Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Знакомство с особенностями сюжета и композиции романа «Дубровский».
Словарная работа.
Завязка – это событие, которое является началом действия.
Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.
Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.
Персонаж ( фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).
Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.
Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.
Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжет.
Вспомним элементы композиции:
. Экспозиция – начало.
2. Завязка – развитие действия.
3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.
4. Развязка – окончание произведения.
Композиция пушкинского романа такова.
Выделенные желтым цветом слова записать в рабочую тетрадь по литературе или распечатать и вложить в тетрадь.
Мне не присылать.Это надо будет для контрольной работы в конце года.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет.
· В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков;
· история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян;
· месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие.
Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.
Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.
Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.
Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.
Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.
Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка.
Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников.
Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.
Этот авторский приём называется открытым финалом.
Исследователи творчества Пушкина обнаружили черновики с набросками плана третьей части романа «Дубровский»: «Жизнь М. К. Смерть кн. Верей<ского>. Вдова. Англичанин. – Игроки. Свидание – Полицмейстер – Развязка» Исследователи толкуют авторский замысел так: после смерти Верейского Владимир возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марией. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, появляется полицмейстер. Это только предположения, потому что написать продолжение Пушкину так и не удалось.
Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».
Теоретический материал для углублённого изучения
Действие романа «Дубровский» развивается сначала последовательно – до девятой главы, а потом автор использует приём возвращения в прошлое, то есть ретроспективу.
В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.
Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Подчёркивания/зачёркивания элементов
Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.
продолжал разбойничать;
оставил своих крестьян и уехал за границу;
погиб;
его поймали и посадили в тюрьму;
неизвестно.
Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Вспоминаем, что разрыв с Марьей Кириловной, её венчание очень огорчили Дубровского-младшего и он оставил разбой. Значит, варианты ответов «продолжал разбойничать», «погиб», «его поймали и посадили в тюрьму» неверные.
Обратите внимание, что в задании присутствует подсказка: «Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении».
Значит, верный ответ – неизвестно.
Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
Множественный выбор
Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:
дружба и вражда между помещиками;
взаимоотношения крестьян и помещиков;
русское гостеприимство;
любовь Маши и Владимира.
Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.
Обобщая, ещё раз прочтём задание, варианты ответов и выберем верные.
Правильных ответов несколько:
дружба и вражда между помещиками;
взаимоотношения крестьян и помещиков;
любовь Маши и Владимира.