российского общества различными типами СМИ




Выделение социальной журналистики в качестве отдельной типологии осложнено не столько малой распространенностью этого вида текстов, сколько социальной природой средств массовой информации. Служение общественным интересам — имманентное условие, главная составляющая качественной журналистики. Социально ориентированными являются многие тексты неспециализированных общественно-политических изданий, что не позволяет трактовать типологию социальной журналистики только в качестве средства выражения интересов НКО. Такой подход представляется необоснованно суженным, непродуктивным.

Социальную журналистику целесообразно типологизировать по предметно-содержательному и функциональному признакам. Особая интенция текстов предопределяет приоритетные творческие методы, приемы и формы журналистской деятельности, открыто служащей цели отражения болевых сигналов действительности. Сегодня социальная журналистика развивается в двух направлениях:

1) информируя, организовывая отдельные акции и помощь в конкретных ситуациях, будь-то участие в судьбе социально беззащитного, обездоленного человека, или «полезная» для общественных организаций информация о проектной деятельности;

2) пытаясь смягчить общественные настроения, установки и нравы посредством привнесения идей милосердия, сострадания.

Массив социально акцентированных изданий и текстов расширяется за счет СМИ, осваивающих смежные темы и также публично, как и социальные, претендующих на коррекцию действительности: экологических, молодежных, адресованных ветеранам, пенсионерам и т. п.

Приоритетными темами являются:

опыт работы «третьего сектора»: формы самоорганизации граждан для решения своих проблем, механизмы взаимодействия НКО с властью и бизнесом в социальной сфере, потенциал общественных организаций в разных сферах социальной жизни: ресурсные центры, благотворительные акции, добровольческая помощь, консультативная помощь, телефон доверия, справочно-информационная система и т.д.;

проблемы незащищенных слоев населения: безработные, мигранты, неполные семьи, вопросы социального сиротства, отношение к престарелым гражданам, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

Этот блок тем наиболее востребован в различных типах СМИ.

социально-трудовые отношения и экономическая политика: социальная защита населения, социальное обеспечение и социальное страхование, доходы и уровень жизни населения, развитие рынка труда, охрана труда и экологическая безопасность;

проблемы молодежи: алкоголизм, наркомания, СПИД, криминализация общества и подростковая преступность, доступности и качества образования деятельность детских учреждений (школы, семейные детские дома, пансионаты, сиротские приюты и др.);

экологическая и природоохранная деятельности: формы и опыт деятельности общественных экологических организаций, экологические проблемы регионов и экологическая экспертиза, экологическое образование и др.;

пропаганда здорового образа жизни: популяризация массового спорта и физкультурного движения, роль спорта в воспитании, "социальные" болезни и их профилактика, физическое и психическое здоровье, информация о нетрадиционных методиках лечения: арт-терапия, музыкальная терапия и др.;

темы нравственного воспитания и экологии личности: принципы гражданского общества, толерантности, семейные и нравственные ценности, межэтнические, межконфессиональные проблемы, спонсорская помощь, опыт благотворительных фондов, традиции меценатства.

Социальную тематику освещают:

— общественно-политические СМИ (как способ рекламы социальной политики государства — официальные и проправительственные СМИ; как способ дискредитации действий власти — оппозиционные СМИ);

— деловые СМИ (экономический аспект социальных проблем, например, социально-трудовые отношения и экономическая политика государства);

— просветительские СМИ (психологические проблемы личности, а также вопросы существования современного общества, касающиеся нравственных ценностей, толерантности и т.д.)

— СМИ общественных объединений (см. далее);

— экологические СМИ и др.

Современная социальная сфера России — это сложная, динамично развивающаяся система отношений, претерпевшая значительные изменения за последние два десятилетия. Кардинальные преобразования, ряд которых не завершился и к настоящему моменту, начали происходить в социальной сфере одновременно с ломкой экономического, общественно-политического строя. При этом последствия развала системы социальной защиты населения ощутил на себе буквально каждый житель России. Стал зримым масштаб инвалидизации общества, на улицах появились бомжи и беспризорные, потоком хлынула информация о наркомании, ВИЧ/СПИДе, бастовали шахтеры и учителя. Само понятие социального стало восприниматься как нечто кризисное, ущербное. «Социалка» — это невыплаченные зарплаты и пенсии, безработица, поликлиники без оборудования, школы без учителей, - такую картину рисовали СМИ начала 90-х XX века.

Кроме того, наступил настоящий кризис ценностей, когда младшее поколение не хотело более признавать авторитет старших, потому что в новых экономических, социальных условиях их знания и жизненный опыт терпели крах. Исчезли четкие ценностные ориентиры. Переживали кризис все сферы социальной деятельности — образование, здравоохранение, организация труда.

Старая схема распределения социальных благ полностью исчерпала себя, поэтому возникла необходимость реформировать систему социального взаимодействия и налаживать рациональные механизмы решения социальных проблем. В начале 90-х годов на российском социальном поле появляется новый субъект — бизнес. Кроме государства — «регулировщика» отношений между секторами общества, определилась роль бизнеса, вкладывающего в социальную сферу материальные и организационные ресурсы, появились группы граждан, общественные объединения, сориентированные на решение насущных социальных проблем.

Самостоятельными субъектами социальной активности общественные организации стали лишь после того, как государство фактически отказалось от ряда социальных обязательств, на выполнение которых не имело средств и ресурсов. Хотя, общественные организации, безусловно, существовали и в советские времена. Были, например, организации садоводов, были клубы студенческой песни и другие неформальные объединения граждан. Пионерская и комсомольская организации тоже, по идее, общественные.

Сегодня именно общественные организации начали работать с семьями детей-инвалидов, уговаривая не отказываться от больного ребенка, поскольку лучше, чем в семье, ему не будет ни в одном интернате. При этом семьям, столкнувшимся с этой проблемой, помогают создать оптимальные условия для больного малыша, развить в ребенке те навыки, которые помогут ему адаптироваться к жизни и которые он, скорее всего, не получил бы в учреждениях государственной системы соцзащиты. Этот пример позволяет убедиться, что самодеятельные организации граждан обычно занимают экономически невыгодную нишу.

Численность организаций третьего сектора в России оценивается в диапазоне от 300 тыс. до 1 млн. организаций. Приблизительные подсчеты показывают, что услугами общественных организаций ежегодно пользуются около 20 млн. россиян. Эти услуги оцениваются на суммы, достаточно заметные рядом с национальным бюджетом России. Таким образом, лишь за последние 10-15 лет достигнуты заметные эффекты деятельности третьего сектора.

Правовую базу для работы третьего сектора в РФ на сегодня составляют три федеральных закона: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительных организациях». Эти ключевые документы третий сектор получил к концу 1995 года.

По ходу развития сектора общественных инициатив обозначились предпосылки для выделения двух основных типов общественных организаций:

1) организации взаимопомощи, которые созданы для того, чтобы помогать своим членам, (товарищества собственников жилья, объединения обманутых вкладчиков и т.д.),

2) благотворительные организации, сориентированные на решение проблем социальных групп (сирот, инвалидов, бездомных, алкоголиков, престарелых, многодетных, безработных и т.д.) или "отраслевые", общественно значимые проблемы (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.).

При этом любая некоммерческая организация, за исключением политической партии, может называться благотворительной, для этого необходимо только, чтобы она работала на благо общества.

Около 30 организационно-правовых форм для образования юридического лица в третьем секторе предусмотрено в существующем законодательстве: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации, союзы, фонды, общественные движения, религиозные организации и т.д. и т.п. Помимо многообразия организационно-правовых форм, осложняет восприятие общей картины третьего сектора отсутствие терминологической, понятийной четкости. Так, общественное объединение и некоммерческая организация - это понятия разного уровня, и второе включает в себя первое. Регистрируя юридическое лицо, НКО просто выбирают ту организационно-правовую форму, в которой им удобнее работать.

Например, по данным CAF-Россия, в Российской Федерации зарегистрировано 35 тыс. благотворительных фондов. Из них, как отмечают специалисты, классическим определениям благотворительного фонда, применяемым на Западе, соответствуют не более двух десятков. Большинство остальных «благотворительных фондов» — это общественные организации или благотворительные учреждения, которые предпочли зарегистрироваться как благотворительные фонды, потому что так им удобнее решать свои задачи.

Социальное партнерство, межсекторальное взаимодействие подразумевает создание и развитие форм сотрудничества общественных организаций с государством и бизнесом, что должно обеспечивать объединение ресурсов, имеющихся в каждом из секторов: добровольческих ресурсов общественных организаций, финансов и технологий, которыми владеет бизнес, и рычагов правового регулирования, формулируемых государством.

К настоящему моменту кризисные явления в социальной сфере полностью не устранены. До сих пор не сформулирована законодательная база, не апробированы механизмы ее реализации по ряду ключевых проблем. Кроме того, не исчерпан кризис в духовной сфере, что отягощает социальные проблемы общества и отдельных групп граждан.

Но при этом можно утверждать, что установилось четкое деление общества на сектора, участие каждого из которых преобразило социальную политику России. Речь идет о государстве — исторически первом секторе, бизнесе — втором, и гражданских общественных объединениях — третьем. При этом подходы к решению социальных проблем, привнесенные различными секторами, а также взаимодействие между ними вызвали к жизни новые механизмы: проектный поход, социальное партнерство, межсекторальное взаимодействие.

Однако все произошедшие изменения не находят пока адекватного отражения в средствах массовой информации. Полноценная журналистская работа, предусматривающая сопоставление и анализ фактов и мнений, собранных из разных источников, на социальном материале проделывается сейчас крайне редко. Прежде всего, это связано с тем, что журналисты не используют весь спектр источников социальной информации — как новостной, так и экспертной. До сих пор большая часть социальной информации, которая публикуется в российских СМИ, берется лишь в государственных структурах. Общественные объединения граждан, бизнес-структуры обделены вниманием корреспондентов, и из-за этого в российской журналистике образуются провалы — выпадают не только отдельные факты, но и целые темы. Новые технологии, внедряемые отдельными организациями или целыми секторами общества, новая система отношений пока не рассматриваются журналистами в том объеме, какого заслуживают, да и сами подходы к раскрытию этих тем выглядят устаревшими на фоне предмета освещения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: