1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизма. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности и пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости. К характеристикам астенического типа подростка относят неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохон-дричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения.
2. Психотизм. Предназначена для измерения степени психической адекватности личности, фиксирует аутичность, которая характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т. п..
3. Депрессия: Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Депрессия — угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями [10].
Содержательно утверждения, собранные в шкале «депрессия», отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения, субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.
4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.
|
5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, социализированное™ поведения. Шкала фиксирует уровень социальной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.
6. Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и стеничности личности. Шкалы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента (ОСТ, Айзенк Г.). Диагностирует лидерские способности подростков, т. к. высокая активность, как правило, сопровождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности, увлечь за собой. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.
7. Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных отношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личности, как решительность — пассивность, уверенность — неуверенность, смелость — робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно соотносится с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и отрицательно — с деятельностью, требующей организаторских способностей.
8. Общительность. Данная шкала направлена на измерения широты и интенсивности общения. Наши эксперименты зафиксировали положительную корреляционную связь между этой шкалой и социометрическим статусом в учебных группах ПТУ и школьных классах, и отрицательную — в группах СПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткость отношения к людям.
|
9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Как отмечает Л. Ямпольский, — этот фактор, вероятно,
может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать художественному типу с чувственным, конкретно-образным мышлением, с выраженным, благодаря доминированию первой сигнальной системы, непосредственным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абстрактного мышления.
10. Женственность. Измеряет предписываемую культурой и обществом степень идентификации испытуемого с женской ролью. Шкала фиксирует склонность к волнениям, уступчивости, скромности в поведении, погруженности в личные проблемы, к самооценке и самоанализу. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не имеет невротической и инфантильной природы.
Б. Верхний уровень
11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неуравновешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потери контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие,-ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.
|
12. Асоциалъностъ. Оценивает социальную приспособленность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал первого уровня «совестливость» и «расторможенность». Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты — учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: «дисциплинированность», «степень идентификации с социальными нормами», «совестливость». Статистический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами
тестирования и оценками экспертов, что позволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор «асо-циальность» фактически не что иное, как шкала «лжи», особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (более 20 лет), а не для подросткового и юношеского возраста. Фактор «асоциальность» описывает «социопатическую личность», характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и трудно корригируемыми асоциальными реакциями.
13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеются в моделях личности Айзенка к Р. Б. Кеттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» получена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость», «необщительность». Фактор «интроверсия» измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.
14. Сензитивностъ. Шкала предназначена для измерения тонкости, эмоциональности переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию шкал нижнего уровня; «эстетической впечатлительности» и «женственности». Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего мира, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духовные ценности.
Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступают как «воедино связанная совокупность внутренних условий», модифицирующих социальное поведение индивида, т. е. реакция подростка на социальную ситуацию макросоциаль-ного окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.
Предъявление методики. Перед началом исследования испытуемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25 — 30 человек) предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции самого опросника и бланка ответов (Приложение II). Психолог должен ответить на все вопросы, касающиеся процедуры обследования.
Обработка результатов. Обработка результатов производится с помощью ключа. Ответу, совпадающему с ключом, присваивается 1 «сырой» балл.
КЛЮЧ методики ПДТ представлен в таблице 2.
Полученные «сырые» баллы преобразовываются в стандартную форму, путем перевода исходных тестовых оценок в десяти балльную равноинтервальную шкалу методом Р. Кэт-телла (Приложение II). В таблице 3, в частности, приведены нормативные оценки, полученные в результате тестирования подростков 15 — 17 лет (объем выборки 1315 человек ■j-школьников, учащихся ПТУ и СПТУ).
БЛАНК ОТВЕТОВ ПДТ
I. | в-нв | 31. | В-НВ | 61, | В-НВ | 91. | В-НВ | 121. | В-1Ш | 151. | В-НВ | ||||||||||||||
2. | В-НВ | 32. | В-НВ | 62. | В-НВ | 92. | В-НВ | 122. | В-НВ | 152. | В-НВ | ||||||||||||||
3. | 33. | В-НВ | 63. | В-НВ | 93. | В-НВ | 123. | В-НВ | 153. | В-НВ | н= | ||||||||||||||
4. | в-нв | 34. | В-НВ | 64. | В-НВ | 94. | В-НВ | 124. | В-НВ | 154. | В-НВ | ||||||||||||||
5. | в-нв | 35. | В-НВ | 65. | В-НВ | 95. | В-НВ | 125. | В-НВ | 155. | В-НВ | ||||||||||||||
6. | в-нв | 36. | В-НВ | 66. | В-НВ | 9(i. | В-НВ | 126. | В-НВ | 156. | В-НВ | ||||||||||||||
7. | в-нв | 37. | В-НВ | 67. | В-НВ | 97.. | В-НВ | 127. | В-НВ | 157. | В-НВ | ||||||||||||||
8. | в-нв | 38. | В-НВ | 68. | В-НВ | 98. | в-нв | 128. | В-НВ | 158. | В-НВ | ||||||||||||||
9. | в-нв | 39. | В-НВ | 69. | В-НВ | 99. | в-нв | 129. | В-НВ | 159. | В-НВ | ||||||||||||||
10. | в-нв | 40. | в-нв | 70. | в-нв | 100. | в-нв | 130. | в-нв | 160. | в-нв | ||||||||||||||
11. | в-нв | 41. | в-нв | 71. | в-нв | 101. | в-нв | 131. | в-нв | 161. | в-нв | д« | |||||||||||||
12. | в-нв | 42. | в-нв | 72. | в-нв | 102. | в-нв | 132. | в-нв | 162. | в-нв | ||||||||||||||
13. | в-нв | 43. | в-нв | 73. | &НВ | 103. | в-нв | 133. | в-нв | 163. | в-нв | ||||||||||||||
14. | в-нв | 44. | в-нв | 74. | внв | 104. | в-нв | 134. | в-нв | 164. | в-нв | св= | |||||||||||||
15. | в-нв | 45. | в-нв | 75. | в-нв | 105. | в-нв | 135. | В-НВ | 165. | в-нв | ||||||||||||||
16. | в-нв | 46. | в-нв | 76. | в-нв | 106. | в-нв | 136. | в-нв | 166. | в-нв | ||||||||||||||
17. | в-нв | 47. | в-нв | 77. | в-нв | 107. | в-нв | 137. | в-нв | 167. | в-нв | р= | |||||||||||||
18. | в-нв | 48. | в-нв | 78. | в-нв | 108. | в-нв | 138. | в-нв | 168. | в-нв | ||||||||||||||
19. | в-нв | 49. | в-нв | 79. | в-нв | 109. | в-нв | 139. | в-нв | 169. | в-нв | ОА= | |||||||||||||
20. | в-нв | 50. | В-НВ | 80. | в-нв | ПО. | в-нв | 140. | в-нв | 170. | в-нв | ||||||||||||||
21. | в-нв | 51. | в-нв | 81. | в-нв | 111. | в-нв | 141. | в-нв | 171. | в-нв | ||||||||||||||
22. | в-нв | 52. | в-нв | 82. | в-нв | 112, | в-нв | 142. | в-нв | 172. | в-нв | РБ- | |||||||||||||
23. | в-нв | 53. | в-нв | 83. | в-нв | 113. | в-нв | 143. | в-нв | 173. | в-нв | ||||||||||||||
24. | в-нв | 54. | в-нв | 84. | в-нв | 114. | в-нв | 144. | в-нв | 174. | в-нв | ||||||||||||||
1. | BHR | 31. | B-HB | 61. | B-HB | 91. | B-HB | Ш. | B-HB | 1M. | |||||||||||||||
2. | R-HB | 32. | B-HB | 62. | B-HB | 92. | B-HB | xu. | B-HB | 152. | |||||||||||||||
3. | B-HR | 33. | B-HB | 63. | B-HB | 9J. | B-HB | Ш. | B-HB | 1M. | |||||||||||||||
4. | B-HR | 34. | B-HB | 64. | B-HB | 94. | B-HB | 124. | B-HB | 1Ь4. | ЭВ= | ||||||||||||||
5. | B-HR | 35. | B-HB | 65. | B-HB | 9b. | B-HB | \2Ъ. | B-HB | Ibb. | |||||||||||||||
6. | B-HB | 36. | B-HB | 66. | B-HB | 9b. | B-HB | 12b. | B-HB | lbb. | Ж= | ||||||||||||||
Фамилия_________________________ гРУппа ________________________
ПН= _АС=_________________Ш4"___________С= _______
Инструкция для испытуемого. Представьте себе, что все
прочитанное Вами ниже, написано от Вашего имени человеком, давно и хорошо Вас знающим (кем-нибудь из родителей, товарищей, учителей и т. п.). Кое-что из написанного ниже верно, т. е. так Вы думаете на самом деле, а кое-что неверно, неправда, Вы так не думаете. Отметьте из написанного, что здесь верно, правда, а что неверно, неправда. Для этого подчеркните на бланке ответов знак В, если Вы считаете данное утверждение верным по отношению к Вам, и перечеркните НВ, если утверждение неверно, неправда. Отвечая, старайтесь соблюдать следующие простые правила:
1. Все ответы даются на бланке для ответов. В самом опроснике никаких пометок делать не следует.
2. Будьте внимательны, следите за тем, чтобы номер ответа совпал с номером вопроса на бланке для ответов.
3. Если какое-либо утверждение покажется Вам неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный
ответ.
4. Это задание на скорость, поэтому не тратьте много времени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первый приходит Вам в голову, тогда Вы сможете быстро закончить работу.