Домашняя работа. Практическое занятие № 20




13.05

Домашняя работа

Практическое занятие № 20

Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе

Учебная цель: проанализировать, как автор показывает опасность и антигуманную сущность теории Раскольникова.

 

Учебные задачи:

  • определить, в чём состоит теория Раскольникова;
  • наблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния;
  • определить авторское отношение к теории Раскольникова.

Система вопросов и заданий

УСТНО (самоконтроль)

1. Каковы причины, побудившие Раскольникова к убийству?

2. Понаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Разговор студента и офицера в трактире Нечеткие и пугающие мысли совпали со словами студента, побуждая тем самым Раскольникова к действию
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накапливалась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее описание Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре. Ужас. «Да разве будет такое?»
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц. Ясно, как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» Кажущаяся свобода от идеи
Сила идеи. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

3. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительна ли его идея?

4. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

5. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

6. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

7. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?

8. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

9. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)

10. Испытывает ли нравственные муки Раскольников? (Сомнения перед убийством; признание Раскольникова Соне; переоценка «идеи» Раскольниковым).

11. К какому разряду людей принадлежит сам герой?

 

ПИСЬМЕННО

Как сразу же в момент убийства развенчивается сущность теории Раскольникова?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

В чём состоит замысел Ф. М. Достоевского?Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя.

Герой осознал, насколько мир несправедлив, у него возросло чувство презрения и обиды. Раскольникову было больно смотреть на страдания людей, большинство которых живёт ещё хуже него. Он старался помочь матери, сестре, обманутой девочке на улице, детям Мармеладова, но понимал, что этим мир не изменить, и в голове его созрел страшный замысел…

О теории Раскольникова мы узнаём сначала со слов Порфирия Петровича, потом из объяснений главного героя.

Достоевский писал: «Идея — сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология». Полгода Раскольников вынашивал свою идею, он бросил университет, отказался от частных уроков. За два месяца до убийства в газете «Периодическая речь» публикуется статья «О преступлении» - о «психологическом состоянии преступника в продолжении всего хода преступления». В статье герой изложил теоретические основы своей идеи, мысль об особых людях, которые вели основные массы на правильный путь. Ради этой идеи они могли убрать с дороги других, и необыкновенным, исключительным людям можно простить преступления, если цель оправдывает средства:

«…Если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству».

Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» (часть 3 глава V).

«...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного» (часть 3 глава V).

«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь» (часть 3 глава V).

«Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон потому, что они необыкновенные».

В описании этой теории легко увидеть критику революционеров, которые оправдывают жертвы на пути к светлому будущему такой же «арифметикой». Но Раскольников идёт дальше: выясняется, что дело уже не в открытиях и не в пользе человечества, а единственно во власти, в праве попирать законы «обычных» людей. Воплощением человека, который посмел «наклониться и взять» власть, становится в глазах Раскольникова Наполеон Бонапарт.

Молодой человек не мог определить, к какому разряду он принадлежит: «тварь дрожащая» или «право имеет». До совершения yбийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать «новое слово» в своей среде. План убийства глубоко проник в его душу: «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать … возбуждало в нем желчь и конвульсии».

В реальности его мучит раздвоение: с одной стороны, он ищет человеческого участия и хочет делать другим добро, с другой — одержим идеей собственной исключительности. И эта вера в исключительность приводит в конце концов не к великим делам, а к тому, что нищий молодой человек совершает отвратительное и вместе с тем жалкое преступление.

Что же всё-таки заставило Раскольникова совершить преступление? После убийства Родион спрятал украденные вещи и деньги. Это в очередной раз доказало, что он сделал это по убеждению, а не для наживы. Нищий и болезненно гордый студент Родион Романович Раскольников решает проверить, способен ли он на поступок, возвышающий его над «обычными» людьми. «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Эта идея привела героя в тупик.

Его человечность оказалась выше принципов, он понял, что не сможет переступить через это преступление, не сможет заглушить муки совести. Страдал он ещё и от того, что понимал: он обыкновенный, как все — тварь дрожащая, вошь.

Д. И. Писарев о романе «Преступление и наказание»:

«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе... В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам... Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться...»

Вывод.

Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: