ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская художественная школа № 1»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская художественная школа №1» (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
· Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16);
· Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
1.3. Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. Школа вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности.
ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.
1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: социальные сети; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
· Лекция;
· Консультация;
· Практическое занятие;
· Контрольная работа;
· Самостоятельная внеаудиторная работа
1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах:
· Консультации on-line;
· Предоставление методических материалов;
· Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации)
Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:
· Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
· Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
· Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
· Созданию единой образовательной среды Школы;
· Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
· Повышению эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
· Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
· Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
· Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
· Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
· Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
· Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
· Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
· Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
· Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются Правилами для обучающихся в МБУ ДО "Детская художественная школа № 1" и законодательством Российской Федерации.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.4. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные.
3.5. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
3.6. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.