Основы конституционного права Французской Республики




1. Общая характеристика Конституции Франции 1958 г. Новейшие конституционные изменения.

Начиная с конца XVIII в. во время Великой буржуазной революции во Франции 17 раз меняли конституционную историю. Учреждение Пятой республики во Фр произошло в 1958 г., когда были обновлены основы госвласти. С этого года во Фр вступила в зак.силу полупрезидентская (или смешанная) форма правления. 1 из главных отличий = условие о невозможности изменения республиканской формы правления. Примечательно, что впервые в мировой практике К разрабатывалась одним конкретным человеком, а не общественным или учредительным собранием. Данный текст К создал популярный политик генерал Ш. де Голль.

К Фр состоит из трех актов:

1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.;

2) Преамбула К от 1946 г.;

3) К от 1958 г.

Декларация прав человека и преамбула К содержат в себе все основные положения, необходимые для осуществления прав и свобод гражданина Фр. В этих документах описываются принципы нац.суверенитета и единственного источника власти – народа Фр.

Фр является светским, правовым и соц. государством. К Фр регулирует не только общий принцип разделения властей, но и всю систему госвласти. Президент Фр обладает широкими и исключительными полномочиями, которые позволяют ему управлять государством и регулировать деят-ть всех ветвей госвласти. Парламент Фр ограничен К в своей законотворческой деятельности по некоторым направлениям. Конст.Совет Фр является органом конст.контроля. Во времена переходного положения в стране К использовалась правительством как документ, имеющий силу закона ордонансов.

К Пятой республики постоянно изменяется и считается жесткой по своим положениям. Для того чтобы внести изменения в статьи и разделы К, необходимо провести две процедуры: 1) утвердить конст.закон на референдуме; 2) Конст.конгресс должен принять поправки к К. После того как предложения были одобрены квалифицированным большинством обеих палат нац.легислатуры, конст.закон автоматически выносится на референдум.

В 1962 году прошёл референдум, на котором жители Фр одобрили предложение де Голля избирать Президента страны непосредственно народом.

В процессе вступления Фр в ЕСообщество и ЕСоюз в 1992 г. К Фр претерпела много изменений.

В 2000 году парламент проголосовал за поправку к К, сокращавшую длительность одного срока правления президента с 7 до 5 лет.

21 июля 2008 года французский парламент с перевесом всего в один голос одобрил предложение президента Николя Саркози о внесении в текст основного Закона ряда поправок. В частности, они предусматривали ограничение срока президентской власти (не более двух пятилетних сроков подряд).

 

2. Конституционный статус Президента Французской Республики.

Избирается путем всеобщего, прямо­го, равного и тайного голосования. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено. Существует избирательный залог - 10 тыс. франков. Срок полномочий — 7 лет. Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требо­ваниям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент. Ин­ститута вице-президента во Фр нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Прав-вом. Новые выбо­ры проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии. За годы сущ-я Пятой республики дважды имели место случаи досрочной вакансии по­ста Президента и, соответственно, проведение досрочных выбо­ров в 1969 г., при отставке Президента де Голля, и в 1974 г. — в связи со смертью Жоржа Помпиду.

Президент Фр – глава Республики, обладает широкими полномочиями относительно управления гос-вом. Следит за соблюдением К, обеспечива­ет нормальное функционирование гос.институтов, принимает меры по обеспечению нац.независимости и территориальной целостности. Вер­ховный главнокомандующий вооруж.силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские долж­ности; представляет страну в междунар.отношениях, ве­дет междунар.переговоры и заключает междунар.до­говоры, обеспечивает их соблюдение. Собственные полномочия: назначение П-М, решение о дос­рочном роспуске Нацсобрания, использование чрез­вычайных полномочий по ст. 16 К и др. Досрочный роспуск не может иметь место только в трех случаях: 1) когда временно исполняются обя­занности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные пол­номочия по ст. 16 К; 3) в течение года после досрочных выборов.

Председательствует в Совмине, причем никакое заседание Прав-ва в форме Совмина не­возможно при отсутствии главы государства. Иное может иметь место, если он непоср.уполномочил др.должност­ное лицо осуществлять председательствование на конкретном за­седании и в связи с конкретной повесткой дня.

В судейской сфере: председательствует в высшем совете магистратуры, его актами производится назначение и перемеще­ние проф.судей, обладает правом помилования.

Президентские ордонансы (его наиболее важные регламентарные акты) и декре­ты (при пом.их осущ-ся текущее прав.регулир-е) — это самост.НПА, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отноше­ний ту же роль, что и закон. Принадлежит право зак.инициати­вы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом. Президент промульгирует в течение 15 дней после одобрения Парла­ментом принятые им законопроекты. Однако в течение предус­мотренного срока промульгации он может вернуть законопроект в Парламент для повторного обсуждения либо обратиться в Кон­ст.совет в целях определения того, не противоречит ли одобренный Парламентом акт К страны. Такого рода обращение прерывает 15-дневный срок, установленный для про­мульгации закона.

Фр.исследователи полит.жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода верти­кальное разграничение полномочий Президента и Прав-ва. Президент главным образом руководил осущ-м внешней и военной политики Фр. В постголлистский период утверди­лось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компе­тенции. Решения наиболее общего полит.х-ра при­нимаются Президентом, вся текущая работа по управлению стра­ной осуществляется Прав-вом. Однако ни та ни другая схема практически не работают в условиях "сосуществования". При та­кой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Прав-вом, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Прав-во. В основном вопросы управления гос.делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Прав-ва. Однако большая часть единоличных полномочий Прези­дента сохраняется в неприкосновенности.

Офиц.резиденция Президента — Елисейский дворец. При главе государства функционирует специализированный ап­парат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет и ген.секретариат. Важную роль играют также некоторые другие специализированные вспомогательные органы, в число которых входит, в частности, военный комитет. Все со­трудники Елисейского дворца назначаются и увольняются Прези­дентом по его собственному усмотрению.

 

3. Парламент Франции.

Изб.правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. Пассивное изб.право для выборов в Нац.собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Во Фр. существует изб.залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты - 1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков.

Высшим представительным и законодательным органом Фр является бикамеральный Парламент. Нижняя палата — Нац.собрание, депутаты которого избираются сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенац.представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.

Ст.34 Фр.К - исчерпывающий перечень объектов законодательной деят-ти парламента, оставляя, однако, возможность для его дальнейшего дополнения и уточнения Органическими законами. Все, что не входит в компетенцию парламента, относится к ведению правительства.

Парламент принимает 3 вида законов: конституционные (по изменению К), органические (по указанным в конст.нормах вопросам) и обычные.

 

4. Законодательный процесс. Парламентский контроль за деятельностью Правительства.

Правом зак.инициативы обладают парламентарии и прав-во. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст. Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конст.совет для проверки соответствия его К Фр.

Парламентский контроль за правительством во Фр ограничен, однако Парламент вправе выразить прав-ву недоверие, приняв резолюцию порицания. Такая резолюция вносится группой парламентариев, насчи­тывающей не менее одной десятой общего числа членов нижней палаты. Голосование по резолюции порицания имеет место через 48 часов после внесения ее в бюро Нац.собрания. Опред.оригинальностью отличается и процедура при­нятия либо отклонения резолюции порицания. На голосование ста­вится только один вопрос: кто за принятие этой резолюции; кто из депутатов против или воздержался — не выясняется. Резолю­ция считается принятой, если она собрала абсолютное большин­ство голосов депутатов. Такая процедура весьма удобна для Пра­в-ва и позволяет ему избежать неприятных последствий голосования. За всю историю существования Пятой республики известен только один случай принятия резолюции порицания (Пра­в-ву Жоржа Помпиду в 1962 г.). В случае отклонения резолюции порицания депутаты, ее подписав­шие, не могут в течение той же парламентской сессии внести новую резолюцию порицания.

Прав-во несет коллективную отв-ть перед Нац.собранием. Однако институт парламентской отв-ти Прав-ва претерпел существенные изменения в Пятой республике. Вопрос о доверии Прав-ву ставит толь­ко оно само — в связи с изложением правительственной програм­мы или Декларации по вопросам общей политики. Так и не поняла, что правда – вот это, или дальше.

Прав-во может связать вопрос о доверии с законо­проектом, вносимым на рассмотрение Парламента. В этом слу­чае голосование по законопроекту вообще не проводится. Оно может иметь место, только если правительственному законопро­екту противопоставлена резолюция порицания. Если таковая не внесена, это означает выражение доверия и утверждение пра­вительственного проекта. Для того чтобы принять иное реше­ние, необходимо одобрить резолюцию порицания в соответствии с той сложной процедурой, которая установлена основным зако­ном. В случае отказа в доверии или принятия резолюции порица­ния П-М должен вручить Президенту заявление об отставке Прав-ва. Окончательное решение передается на усмотрение главы государства. Он может принять отставку Прав-ва и назначить нового П-м либо принять решение о досрочном роспуске Нац.собрания и назначении новых выборов. Именно такое решение было принято в 1962 г.

 

5. Правительство Франции.

Прав-во или Совмин представляют собой коллегиальный орган. Во Фр существует различие между прав-вом и кабинетом министров. Совмин — это заседание прав-ва под председательством президента, на котором президент осуществляет полномочия, принадлежащие прав-ву. Акты, принятые на таком заседании, подписываются президентом. Кабинет министров созывается П-М по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях П-м. Заседания кабинета созываются редко.

П-М и по его представлению члены Прав-ва назначаются Президентом. Соотв.дек­рет Президента не нуждается в контрасигнации. Однако отв-ть Прав-ва перед Нац.собранием застав­ляет главу государства назначить только то Прав-во, которое опирается на поддержку парламентского большинства.

Полномочия прав-ва делятся на две группы. Наиболее важные из них прав-во осуществляет коллегиально, на заседании Совминиа, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности прав-ва принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета прав-ва. На практике они реализуются от имени прав-ва П-М, который во Фр, как и во многих других странах, занимает особое положение в прав-ве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную отв-ть за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает президент), «обеспечивает исполнение законов» (по к это его личная обязанность), осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совмине (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрассигнатуре министров). П-м вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос, в центральном городе судебного округа или кантоне. Офиц.резиденция главы Прав-ва — Отель Ма-тиньон. При П-м функционирует разветвленный вспомогательный аппарат. Его работой руководит, как правило, Ген.секретарь Прав-ва, выполняющий весьма важ­ные функции по организации работы Прав-ва в целом и по координации сотрудничества с аппаратом Президента. Под началом П-м функционирует ряд важных гос.служб. Среди них, например, такие, как Ген.секретариат по вопросам планирования, служба контр­разведки и др. Практика Пятой республики знает также случаи, когда П-м одновременно возглавлял то или иное ми­нистерство. В этом случае, ему, как правило, помогает соотв.гос.секретарь или уполномоченный министр.

Внутренняя структура Прав-ва основана на иерархи­ческих началах. Помимо П-М оно включает гос.министров, министров, гос.секретарей и некоторые другие категории членов. Гос.секрета­ри, выполняющие зачастую функции зама министра, да­леко не всегда входят в состав СовМина. Должность члена прав-ва несовместима с парламентским мандатом, гос.службой, профессиональной оплачиваемой деят-тью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Вновь назначенное Прав-во не обязано представлять свою программу и состав на утверждение Парламента. В то же время Прав-во может по собственному усмотрению просить Нац.собрание об одобрении правительственной про­граммы или заявления по вопросам общей политики. Практика последних лет свидетельствует о нарастающем использовании этого института несмотря на отсутствие формальной инвеституры.

Прав-во состоит из гос.администрации и полиции, а также органов нац.безопасности и вооруженных сил. Прав-во обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов образуют весьма важный источник фр.права. Акты, принимаемые кабинетом, подписываются П-м и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Прав-во обладает правом зак.инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение Парламен­та П-м после обсуждения в Совмине и по получении заключения Госсовета. В этом после­днем случае высший орган админ.юстиции выступает в роли коллективного юрисконсульта Прав-ва. Получение предварительного заключения носит обязательный характер, но само мнение Госсовета юр.обязательным для Прав-ва не является. Прав-во может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в опред.сфере и на оп­ред.срок в целях выполнения правительственной програм­мы. В этом случае Прав-во принимает необходимые меры путем издания ордонансов. Особенность их прав.режима зак­лючается в том, что такие акты вступают в силу с момента опуб­ликования, но перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Прав-вом на рассмотрение Пар­ламента до истечения срока делегирования полномочий.

Проекты решений Прав-ва, как правило, подготавли­ваются заинтересованными министерствами и ведомствами. В прак­тике Пятой республики довольно широко распространено созда­ние различных межминистерских советов и комитетов, действую­щих на постоянной или временной основе, которые подготавливают необходимую документацию и вносят предложения на рассмотре­ние Прав-ва. Особо важные советы возглавляет непосред­ственно П-м, другие — заинтересованные министры. П-м может также делегировать членам Прав-ва осуществление отдельных своих полномочий.

Роль и значение Прав-ва и его рук-ля особенно заметно возрастают в условиях "сосуществования", когда Прав-во может опереться на поддержку большинства, победив­шего на выборах в нижнюю палату парламента.

 

6. Конституционный Совет. Государственный Совет.

Конституционный контроль во Фр осуществляется Конст.советом и Гос.советом (последним относительно актов исп.власти). В опред.смысле квазисудебный х-р деят-ти этих органов выражается в том, что процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно говорить о преобладании письменного производства.

Конст.совет состоит из 9 членов, назначаемых сроком на 9 лет: три члена назначаются президентом республики, три председателем Нац.собрания, три - председателем Сената. Из них каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности запрещено. В состав Конст.совета пожизненно входят также все бывшие президенты Фр.Республики, если не заявят о своем неучастии а его работе (в настоящее время в Конст.совете состоят только назначаемые члены).

Конст.совет осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов К. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические законы подлежат обязательному предварительному конст.контролю. Иные законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе президента, П-М, председателей палат парламента и не менее 60 членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно международных договоров). Если законы признаны противоречащими К, они не могут быть предметом дальнейшей законодат.процедуры.

Конст.совет также разрешает споры о компетенции между прав-вом и парламентом, прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен прав-вом. Конст.совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он, например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты голосования.

Гос.совет, который формируется прав-вом в основном из специалистов в сфере права, разрешает дела о несоответствии К актов исп.власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конст.контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конст.контролю, осуществляемые Гос.советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему админ.судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных прав-вом, а также по консультированию прав-ва по правовым и админ.вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Гос.совета.

 

7. Территориальная организация власти во Франции.

Фр делится на:

v регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления.

v административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект.

v историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собств.органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции.

Низовая АТЕ - коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). Всего коммун более 37 тыс., их население колеблется от 100 человек в селе до 1 млн. и более в городах. В общине избирается совет сроком на 6 лет (9—69 человек). Он тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его замов, ведающих управлением. Мэр одновременно по должности является представителем гос.власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав, кот.составляется на основе типового устава, утв. в 1984 г. К ведению относятся: водоснабжение, рынки, муницип.библиотеки и музеи, кладбища и др. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принадлежат коммуне на праве публичной собственности, предприятия, леса — на праве частной собственности. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании СовМина, но только если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в админ.суде.
В департаментах (их 96 во Фр + 3 заморских) избирается ген. (департаментский) совет на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исп.органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (= комиссар республики), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.
В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные прав-вом. Исп.орган совета = избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.
Наряду с избираемыми органами во Фр в АТЕ имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики — региональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть су префект. Комиссар республики назначается СовМином. Он представляет в своей АТЕ прав-во и каждого министра, руководит деят-тью госслужб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет отв-ть за соблюдение нац.интересов, законов, за поддержание обществ.порядка. Он непосредственно отвечает за состояние с/х, за соц.вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект. Комиссар республики (префект, супрефект) теперь не осуществляет админ.опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться независимо от визы комиссара на них (ранее требовалась такая виза), но в течение 15 дней с момента принятия эти решения должны представляться комиссару, который, если считает их незак. (и теперь только по этому основанию), может обратиться в местный админ.суд с иском об их аннулировании.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исп.власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: эк, соц, культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Фр. У нее также есть местный парламент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: