выполняется в пределах 60 секунд.
Оценивание: 2 балла — за составление в порядке КРОТ, 1 балл — за составление КР и ОТ, с разрывом между двумя соединениями.
Переходите к следующему заданию («Взвешивание») только в том случае, если испытуемый справился (получил 1 или 2 балла) по меньшей мере с двумя из трех пройденных заданий.
Задание Г ~ 4Взвешивание»-. Обратитесь к испытуемому: «Теперь ты получишь несколько более сложное задание. На этот раз нужно так сложить карточки, чтобы они нам рассказали об одном случае. Первой должна идти карточка, рассказывающая о начале события. Потом карточка, рассказывающая, что произошло дальше, а потом — чем все это закончилось». Задание выполняется в пределах 45 секунд.
Оценивание: 2 балла — за последовательность АБВ.
Если испытуемый с заданием «Взвешивание» справляется, пропустите демонстрацию по заданию «Поединок» и продолжайте, начиная с задания >& 1 (»Пожар»). Перед каждым дальнейшим заданием повторяйте: «Разложи карточки в правильной последовательности так, чтобы получился осмысленный рассказ».
Временные лимиты на выполнение каждого задания приводятся в таблице далее.
Если испытуемый, выполнив задание «Поезд», не справился с заданием «Взвешивание», покажите ему выполнение задания «Поединок» (см. ниже) и только после этого переходите к заданию № 1 («Пожар»).
Испытание прекращается, если испытуемый не справился с двумя заданиями подряд: например, с В и Г или Г и № 1, или № 4 и 5.
Для испытуемых 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости. Инструкция. Разложите в порядке номеров карточки из набора «Поединок» (он используется только для демонстрации и не оценивается) и скажите: «Эти картинки рассказывают о человек, который принял участие в боксерском поединке; этот поединок он проиграл. Сейчас карточки лежат в беспорядке, а не так, как должны быть размещены. Проследи за мной и посмотри, как я перевожу их, чтобы получился действительно рассказ в картинках». После того, как карточки будут разложены правильно, остановитесь на минуту, чтобы испытуемый смог ознакомиться с предоставленной последовательностью. Затем переходите к заданиям № 1 — 7.
Последовательность предъявления карточек определяется номерами, напечатанными на их тыльной стороне. Там же напечатаны и кодирующие буквы, определяющие правильную последовательность размещения картинок. На каждое задание отводится определенное время. Если испытуемый справляется с работой за более короткий срок, то ему выставляются дополнительные, премиальные баллы.
Отсчет времени начинается с того момента, когда последняя карточка ляжет перед испытуемым. Временные лимиты для каждого задания приведены ниже.
Начинайте с задания № 1 («Пожар»). Перед предъявлением карточек обратитесь к испытуемому: «У меня есть еще карточки, из которых ты должен составить рассказ. Я буду выкладывать их перед тобой в беспорядке. А ты должен будешь расположить их в правильной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ».
В дальнейшем каждое новое задание должно предваряться повторение слов: «Разложи это в правильной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ». Это обращение может быть сокращено, когда испытуемый хорошо поймет, что надлежит делать.
Иногда испытуемые начинают раскладывать карточки не слева направо (как принято), а справа налево или даже сверху вниз. В таких случаях нужно спросить испытуемого: «Где
начинается рассказ?». Если испытуемый правильно показывает начало рассказа и последовательность соблюдена, то такое задание засчитывается.
Оценки для заданий № 1 — 7
(включая премиальные баллы за скорость).
№ л/л | Задание | Лимиты времени, с | Правильная по-следова-тель-ность картинок | Оценки {в баллах), в зависимости от скорости выполнения задания, с | |||
4 | |||||||
ПОЖАР | УЖАС | 16-45 | 11-15 | 6-10 | 1-5 | ||
ВОР | СТОП | 16-45 | 11-15 | &-10 | 1-5 | ||
ФЕРМЕР | КРОТ или ОКРТ | 16-45 | 11-15 | 6-10 | 1-5 | ||
ПИКНИК | СМЕХ или СМХЕ | 16-45 | 11-15 | 6-10 | 1-5 | ||
соня | ОТДЫХ | 21-60 | 16-20 | 11-15 | 1-10 | ||
САДОВНИК | УДОЧКА или УОДЧКА | 31-75 | 21-30 | 16-20 | 1-15 | ||
ДОЖДЬ | МАСТЕР | 31-75 | 21-30 | 16-20 | 1-15 | ||
МСТЕАР | 2 балла, без премиальных | ||||||
АСТЕМР | 2 балла, без премиальных |
Если испытуемый, который начинал с наблюдения за демонстрацией «Поединка», не справился ни с заданием «Пожар»', ни с заданием «Вор», то ему задания от А до Г не засчи-тываются автоматически. Поэтому дайте ему задания А, Б, В и Г, сосчитайте «заработанные» баллы и на этом испытание прекратите. Испытание прекращается при двух неправильно выполненных (оцененных в 0 баллов) заданиях подряд.
Оценивание. Задания А, Б, В и Г оцениваются в соответствии с инструкцией. По заданиям 1 — 7 оценки выставляются в соответствии с таблицей. За правильное выполнение этих заданий испытуемый получает по 4 балла и еще до 3 баллов — в качестве премии за быстроту ответов. В
таблице приведены также баллы для приемлемых вариантов ответов. Если испытуемый, который начал с наблюдения за демонстрацией «Поединка», «заработал» некоторое количество баллов по заданиям «Пожар» и «Вор», то ему начисляются также 8 баллов за задания А, Б, В и Г.
Максимально возможная оценка — 57 баллов.
9-й субтест Составление орнаментов из кубиков
Для проведения данного теста используется набор из 9 одинаковых кубиков. Кубики окрашены в два цвета — красный и белый; граница между этими цветами проходит по диагонали, разрезающей кубики на две симметричные части. Развертка такого кубика представлена на рис.1 (вместо красного цвета на рисунке использована штриховка). Реальный размер грани кубика — 25 мм (1 дюйм).
Рис.1. Развертка кубика для субтеста «Составление орнаментов из кубиков» (изгибание — за плоскость рисунка).
Для испытуемых моложе 8 лет либо тех, кто подозревается в умственной отсталости.
Инструкция. Орнамент А. Возьмите четыре кубика в руку и скажите: «Ты видишь, что у этих кубиков разные стороны раскрашены по-разному. Я сложу их вместе, и у меня получится узор. Следи за моими действиями»1.
Медленно расположите четыре кубика так, как показано на карточке. Затем вручите испытуемому четыре других кубика и скажите: «Сделай точно так же, как я». Если испытуемый не справляется с заданием обратитесь к нему: «Посмотри снова, как я это делаю». Проведите повторную демонстрацию, используя кубики испытуемого. Затем кубики испытуемого перемешайте, а свои образец оставьте в неприкосновенности. Обратитесь к испытуемому: «Попробуй еще раз и сделай точно так же, как я»,
В левом углу каждой карточки обозначено время (в секундах), отводимое на выполнение данного орнамента. Хронометрирование каждой попытки начинается в тот момент, когда прозвучит последнее слово инструкции. Если при выполнении заданий А, В и С испытуемому предоставляется вторая попытка, то время фиксируется заново.
Задание считается невыполненным в двух случаях: если испытуемый вообще не может сложить орнамент или если он не успевает сложить орнамент за отведенное время. Если выполняя задания А, В и С, испытуемый не уложился в лимит времени, то работу следует прервать и предоставить вторую
1 Необходимо предупредить возможность того, что испытуемый будет смотреть на боковые стороны фигуры, а не на ее верх. Для этого следует построить показ так, чтобы испытуемый смотрел на кубики сверху вниз. Изложив задание, экзаменатор должен передвинуть фигуру-образец на расстояние примерно 18 см от края стола, где сидит испытуемый. Если испытуемый правша, фигура-образец должна размещаться несколько левее линии, перпендикулярной телу испытуемого, и правее — если он левша. Для экзаменатора важно, чтобы и испытуемый сидел параллельно краю стола. В исходной позиции при использовании 4 кубиков у 3 из них верхняя грань должна быть белой, а у одного — красно-белой. При использовании 9 кубиков у 7 из них верхняя грань должна быть белой, у одного — красной и у одного — красно-белой.
попытку (в соответствии с правилами, касающимися каждого из этих заданий)2.
Рис.2. Наиболее распространенные ошибки в составлении орнаментов из кубиков.
Орнамент В. Перед продолжением работы переверните все кубики. Потом за ширмочкой (ее функцию может выполнить раскрытая папка) составьте орнамент В и покажите модель испытуемому. При этом скажите: «А теперь сделай так, как здесь. Сделай самостоятельно». Если испытуемый при первой попытке не справляется с орнаментом В, переверните кубики испытуемого и скажите: «Посмотри, как это делаю я». Оставьте модель в неприкосновенности и продублируйте.ее кубиками испытуемого. После демонстрации верните его кубики в исходное положение и скажите: «А теперь попробуй это сделать сам».
2 Любое отступление от положения образца на плоскости или от его внутренней структуры считается ошибочным (рис.2). Перед тем как предоставить вторую попытку, скажите: «Посмотри, кубики должны лежать вот так». Переставьте кубики испытуемого, чтобы они соответствовали образцу. Затем, вернув его кубики в исходное положение (3 кубика имеют красную верхнюю грань, а 1 — красно-белую), предложите составить узор самостоятельно. Если и при второй попытке испытуемый повторяет свои ошибки, он получает 0 баллов. Однако, если он скорректирует свой узор и составит заданный орнамент, ему выставляется 1 балл. Эти же правила касаются орнаментов В и С.
Оценивание: 2 балла — за выполнение с первой попытки, 1 балл - за выполнение со второй попытки.
Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.
Орнамент С. Если испытуемый с первой или со второй попытки справился с орнаментом В, уберите кубики, которые служили образцом, и на их место положите карточку с заданием С Обратитесь к испытуемому: «На этот раз мы попытаемся так собрать кубики, чтобы они выглядели, как на этих рисунках. Сначала посмотри, как это буду делать я». Составьте медленно орнамент и как только кончите, скажите: «Видишь, верх кубиков выглядит точно так же, как на картинке». Верните кубики, которые использовались во время показа, в исходное положение и скажите: «А теперь посмотри на картинку и сам составь этот орнамент из кубиков. Начинай».
Если испытуемый не справляется с составлением орнамента, верните кубики в исходное положение и скажите: «Посмотри, как я это делаю». Составьте орнамент снова. Затем верните кубики в исходное положение и скажите: «Начинай. Посмотрим, получится ли у тебя на этот раз».
Оценивание: 2 балла — за выполнение задания с первой попытки; 1 балл — со второй.
Испытание прекращается, если испытуемый не справился с заданием даже со второй попытки.
Если испытуемый справился с заданием С (с первой или со второй попытки), продолжайте тестирование, начиная с орнамента № 1 и проводите его до тех пор, пока не будет две неудачи подряд (см. инструкцию для орнамента № 1 — 7 ниже).
Для испытуемых 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости. Инструкция. Разложите кубики так, как это предусмотрено правилами. Возьмите карточку, обозначенную буквой С, и скажите: «Посмотри, эти кубики имеют различную окраску сторон. Их можно сложить вместе и составить такой же орнамент, как на этой карточке. Посмотри, как я это делаю».
1 Начиная с этого задания все образцы предъявляются только с помощью карточек.
Медленно составьте орнамент. Затем верните кубики в исходное положение и скажите: «А теперь сделай так же. Начинай. Скажи мне, когда окончишь». Дайте испытуемому четыре кубика.
Если испытуемый с первой попытки не справится с заданием, предоставьте ему вторую попытку, используя инструкцию, данную выше в отношении второй попытки по орнаменту С.
Если испытуемый не справится с орнаментом С даже со второй попытки, вернитесь к орнаментам А и В, которые предлагались для испытуемых меньшего возраста. Затем, записав испытуемому столько баллов, сколько он «заработал» за орнаменты А и В, прекратите испытание.
Оценивание: 2 балла — за выполнение с первой попытки и 1 балл — со второй попытки. Если испытуемый выполняет орнамент С с первой попытки или второй попытки, перейдите к орнаменту № 1 и запишите 4 балла за орнаменты А и В.