Полезная сила или максимальное тяговое усилие ленточного транспортера в соответствии с техническим заданием составляет 3,55 кн. Это максимальное тяговое усилие по отношению к барабану ленточного транспортера является окружным усилием передачи, которое определяется по формуле:
,
где N – мощность в Вт;
v – окружная скорость барабана ленточного транспортера или скорость перемещения ленты в м/сек.
Отсюда полезная мощность разрабатываемого механического привода составляет:
Требуемый крутящий момент на барабане должен составлять не ниже
Мтреб=Р·D/2= 6660·600/2=1998·103 н·мм.
В соответствии с принятыми к расчету кинематическими схемами механического привода, проведенного анализа передач привода примем следующие к.п.д.:
ηм=0,99 – к.п.д. муфты;
ηрп=0,95 – к.п.д. ременной передачи;
ηзп=0,97 – к.п.д. зубчатой передачи;
ηцп=0,95 – к.п.д. цепной передачи;
ηп=0,99 – к.п.д. подшипника.
Определим общий к.п.д. привода:
для первого варианта механического привода (см. схему 1 на чертеже 1):
ηобщ= ηрп·ηзп·ηцп·ηп3 =0,95·0,97·0,95·0,993=0,845;
Потребная мощность электродвигателя составит:
для первого варианта механического привода (см. схему 1 на чертеже 1):
;
По требуемой мощности, с учетом возможностей привода, выбираем асинхронный, трехфазный, короткозамкнутый электродвигатель серии 4А /2/, закрытый, обдуваемый, с Nдв=15 квт ≥ Nтреб (по ГОСТ 19523-81). Превышение мощности двигателя от требуемой составляет не более 9%.
Отечественной промышленностью выпускается двигатели серии 4А с различной синхронной частотой вращения вала: 730 об/мин; 975 об/мин, 1465 об/мин; 2940 об/мин.
Для этих синхронных частот вращения вала с мощностью 15 квт разработаны следующие типы двигателей серии 4А /2/:
180 М8 – асинхронная частота вращения 730 об/мин (77.35 1/сек);
160 M6 – асинхронная частота вращения 975 об/мин (102.05 1/сек);
160 S4 – асинхронная частота вращения 1465 об/мин (153.34 1/сек);
160 S2 – асинхронная частота вращения 2940 об/мин (307.72 1/сек).
В соответствии с ТЗ на курсовую работу угловая скорость вращения барабана ленточного транспортера равна:
.
Чем выше частота вращения вала электродвигателя, тем меньше его габаритные размеры, масса и стоимость. Но с увеличением частоты вращения растет общее передаточное отношение передач привода, а, следовательно, его размеры, масса и стоимость. Поэтому необходимо найти оптимальное сочетание между частотой вращения вала двигателя и передаточным отношением механической передачи.
Оценка оптимальности осуществляются при помощи коэффициента качества К привода. Рассчитав коэффициент качества К для 4-х возможных скоростей двигателя данной мощности, выбирают Кmin позволяющий для заданных исходных данных найти электродвигатель и определить значение передаточного отношения механического привода, при котором привод будет разработан с наименьшими габаритными размерами и массой. Для четырех значений угловой скорости вала электродвигателя примерно равных 307, 153; 102 и 77 1/с, с помощью коэффициента относительной скорости электродвигателя у=300/ωДВ.
Общее передаточное число разрабатываемого механического привода для различных типов электродвигателей серии 4А составляет:
180 М8 – ;
160 М6 – ;
160 S4 – ;
160 S2 – .
В соответствии с рекомендациями по предельно возможным передаточным числам для принятых передач механического привода в разделе 1 настоящей ПЗ-1 принимаем:
для зубчатой передачи iзп=4;
для цепной передачи iцп=5.
Тогда для кинематической схемы механического привода выбираем электродвигатель 4А 160 S2, а общее передаточное число привода в этом случае, как было получено ранее, равно i Общ =85.47. Тогда передаточное число ременной передачи будет равно
,
что в соответствии с рекомендациями для ременной передачи (см. раздел 1 настоящей ПЗ-1) приемлемо.
Основные размеры электродвигателей (см. чертеж 2) представлены в табл.2.
Таблица 2.
Размеры электродвигателей
Тип электродвигателя | d30 | l30 | l1 | l10 | l31 | d1 | b1 | b10 | d10 | h1 | h | h10 | h31 |
4А 160 S2 |
Примечание: величины определяемые по формулам l0=l10+4d10, b0=b10+5d10.