Особенности музыки как искусства слухового впечатления




 

Для музыки естественнее доминирование слуховых впечатлений. Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру. Полученное возбуждение "разливается" по клеткам зрительных, двигательных, кожных и других анализаторов, затрагивая сохранившиеся в их центрах отпечатки прежних раздражений. Так возникает разветвленная система новых и старых очагов возбуждения. Эта система сигнализирует о своем содержании в другие центры мозга, вызывая ответную реакцию, которая "приводит к образованию эмоциональных, субъективно оправданных комплексных очагов возбуждения". "Кладовая следов" называется памятью, хранимые в ней богатства - накопленным жизненным опытом. Полученные мозгом новые раздражения возбуждают клетки, хранящие старые отпечатки (154). Активизированные представления разные по характеру (эмоциональные, слуховые, зрительные и другие) значительно расширяют, обогащают воспринимаемый образ, связывают его с жизненным и эстетическим опытом человека (М.Г. Арановский, М.П. Блинова, В.Д. Остроменский и др.). Следовательно, механизм музыкального воздействия включает:

а) прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки;

б) сложноопосредованные эмоциональные связи, складывающиеся в жизненной практике, в процессе восприятия музыки;

в) предметно-эмоциональные ассоциативные связи, которые также складываются в жизненной практике человека.

Таким образом, возникшие в процессе восприятия музыки ассоциативные представления (зрительные, слуховые, комплексные и т.д.), становятся эмоционально окрашенными образами (М.П. Блинова, А.Г. Костюк, В.Д. Остроменский, Г.Н. Кечхуашвили и др.).

Следовательно, "в механизме воздействия музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее в воздействии музыки, как и других произведений искусства, заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому, что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций (переживаний), мыслей". При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.

Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными. Экспериментальным путем установлено, что слух приносит приблизительно в 30 раз меньшее количество прямой информации о внешнем мире, чем зрение. Однако психофизиологическое воздействие звуковой среды много сильнее, чем оптической, так как в структуре биологического развития человека она занимает специфическое место, господствующее при восприятии речи, музыки и других сложных звуковых сигналов (НО). Активность зрительных впечатлений слабее слуховых, так как последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающих звук./На преимуществах воздействия звуковой сигнализации основаны особенности влияния музыки, связывающие музыку с речью, которая также в первую очередь обращена к органам слуха.

В настоящее время в науке имеется достаточно свидетельств, подтверждающих влияние музыки на речь. О взаимосвязи первой и второй сигнальных систем в процессе восприятия музыки и о доминирующей роли второй психологи высказывались неоднократно. В отечественной психолингвистике речевые функции в условиях преходящего угнетения правого и левого полушарий мозга изложены в работах А.Я. Балонова, В.Л. Деглина, Т.В.Черниговской и др. При поочередном отключении на музыкальном фоне правого и левого полушарий мозга (в патологии) зафиксированы следующие явления: при временной "нетрудоспособности" левого полушария опознание предметных звуков и мелодий не оживляет обычно спаянных с ними словесных ассоциаций, испытуемые не только не могли назвать услышанную песню, но и вспомнить слова, относящиеся к ней, хотя до эксперимента знали и мелодию, и текст. На основе данного наблюдения ученые делают важный для нас вывод о взаимосвязи правого и левого полушарий в процессе опознавания музыкальных образов и предметных звуков: правое их распознает, левое обеспечивает их словесную символизацию, а также организует понимание речи, ее экспрессивную окраску и словесную память. При отключении правого полушария обедняются словесные формулировки, описывающие интонационные оттенки речи; увеличивается время, необходимое для опознания и называния интонаций. Однако его отключение не сказывается на словарном запасе в целом, за исключением некоторого снижения разнообразия словесных определений, опознанных интонацией.

Отключение левого полушария ведет к оскудению словарного запаса. Попутно исследователям удалось установить, что словесная функция левого полушария направляется и активизируется той чувственной, образной информацией, которую поставляет ему правое полушарие. Это позволяет предположить, что содержательность, образность и интонирование собственной речи в большей степени зависит от правого полушария, которое под воздействием музыки "раскрашивает" речь экспрессией, одновременно регулируя избыточную активность речевых центров.

Анализ теоретической литературы показал, что проблема особенности воздействия отдельных музыкальных средств через ассоциативные системы еще только начинает привлекать внимание ученых. По характеру информации, которая преобладает в том или ином музыкальном средстве, все они могут быть распределены на две группы: специфически музыкальные, не существующие вне музыки, и неспецифические музыкальные. К первым относят, например, лад, гармонию; ко вторым - запасы жизненного опыта: биологического (сенсорные, кинетические, пространственные) и социального (речевые - шире - коммуникационные), которые применяются не только в музыке (темп, регистр, ритм, тембр, динамика, звуковысотный рисунок).

Темп и ритм, выражающие скорость чередования музыкальных фраз, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. При этом влияние метроритмической организации музыки проявляется двояко: "учащение пульсации фраз приводит к нарастанию возбужденности, а укрупнение фраз к успокоению", так как "почти каждая эмоция обладает свойственным ей типом дыхания". Ритмическая организация музыкальной ткани, т.е. временное членение, организует и ритм восприятия, чья интенсивность находится у него в зависимости. Музыка воздействует на вегетативную систему в целом, изменяя ритмы сердечной деятельности (В.С. Мархасин, В.М. Цеханский). И в этом влиянии не предусматривается ничего необычного: физиологи, психологи и нейрохирурги давно заметили, что, например, при совершении движения расширение сосудов в мышце несколько предшествует самому движению и, следовательно, определяется не изменением в мышце, а мысленным решением совершить действие (ЮЗ).

Следовательно, ритм, являясь одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Метр и ритм тесно взаимосвязаны. Если в ритме выражается соотношение звуков во времени, то метр служит мерилом этих соотношений. Именно рефлексы на отношения И.П. Павлов считал физиологической предпосылкой к образованию понятий, представляющих собой элементы мысли. Поэтому рефлексы на отношения и играют такую важную роль в познавательной деятельности человека. Особое воздействие через ассоциативные системы оказывает и лад - система взаимосвязи музыкальных звуков с ведущей ролью одного из них, названного для отличия от других главным тоном, или тоникой. Так, Блинова М.П. отмечает усиление состояния возбуждения при восприятии мажорного лада и усиления процесса торможения при восприятии минора. Причину такого явления ученый усматривает в психологических особенностях, а именно, во влиянии разных соотношений процессов возбуждения и торможения на эмоциональную сферу. Например, замечено, что "в основе страха, скуки, тоски и некоторых других неприятных чувств лежит чрезмерная трудность становления тормозящего процесса". Художественное моделирование эмоций на основе механизма ассоциаций осуществляют регистр ("часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса, которая состоит из ряда сходных по тембру звуков") и тембр ("окраска звука"). Низкие звуки, особенно при их усилении, создают в клетках мозга наиболее значительные очаги возбуждения.

Взаимосвязь эмоционального опыта человека и восприятия тембра обнаружил Л.А. Мазель: "чувство ликования предполагает светлую, радостную окраску..., эмоция отчаяния предполагает... темную, мрачную окраску" звука.

Художественные, в том числе музыкальные ассоциации присваиваются с детских лет наряду с овладением словесными обозначениями интонаций, звуков, настроений и чувств, поэтому в процессе длительного общения с музыкой возникают рефлекторные дуги, связывающие музыкальную информацию и слова, на которые эта информация "переводится". Происходит закрепление ассоциативных музыкально-речевых связей в форме условного рефлекса. При последующем восприятии схожей музыкальной формы, т.е. имеющей знакомые выразительно-изобразительные средства, ритмическую организацию и т.п., слова-"сигналы" актуализируются, и человек определяет лексическими средствами известные компоненты музыкального образа, свои эмоции и чувства, ассоциативные представления. Таким образом, воспитание способности к ассоциативному мышлению, сама ассоциирующая деятельность в процессе восприятия музыки становится могучим фактором учебной деятельности (В. Тасалов), помогающая ученику, у которого восприятие искусства носит конкретно-образный характер, правильно воспринять и осмыслить содержание учебного материала.

При изучении учебной литературы по детской и возрастной психологии выяснилось, что особое внимание психологов и педагогов вызывает проблема соотношения обучения и развития, с одной стороны, и связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоции), с другой. Учитывая единство процессов обучения и развития (С.Л. Рубинштейн), действие которого обязательно в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения, имеет основание для рассмотрения возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в аспекте проблемы исследования.

Определение основных тенденций в развитии психических процессов в дошкольном возрасте способствовало тому, что произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия. В исследовании Н.Н. Поддъякова прослежено возникновение ориентировочных действий у детей. Только в тех случаях, когда пробовательное действие приводит к результату, ребенок осуществляет исполнительное действие.

“Научение” музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выводы и обобщать - умение воспринимать. Воспринимать музыку - дело трудное. К нему необходимо подготовить внимание. Рассматривая вопрос о месте музыки в общеобразовательной школе как предмета наблюдения, следует ограничить фазу научного изучения и фазу эстетического отбора до скромной фазы наблюдения за воспринимаемым явлением.

Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса. Но важны не столь оценка и вкус. Опираясь только на них, трудно оправдать место и значение музыки в школе, определить границы ее использования как школьного предмета. И художественная оценка, и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвятую цель, на которой строится программа. Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начинать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца - красивое зрелище, но не в нем одном (то есть не в красоте зрелища) дело. Есть в созерцании заката более существенная сторона, чем простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень жизневосприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление, можно и должно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Такое пассивное погружение - вредно, т.к. не актуально и не динамично.

Музыка - искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки, прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух.

Напряжение слухового внимания при восприятии-наблюдении музыки дает возможность схватывания среди непрерывно протекающего музыкального движения. Схватывания связи друг с другом и взаимодействия всех обусловливающих процесс звучания элементов. Вырабатывается насущное качество восприятия, насущное именно при современной переоценке всего существующего. Восприятия - в плане соотносительности и сопряженности организующих звучащую материю элементов.

Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами звучаний и понять процесс развертывания звуков - это постигать соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами.

Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах - если только факт обогащения нашего сознания и повышения уровня жизненной интенсивности через слуховые восприятия, организованные в музыке, не вызывает в сущности никаких сомнений - является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сперва в их число музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной.

Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной эпохи навыков - дело метода. При организации преподавания музыки в общеобразовательной школе ни в каком случае не следует избегать проблемы музыкальной эволюции, понимаемой как развитие своеобразного эмоционального языка, т.к. эта проблема связывает музыку с важнейшими социальными проблемами. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим.

Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать “непосвященных” схоластической премудростью.

Музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Она, непосредственно обращаясь к чувствам, вызывает независимые от воли человека, глубокие эмоциональные реакции. Музыка отражает определенные жизненные моменты и создает особое отношение к ним. Музыкальное искусство пользуется языком звуков, содержание ее составляет внутренний мир человека, его переживания, чувства. Выразительность музыки, сила ее огромного воздействия основана на активности слуховых впечатлений, на тесной связи с речью, являющейся основным средством общения людей. Полнота художественного восприятия зависит от уровня художественного развития человека. У девиантных и делинквентных подростков этот уровень довольно низок. Музыкальное образование и воспитание предполагает открытие эмоционально-личностных возможностей учащихся, их духовное становление. Музыка несет воспитывающее начало, поэтому использование музыки в целях оздоровления души и тела имеет тысячелетнюю историю.

Музыкальная педагогика считает, что музыка, основанная на классических и народных традициях, всегда стремится воплотить этико-эстетический идеал, пробудить в человеке добрые чувства.

Д.Д.Шостакович писал: “Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспитывающего злобу, ненависть, разбой. Может такие и создавались, но они бесследно исчезали, так как не могли быть большим искусством. Люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир”.

Музыкальное искусство, глубоко проникая в эмоциональную сферу, призвано осуществить связь души ребенка со смыслом окружающей жизни. Задача педагога помочь ему в этом.

К осознанному восприятию музыки учениками можно подойти через интонацию. С интонацией связано воплощение художественного образа в музыке. Интонация - основа музыкального общения и мышления. “Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение вырастает из одного, двух или нескольких “зерен”. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же узнаем при повторениях и запоминаем” (Д.Б. Кабалевский “Программа по музыке”).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: