Краткая характеристика шкал теста А. Нижний уровень




1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня не­вротизма. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности и пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатли­тельности, эмоциональной зрелости. К характеристикам ас­тенического типа подростка относят неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохон-дричность, раздражительность, склонность к колебаниям на­строения.

2. Психотизм. Предназначена для измерения степени пси­хической адекватности личности, фиксирует аутичность, кото­рая характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Пси­хотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобле­ния, ярости, страха и т. п..

3. Депрессия: Шкала предназначена для измерения глу­бины субъективных переживаний, возникающих при сниже­нии доминирующего фона настроения. Депрессия — угнетен­ное состояние, вызываемое тягостными событиями и пережи­ваниями [10].

Содержательно утверждения, собранные в шкале «депрес­сия», отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения, субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4. Совестливость. Предназначена для измерения степе­ни уважения к социальным нормам и этическим требовани­ям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовест­ность, стойкость моральных принципов.

5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, социализированное™ поведения. Шкала фиксирует уровень социальной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6. Общая активность. Предназначена для измерения об­щего уровня активности, энергичности и стеничности личнос­ти. Шкалы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента (ОСТ, Айзенк Г.). Диагностирует лидерские способности подростков, т. к. высо­кая активность, как правило, сопровождается умением спло­тить коллектив, правильно распределить обязанности, увлечь за собой. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

7. Робость, стеснительность. Предназначена для изме­рения робости, стеснительности, скованности в интерперсональ­ных отношениях. Шкала фиксирует такие биполярные ка­чества личности, как решительность — пассивность, уверен­ность — неуверенность, смелость — робость в межличност­ных отношениях. Данный фактор положительно соотносит­ся с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и отрицательно — с деятель­ностью, требующей организаторских способностей.

8. Общительность. Данная шкала направлена на изме­рения широты и интенсивности общения. Наши эксперимен­ты зафиксировали положительную корреляционную связь меж­ду этой шкалой и социометрическим статусом в учебных груп­пах ПТУ и школьных классах, и отрицательную — в группах СПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоци­ональных проявлений, естественность и непринужденность по­ведения, готовность к сотрудничеству, чуткость отношения к людям.

9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценнос­тям. Как отмечает Л. Ямпольский, — этот фактор, вероятно,

может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о «ху­дожественном» и «мыслительном» типах человеческой лич­ности. В этом случае область высоких значений фактора бу­дет соответствовать художественному типу с чувственным, кон­кретно-образным мышлением, с выраженным, благодаря до­минированию первой сигнальной системы, непосредственным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абст­рактного мышления.

10. Женственность. Измеряет предписываемую культу­рой и обществом степень идентификации испытуемого с жен­ской ролью. Шкала фиксирует склонность к волнениям, ус­тупчивости, скромности в поведении, погруженности в личные проблемы, к самооценке и самоанализу. Однако фиксация по­груженности в личные проблемы и переживания не имеет не­вротической и инфантильной природы.

Б. Верхний уровень

11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неуравновешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потери контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие,-ровность, стабильность, последовательность и целенаправлен­ность поведения.

12. Асоциалъностъ. Оценивает социальную приспособлен­ность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал пер­вого уровня «совестливость» и «расторможенность». Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты — учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ран­жировали учащихся по следующим признакам: «дисципли­нированность», «степень идентификации с социальными нор­мами», «совестливость». Статистический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами

тестирования и оценками экспертов, что позволяет не согла­ситься с некоторыми утверждениями о том, что фактор «асо-циальность» фактически не что иное, как шкала «лжи», осо­бенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы. Можно предположить правомерность такого до­пущения для взрослой выборки (более 20 лет), а не для под­росткового и юношеского возраста. Фактор «асоциальность» описывает «социопатическую личность», характеризующую­ся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и трудно кор­ригируемыми асоциальными реакциями.

13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Аналогичные по содержанию факто­ры имеются в моделях личности Айзенка к Р. Б. Кеттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» полу­чена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость», «необщительность». Фактор «интро­версия» измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.

14. Сензитивностъ. Шкала предназначена для измере­ния тонкости, эмоциональности переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию шкал нижнего уровня; «эстетической впечатлительности» и «женственности». Дан­ная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистич­ность, художественное восприятие окружающего мира, учти­вость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Ди­агностирует широту интересов и духовные ценности.

Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выс­тупают как «воедино связанная совокупность внутренних усло­вий», модифицирующих социальное поведение индивида, т. е. реакция подростка на социальную ситуацию макросоциаль-ного окружения зависит от степени выраженности анализи­руемых черт личности.

Предъявление методики. Перед началом исследования ис­пытуемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25 — 30 человек) предоставляется возмож­ность ознакомиться с текстом инструкции самого опросника и бланка ответов (Приложение II). Психолог должен ответить на все вопросы, касающиеся процедуры обследования.

Обработка результатов. Обработка результатов произ­водится с помощью ключа. Ответу, совпадающему с ключом, присваивается 1 «сырой» балл.

КЛЮЧ методики ПДТ представлен в таблице 2.

Полученные «сырые» баллы преобразовываются в стан­дартную форму, путем перевода исходных тестовых оценок в десяти балльную равноинтервальную шкалу методом Р. Кэт-телла (Приложение II). В таблице 3, в частности, приведены нормативные оценки, полученные в результате тестирования подростков 15 — 17 лет (объем выборки 1315 человек ■j-школьников, учащихся ПТУ и СПТУ).

БЛАНК ОТВЕТОВ ПДТ

I. в-нв 31. В-НВ 61, В-НВ 91. В-НВ 121. В-1Ш 151. В-НВ    
2. В-НВ 32. В-НВ 62. В-НВ 92. В-НВ 122. В-НВ 152. В-НВ    
3.   33. В-НВ 63. В-НВ 93. В-НВ 123. В-НВ 153. В-НВ н=  
4. в-нв 34. В-НВ 64. В-НВ 94. В-НВ 124. В-НВ 154. В-НВ    
5. в-нв 35. В-НВ 65. В-НВ 95. В-НВ 125. В-НВ 155. В-НВ    
6. в-нв 36. В-НВ 66. В-НВ 9(i. В-НВ 126. В-НВ 156. В-НВ    
7. в-нв 37. В-НВ 67. В-НВ 97.. В-НВ 127. В-НВ 157. В-НВ    
8. в-нв 38. В-НВ 68. В-НВ 98. в-нв 128. В-НВ 158. В-НВ    
9. в-нв 39. В-НВ 69. В-НВ 99. в-нв 129. В-НВ 159. В-НВ    
10. в-нв 40. в-нв 70. в-нв 100. в-нв 130. в-нв 160. в-нв    
11. в-нв 41. в-нв 71. в-нв 101. в-нв 131. в-нв 161. в-нв д«  
12. в-нв 42. в-нв 72. в-нв 102. в-нв 132. в-нв 162. в-нв    
13. в-нв 43. в-нв 73. &НВ 103. в-нв 133. в-нв 163. в-нв    
14. в-нв 44. в-нв 74. внв 104. в-нв 134. в-нв 164. в-нв св=  
15. в-нв 45. в-нв 75. в-нв 105. в-нв 135. В-НВ 165. в-нв    
16. в-нв 46. в-нв 76. в-нв 106. в-нв 136. в-нв 166. в-нв    
17. в-нв 47. в-нв 77. в-нв 107. в-нв 137. в-нв 167. в-нв р=  
18. в-нв 48. в-нв 78. в-нв 108. в-нв 138. в-нв 168. в-нв    
19. в-нв 49. в-нв 79. в-нв 109. в-нв 139. в-нв 169. в-нв ОА=  
20. в-нв 50. В-НВ 80. в-нв ПО. в-нв 140. в-нв 170. в-нв    
21. в-нв 51. в-нв 81. в-нв 111. в-нв 141. в-нв 171. в-нв    
22. в-нв 52. в-нв 82. в-нв 112, в-нв 142. в-нв 172. в-нв РБ-  
23. в-нв 53. в-нв 83. в-нв 113. в-нв 143. в-нв 173. в-нв    
24. в-нв 54. в-нв 84. в-нв 114. в-нв 144. в-нв 174. в-нв    
1. BHR 31. B-HB 61. B-HB 91. B-HB Ш. B-HB 1M.    
2. R-HB 32. B-HB 62. B-HB 92. B-HB xu. B-HB 152.    
3. B-HR 33. B-HB 63. B-HB 9J. B-HB Ш. B-HB 1M.    
4. B-HR 34. B-HB 64. B-HB 94. B-HB 124. B-HB 1Ь4.   ЭВ=
5. B-HR 35. B-HB 65. B-HB 9b. B-HB \2Ъ. B-HB Ibb.    
6. B-HB 36. B-HB 66. B-HB 9b. B-HB 12b. B-HB lbb.   Ж=
                                                   

Фамилия_________________________ гРУппа ________________________

ПН= _АС=_________________Ш4"___________С= _______

Инструкция для испытуемого. Представьте себе, что все

прочитанное Вами ниже, написано от Вашего имени челове­ком, давно и хорошо Вас знающим (кем-нибудь из родителей, товарищей, учителей и т. п.). Кое-что из написанного ниже верно, т. е. так Вы думаете на самом деле, а кое-что неверно, неправда, Вы так не думаете. Отметьте из написанного, что здесь верно, правда, а что неверно, неправда. Для этого подчеркните на бланке ответов знак В, если Вы считаете данное утвержде­ние верным по отношению к Вам, и перечеркните НВ, если утверждение неверно, неправда. Отвечая, старайтесь соблю­дать следующие простые правила:

1. Все ответы даются на бланке для ответов. В самом оп­роснике никаких пометок делать не следует.

2. Будьте внимательны, следите за тем, чтобы номер отве­та совпал с номером вопроса на бланке для ответов.

3. Если какое-либо утверждение покажется Вам непод­ходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный

ответ.

4. Это задание на скорость, поэтому не тратьте много вре­мени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первый приходит Вам в голову, тогда Вы сможете быстро закончить работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: