Особенности освещения социальных проблем




Тенденции развития социальной журналистики, действенность и эффективность материалов

На социальные темы

На современном этапе в развитии российской социальной журналистики отмечаются положительные и негативные тенденции.

Как отмечают исследователи (Т.И. Фролова, И.М. Дзялошинский и др.) в последние годы существенно изменилось творческое лицо социальной журналистики: выбор источников информации и методов работы с ними, структура использования выразительных средств, жанровые решения, формы подачи и оформление текстов.

К положительным тенденциям относятся:

1. Новости «с человеческим лицом» (возвращение жанров «зарисовка» и «очерк»).

2. Ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации (востребованность жанра «корреспонденция», метода исследования действительности «журналистское расследование»);

3. Налаживание обратной связи с читателем (публикация читательских писем и т.д.)

4. Активизация организаторской функции журналистики (благотворительные акции, кампании, рейды, круглые столы и т. д.).

В частности особое развитие получает сфера социальной рекламы. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Согласно ст. 18 Закона РФ «О рекламе» «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям.

5. Согласование позиций, общественная экспертиза (проведение общественных проверок и общественного контроля, например, серия документальных проектов на ТВ «Среда обитания», «Жадность», «История всероссийского обмана»).

6. Дискуссионность (СМИ становятся базой для дискуссий; в аналитических материалах представляется несколько точек зрения — мнения сторон, участвующих в конфликте, несколько вариантов решения рассматриваемой проблемы).

К негативным тенденциям относятся:

1. Стереотипизированность.

Очень важной проблемой, которую журналисты, специализирующиеся в

социальной проблематике, предпочитают не трогать, является сохранение и даже развитие в общественном сознании таких представлений (стереотипов), как:

­ 1) уверенность в том, что все социальные проблемы обязано решать государство;

­ 2) привычка к социальной уравниловке;

­ 3) сильно развитое чувство «социальной справедливости», понимаемой как равенство в быту и уровне жизни, а также огромный потенциал «черной

зависти» к более богатому и удачливому ближнему;

4) подмена естественных форм самоорганизации людей псевдоколлективизмом и др.

2. Манипулятивность.

Многие СМИ (особенно общественно-политические) эксплуатируют социальную тематику как средство манипуляции общественным мнением. Аудитория при этом рассматривается как объект, а не субъект воздействия. Читатель (зритель, слушатель) получает либо неполную, либо недостоверную информацию. Цель выступления журналиста — заставить реципиента принять точку зрения корреспондента (редакционного коллектива, заказчика материала), чтобы достичь определенной выгоды, а не поиск решения социальной проблемы. Такие материалы (сюжеты), как правило обладают действенностью, но не эффективностью.

3. Спекуляции и упрощения.

Журналисты специально привлекают внимание к социальным проблемам, чтобы заработать авторитет (для себя, редакции). При этом целевой аудитории не предлагаются конкретные варианты решения проблемы. У материалов (сюжетов) нет действенности.

4. Сенсационность.

СМИ рассматривается как коммерческий проект (бизнес), поэтому эксплуатируются интересы целевой аудитории. Основной темой выбирается частная жизнь известных людей (общественных деятелей, звезд и др.) и обычных граждан (скандалы, сенсации, маргинальные явления). Яркий пример — программа «Пусть говорят» (проект «Первого канала»), газета «Комсомольская правда».

4. Негативизм.

Эксплуатируются только негативные примеры решения вопросов социальной сферы (разоблачения действий чиновников, описание случаев нарушения моральных запретов, акцентирование внимания на криминальных сторонах жизни).

6. Журналистская некомпетентность.

7. Морализатроство.

8. Интолерантность и авторитарность.

Проведенное М. Урновым исследование показало, что сегодня общественное мнение отчетливо склоняется к авторитарным технологиям организации общественной жизни. В ряде случаев авторитарные позиции разделяют 60-75% опрошенных. Это, в частности, касается:

­ — желания ограничить проживание в России «лиц кавказской национальности»;

­ — мнений, что «Россию должны бояться, только тогда ее будут уважать» и что «нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ»;

­— стремления видеть государство собственником ключевых отраслей экономики;

­— страха, что Россия потеряет независимость, если в ТЭК и железные дороги допустить иностранный капитал;

­— убежденности, что устрожение наказания – это эффективный инструмент снижения преступности, что казнить террористов надо публично и что при определенных обстоятельствах вполне допустимо держать человека в тюрьме без суда.

Основные характеристики морально-психологической атмосферы, в которой развивается нынешняя склонность российского общества к агрессивно-нетерпимому авторитаризму, таковы:

— высокий уровень недоверия людей к представителям государственной власти

(более 70% опрошенных считают, что «большинство чиновников в России – это воры») и друг к другу;

— нелюбовь к богатым людям (2/3 опрошенных), сочетающаяся с желанием стать богатыми (2/3 опрошенных); причем не менее половины желающих стать богатыми (1/3 опрошенных) хотят этого, несмотря на уверенность, что для обогащения нужно воровать и иным образом нарушать закон.

 

Особенности освещения социальных проблем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: