(CMAS)
Предлагаемый вариант «Шкалы явной тревожности» для детей содержит так же, как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 — на диагностику тенденций ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности. К каждому вопросу шкалы дается два ответа: «верно» или «неверно».
Поскольку методика диагностирует явную, а не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим школьником тревожно-сть(хотя, конечно, не обязательно им так осознаваемую), то высказывания, входящие в шкалу, содержат указания на проявления наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. При этом спецификой детской «Шкалы явной тревожности», в отличие от взрослого варианта — шкалы Дж. Тейлор, — является то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, т.е. школьник должен признать у себя их наличие, ответив «верно». Высказывания, составляющие L-шка-лу, подразумевают как положительные, так и отрицательные ответы.
Методика предъявляется школьникам на индивидуальных бланках (см. Приложение II). С детьми 8 — 9 лет методику следует проводить индивидуально, со школьниками 10 — 12 лет она может проводиться в группах, с соблюдением всех стандартных правил группового обследования.
При индивидуальном проведении методики с детьми младШего возраста (8 лет), испытывающими трудности в чтении, может быть использован устный способ предъявления — психолог зачитывает ребенку каждый пункт и фиксирует ответ школьника. После индивидуального заполнения шкалы целесообразно попросить школьника отметить те проявления тревожности, которые наиболее часто у него встречаются, и те, которые в наибольшей степени мешают ему, «мучают» его. Следует отметить, что вопросы о причинах выбора того или иного варианта ответа обычно оказываются малоинформативными.
|
При групповом проведении необходимо предложить инструкцию, которая обычно дается перед проведением коллективных тестов, после чего предложить детям ознакомиться с инструкцией к методике, предъявленной на бланке, и продемонстрировать пример выполнения, используя образцы, даваемые на бланке. При групповом тестировании нельзя использовать вариант чтения психологом высказываний вслух, так как многие из них носят интимный характер, и их чтение может вызвать в группе нежелательную реакцию.
Примерное время заполнения методики — 15-20 минут.
Применение теста хорошо зарекомендовало себя при решении следующих практических задач:
а) выявление «групп риска» с точки зрения сохранения и профилактики здоровья детей;
б) профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;
в) выявление причин школьной дезадаптации;
г) в психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.п.;
д) при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениями сна и др.;
е) при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня.
Указания к обработке
/. Предварительный этап.
1. Посмотреть бланк и убедиться, что он заполнен правильно (нет пропусков и двойных ответов на вопрос, т.е. тех случаев, когда в ответ на вопрос подчеркнуто и «верно» и «неверно»). В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнен лишь один пункт (вне зависимости от характера ошибки), шкала может обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше одной, то методику обрабатывать нецелесообразно. Следует обратить внимание на детей, которые про-
|
пускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов шкалы. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, принятия решения, попытках уйти от ответа, т.е. являются показателями тревожности.
2. Отобрать бланки, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или «неверно»). Как уже отмечалось, в данном варианте шкалы симптомы тревожности даны только в утвердительных высказываниях (ответ «верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смещением собственно тревожности и тенденции к стереотипности, которая встречается у младших школьников.
Определенным фактором контроля здесь могут служить ответы на «шкалу лжи», которая предполагает оба варианта ответов. В случае одинаковых ответов на все вопросы, полученный результат оказывается сомнительным. Его следует особенно тщательно проконтролировать с помощью других, независимых методов.
77. Основной этап.
1. Подсчитываются данные по шкале «лжи», или «искаженного представления о себе».
Ключ к шкале -«лжи»
Номера пунктов шкалы | |
Ответы «верно» | Ответы «неверно» |
5, 12,21,30,34,36 | 10,41,47,49,52 |
Как обычно, высокие баллы по шкале «лжи» (9 и более) делают достоверность ответов сомнительной.
|
2. Подсчитываются баллы по шкале тревожности — ответы «верно» на пункты шкалы: 1, 2,3,4, 6,7,9,11,12,13,14,15,16, 18,19,20,22,23,24,25,26,27,28,29,31,32,33,35,37,38,39,40,42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53 — т.е. пункты, не вошедшие в шкалу «лжи». Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку.
3. Первичная оценка с помощью таблицы 1, в которой представлены нормативные данные, переводится в шкальную — «стен». Для этого данные испытуемого сопоставляют с нормативными данными группы детей соответствующего возраста и пола.
4. На основании полученной шкальной оценки («стена») с помощью таблицы 2 делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
Приложение I Тревожность.
Перевод «сырых» баллов в «стены»
Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||
Стены | 8—9 лет | 10—11 лет | 12 лет |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд