Благоразумный Разбойник.




В начале было Слово.

Вместо предисловия.

В Евангелии есть места, которые являются особенно важными для того, чтобы научиться не колеблемой самоидентификации себя как последователя и ученика Христа. Христос, как известно, пришёл не для того чтобы стать счастливым Человеком, и научить счастью остальных, счастью в его земном понимании. Христианство не пример для тех из нас, кто ищет формулу расчётливой удачи, гарантированного успеха в обществе, комфортной и предсказуемой жизни. Христианин приходит в мир, рождается в Церкви, не для того, чтобы послужили ему, но для того, чтобы послужить и дать душу свою за избавление многих своих братьев и сестёр, нуждающихся в этом служении и в этой и в тамошней жизни. Христианство – это не для себя. Это аксиома не имеет альтернатив.

Богослужебное призвание каждого православного христианина очень велико. Каждый, вообще каждый – священник, кто-то по прямому призванию (обучен, хиротонисан), а остальные по крещенскому. Мы все дети Божии, «царственное священство, народ святый». Мы все молитвенники за мир, просто кто-то действительно призван молиться за мир в буквальном смысле такой молитвы – это духоносные старцы монахи в сане и без, архиереи, иереи, дьяконы и некоторые отдельно избранные миряне (св. Матрона, св. Ксения и проч.), а некоторые молятся за мир тем, что делают лучше свой малый мир, мир своей семьи, окружения на работе, среди соседей по месту жительства и т.д. Кем бы мы не родились, кем бы ни были по образованию и возможностям, но если ты стал воцерковлённым православным человеком, то «отвергнись себя, возьми крест свой и иди и следуй за Мною» это нужно ни для чего иного как «и будешь иметь жизнь вечную и сокровище на небесах». Для другого Православие не существует. Если Православие несёт ещё какое бы то ни было благовестие отличное от того, что сокрыто в этой истине – это уже не религия Христа.

И давайте посмотрим, теперь, на те моменты из эпизодов и текстов Священного Писания и обычной жизни, которые иллюстрируют нам в наиболее совершенном виде то, в чём мы внутренне так всегда нуждаемся, зачастую при живом Предании являясь «овцами не имущими пастыря» - те уроки, которые преподает нам Бог, чтобы разглядеть своего Учителя и Господа предельно пристально в Его внутреннем, обращённом к нам, мире, чтобы отбросив сонливость апостольской Гефсимании, скорее прильнуть к Воскресшему из мёртвых, и воскликнуть жизнью вместе с тем человеком, которому посчастливилось быть первой кто увидел Христа сразу после Его Воскресения, из которой Он изгнал семь бесов и которая умыла ноги Его слезами своими за что и получила этот дар Встречи до всех прочих встреч: «Раввуни»!!!

Благоразумный Разбойник.

Христос проделывает Свой земной путь, в том числе, и чтобы спасти разбойника в последние мгновения его преступной жизни. Одному святому Христос открыл, что даже если бы на земле был всего один человек, оказавшийся в состоянии обольщения дьяволом и во власти первородного греха, то и ради него одного Христос бы воплотился, взошёл на Крест и освободил бы падшую человеческую природу Воскресением. Поэтому, в ситуации с разбойником – Господь наш Иисус Христос проделал путь земной жизни, в том числе и ради того, чтобы спасти этого человека, который был уже на волоске от временной и вечной гибели-казни, если судить его исходя из законов справедливости судьбы.

Разбойник – квинтэссенция самости естественного человека. Его мировоззрение авантюрной лотереей приводит его на крест позорной и заслуженной смерти. Крест справедливого воздаяния за грехи отдельно взятой жизни.

Христос – квинтэссенция Божественной благодати, Божественного присутствия в человеческой природе, Любви, Мудрости, Спасения, Бессмертия. Его предначертание неслучайно приуготовило Ему взойти на Крест жертвенной смерти за грехи всего человечества. Крест Святого за недостойных.

Крест разбойника – это и есть крест греха, проклятия и смерти.

Крест Христа – это Крест отъятия от человеческого рода греха, проклятия и смерти.

Когда мы, влекомые-обольщаемые-насилуемые своей самостью приходим в тупик внутреннего развития и сталкиваемся с кажущейся неминуемой смертью от бессмысленно прожитых лет и накопившихся грехов, и ошибок, когда расплата близка как никогда, расплата в виде позорного и заслуженного суицидального (в широком смысле) предчувствия, тогда мы и есть разбойник на кресте. Только каким разбойником стать – висящим справа от Спасителя или слева – вот что входит в выбор свободной воли человека на смертном (не только в смысле тела) одре.

Предсмертное бессилие казнённых за правду по обе стороны от Христа разбойников – это кризис человеческой самости. Это её логический конец. Конец хрестоматийный. Но до последнего остаётся шанс – начать с чистого листа во Христе, но уже не в этой жизни. Если говорить о более пространном контексте – таким каким ты себя знал до встречи с Богом, ты уже никогда не сможешь позволить себе быть – тебе во что бы то ни стало нужен Спаситель. Спаситель Жизни от смерти – Христос, во все века висящий в нескольких метрах от тебя. Так же Страдающий, находящийся при своей человеческой смерти Живой Бог…

Каждое запечатлённое Евангелием величайшее самопроявление Христа остаётся на века человеческой истории живым, действенным и неизменным, как и Его Воскресение из мертвых, празднуемое в каждый воскресный день недели и в Пасху. Каждое величайшее самопроявление Его имеет кроссисторическую, сверхактуальную, преображающую и действующую, творящую сейчас Божественную, спасительную мощь в Жертвенной, Божественной Любви.

Христос отвечает всем типам вызовов внутреннего человека всех времён. Христос всегда ждёт нас впереди наших сегодняшних событий и грехов. Христос Всегда Ждёт!

Гефсимания.

У Христа не было самости. У Христа была естественная воля, которая предала себя в руки воли Божественной в итоге гефсиманского моления. Так и мы должны, когда нам очень тяжело, но на кону стоит воля Создателя, сквозь слёзы немощи говорить: «но не моя воля, но Твоя да будет!». Так распинается человеческое и умирает ветхое ради чуда превращения в новое – богочеловеческое.

Нам надо хотя бы научиться этому сквозь слёзы немощи! Потому что Христос делал это, роняя на остывающую землю, капли кровавого пота. Мы перед Ним в неоплатном долгу …

Наше лучшее –есть ничто перед Богом. Его самое малое – есть больше чем нам требуется без каких-либо наших усилий.

Каждый христианин умирает либо в Гефсимании, либо на кресте справа … Но смерть ради Христа неизбежна. Она неизбежна потому, что именно и там и там умер за и для нас Он …

Гефсимания и Крест.

«В мире скорбни будете».

Гефсимания для каждого из нас – это начало осмысленного воцерковления, независимо от того, сколько времени до этого человек был воцерковлённым православным христианином. Кто крещён гефсиманским распятием самости, или кому повезло попасть в молитву такого подвижника которого Господь сподобил его собственных Гефсимании и Креста – тот из Церкви уже не уйдёт никогда.

Христос пришёл на Свою Гефсиманию к концу Своего земного Подвига, ни в начале Он в ней оказался. Это говорит о том, что нам всем воцерковление в его качественном, внутреннем финале приуготовляет своё уподобление пути Спасителя.

Христианство не избавляет от проблем, оно решает их вечным исцелением через Гефсиманию и Крест. Буду ли я достоин, когда придут ко мне мои Гефсимания и Крест?...

Те, кто сподобляется личной Гефсимании призваны и к личному Кресту. Не всех нас это касается. Христиане в этом смысле делятся на две категории: сподобленные Гефсимании и Креста и пользующиеся плодами тех, кто сподоблен и вышел победителем. И те, и те принимаются Богом. Просто первых Он называет «Своими друзьями», а остальным дарует спасение. Первые входят в Царствие Небесное как свои, вторые как помилованные за подвиг и молитвы первых. Вспоминаются две истории:

«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются. И вот понемногу, незаметно для себя, я втянулся в молитву за мир. Я много плакал от мысли, что если мы — монахи, отрекшиеся от мира, не спасаемся, то что же вообще творится в мире? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния. И вот, в прошлом году, когда я так в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу, явился Господь и спросил меня: «Ты почему так плачешь?»... Я молчу... «Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?»... Я опять молчу... Господь говорит: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога»... Во мне пробежала мысль: «Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?» Господь на движение моей мысли отвечает: «Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую». И отошел Господь». («Старец Силуан» архим. Софроний Сахаров)

 

«Жил-был один подвижник-монах (старец не сказал, что эта история о нем, но монашествующие часто говорят о себе в третьем лице). И вот как-то этот подвижник, имеющий много духовных чад, постучался к Господу. Господь открыл ему дверь, и монах сказал:

– Христе мой, я вот тут подвизаюсь изо всех сил, молюсь, можно мне попросить у Тебя одну вещь?

– Проси, – ответил Господь.

– У меня есть духовные чада, люди, с которыми я связан. Раньше, чтобы попасть в Царствие Небесное, нужно было набрать десять очков. Десятку из десяти. Нужно было очень сильно подвизаться. А времена сейчас такие трудные – ну никто не может вокруг так подвизаться, чтобы набрать десять из десяти… Не можешь ли Ты сделать так, чтобы те, кто наберут восемь очков, – тоже попали в Царствие Небесное?

– Хорошо, ради тебя, ради твоей любви ко Мне пусть так и будет.

Подвижник продолжает молиться и снова стучит к Господу:

– Христе мой, можно я тебя еще попрошу об одном одолжении?

– Проси, – ответил еще раз Господь.

– Знаешь, Христе мой, ведь даже восемь очков набрать очень сложно. А люди стараются. Они стараются слушаться, молятся. А что, если до восьми очков им не хватит совсем немножко? Сделай, пожалуйста, так, чтобы те, кто набрал шесть очков, тоже попали в Царствие Небесное. Ведь обидно будет: человек старался всю жизнь… Ну вот слабые они такие сейчас… Соблазнов сейчас очень много в мире и духовная жизнь на таком низком уровне… Наберут шесть очков – возьми их тоже к Себе!

– Хорошо, – ответил Господь, – ради твоих подвигов и любви ко Мне, пусть будет так.

Через некоторое время подвижник постучал в третий раз:

– Господи, а если они наберут только четыре? Пожалуйста, Христе мой, я сам буду за них поститься, буду совершать бдения и подвизаться до крови! Пожалуйста, позволь им тоже увидеть Царствие Небесное!

– Да будет так, – промолвил Господь.

Монах оглянулся на людей, посмотрел на всех своих духовных чад, подумал и еще раз робко подошел к двери. Но когда он снова собрался постучать в нее – Господь отворил ее Сам и сказал подвижнику:

– Знаешь, все-таки они должны и сами постараться и приложить некоторые усилия!»

(Рассказано Старцем Ефремом Аризонским, вероятно прикровенно о своем личном опыте)

 

Но, в любом случае, и те, кто пережил уподобление Христу в своем подвиге, и те, кто приобщился к Царствию Божию в подвиге первых, по структуре предания себя во Всеблагую волю Спасителя приобщаются одного и ого же явления – Гефсимании и Креста Богочеловека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: