Вопрос 1. Политико-правовые доктрины раннего христианства.




Тема № 5. «Политические доктрины раннего христианства и средневековья»

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

 

 

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

 

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

Систематизировать и сформировать у курсантов четкое представление о политических доктринах раннего христианства и средневековья.

Сформировать у обучающихся чувство понимания, что умения, знания и навыки, полученные ими в ходе занятия, необходимы для работы в органах МЧС России.

Подготовить квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теории права.

3. Формировать у обучающихся качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а именно умение выступать перед аудиторией и логически, последовательно, обоснованно и грамотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать собственную позицию.

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы:
  1. Политико-правовые доктрины раннего христианства.
  2. Основные направления политико-правовой идеологии средневековья.
  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
           

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие: [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

 

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

 

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные схемы.

 

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет тему № 5. «Политические доктрины раннего христианства и средневековья».

 

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Политико-правовые доктрины раннего христианства.

2.Основные направления политико-правовой идеологии средневековья.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Вопрос 1. Политико-правовые доктрины раннего христианства.

Христианство возникло в I в. н.э. в римской провинции Иудее как результат глубокой неудовлетворенности со­стоянием общества, которая особо остро ощущалась на перифе­рии Римской империи, среди колонизованных, покоренных народов. Атмосфера, складывающаяся в Древнем Риме: распущенность и моральная опустошенность верхов на фоне неуверенности и ожидания конца, - благоприятствовала возникновению множества религиозных сект.

Одной из таких сект и было христианство, зародившееся на основе иудейской религии. Иудаизм — первая последовательно монотеистическая (признающая единого Бога) религия. Она возникла более трех тысяч лет назад. Священные тексты иудаизма (Библия) создава­лись с XII по II в. до н. э.

Иудаизм также представлял собой религию одного народа, счи­тавшего себя избранным на том основании, что Бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, иудеи вступили в особые отно­шения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

В Ветхом Завете монархия приемлется лишь как терпимое зло, как несовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей. Она допускается для того, чтобы народ Божий, который не смог осуществить свободной теократии (здесь не правление духовенства, а подлинное Боговластие), не погиб от руки врагов, обессиленный раздорами.

Притча о терновнике. В ней рассказывается, как деревья выбирали себе царя. Ни одно благородное растение, ни маслина, ни виноградник не согласились оставить свое природное место и дело; только колючий терновник согласился принять корону. «Идите, покойтесь под тенью моей, — надменно сказал он, — если же нет — то выйдет огонь из терновника и сожжет кедры ливанские!» Смысл притчи прозрачен. Только негодные и надменные люди приходят к власти, а прок от их царствования такой же, как тень от терновника в палящий полдень.

Иудеи верили в пришествие мессии — спасителя, ниспосланного Бо­гом Иеговой для установления справедливости. Ветхий Завет со­держал предсказание, что мессия должен происходить из рода царя Давида. Иисус Христос (Христос по-гречески — помазан­ник (Мессия) для его последователей — христиан — и был таким Мессией. Правоверные же иудеи предали его суду как самозван­ца, посягавшего на основы их веры. Это и привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая к священным книгам иудеев, названных христианами Ветхим или Старым За­ветом, прибавила Новый Завет Иисуса Христа, не признавае­мый евреями.

Новый Завет— главный источник суждений о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех Евангелий, что означает по-гречески «благая весть» (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), книги Деяний апостолов, 21 послания апосто­лов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под гре­ческим названием Апокалипсис (что и значит «откровение»). Это самая ранняя по времени написания часть Нового Завета — ее относит к 60-м гг. 1 в. В Апокалипсисе рисуются жуткие картины конца света и Страшного суда, содержится суровая критика Рима, называемого «вавилонской блудницей», гниющим и смер­дящим царством зла и порока, которому суждена гибель.

Иисус призывает отрешиться от всех ценностей этого об­щества — от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения при всей ее аполитичности содержалось скрытое осуждение иудейско-римской действительности, признание ее порочной, неспра­ведливой.

В первом послании апостола Павла к Коринфянам проводится мысль о том, что христиане вообще не нуждаются в институтах политической власти, так как общение между ними лишено вражды, оно основано на сотрудничестве и любви. Община христиан стоит над государством. Более того, - она способна и обладает правом судить его (1-е Коринф.6, 1-5). С другой стороны, особенно в посланиях апостола Павла, проводится мысль о непротивлении злу, насилию и покорности, о подчинении государственной власти, добровольном и добросовестном служении ей, которое объявляется даже угодным Богу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,.1). И еще резче: «Служа с усердием как Господу, а не как человекам» (Ефес. 6,7) или «без ропота и сомнений» (Фил. 2,14).

Интересно при этом отметить, что усиление таких, призывающих к покорности, тенденций совпало с тем, что в ходе своего распространения христианство не только стало государственной религией (что случилось несколько позже), но и с тем, что все более ослабевала вера в быстрое наступление Царства Божьего, тогда как в Апокалипсисе читаем: «Се гряду скоро», «время близко» (1,3; 3,11) и др. Но несомненно одно – Новый Завет основан на противопоставлении Царства Небесного земным царствам, на бесспорном превосходстве первого из них.

Теоретическим обоснованием этих настроений стала доктрина епископа Гиппона (совр.-Безерта, город на С. Туниса) (с 395 г.) Аврелия Августина (354-430 гг.) – Августина Блаженого. Главные его произведения – «О граде Божьем», «Исповедь» и «О порядке». Основными положениями в его учении было деление мира на град Божественный и град земной и признание того, что «зло есть не что иное, как умаление добра, доходящее до полного своего исчезновения». Причина же зла – в свободе воли и ее извращенности. Августин противопоставляет два рода человеческого общения – людей, живущих «по Богу» (град небесный) и «по человеку» (град земной).

Деление на два града никак не зависит от форм правления отдельных государств, которые Августин различает в зависимости от тех обязанностей, которые несет верховная власть. Разделение на два града не носит формального характера, но определяется внутренним состоянием, верой человека, к ним принадлежащего. Поэтому в земной жизни оба града «переплетены и взаимно смешаны», но в грядущем мире предопределенные и отверженные будут разделены. Разделение на два града произошло в результате первородного греха Адама и Евы, изменившего природу человека, и будет продолжаться до второго пришествия Христа и Страшного Суда. Тогда и будет установлено царство небесное, предопределенные получат ангельскую жизнь, а нечестивые подвергнутся вторичной смерти.

Небесный град временно, до второго пришествия Христа, «находится в земном странствии». Его выражением является церковь. Но она не есть еще собственно град Божий, но есть путь к спасению. Ее задача – приуготовление верующих к будущей жизни. Задача же государства – руководство (управление людьми) в жизни земной. Поэтому град земной ограничен во времени, град Божественный – принципиально вечен, он выше града земного. В государстве живут ««о плоти» в церкви – «по духу». Иными словами: в первом живут «по человеку», во втором – «по Богу». Соответственно и все люди разделяются в конечном счете на две категории (хотя и это деление не абсолютно). Именно в этом и только в этом смысле Августин пишет о двух градах как двух сообществах людей.

Различие этих двух градов приводит к тому, что каждый из них, существуя самостоятельно, не должен вмешиваться в дела другого. Но они вместе с тем связаны между собою, взаимодействуя друг с другом. Проводимая ниже цитата хотя и несколько велика, но в концентрированном виде выражает сущность позиции Августина: «Итак, этот Небесный Град, пока находится в земном странствии, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается и поддерживается, ничто из последнего не отменяя и разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все что, направляется в одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитать единого высочайшего и истинного Бога».

Христианские властители града земного обязаны защищать церковь и оказывать ей помощь в борьбе с еретиками. В этих случаях Августин даже допускал принуждение, так как считал, что спасение возможно только через принадлежность к истинной вере. Поэтому принуждение в отношении еретиков идет им же на благо. Но, хотя церковь и стоит выше государства, так как только она непосредственно основана Богом (Христом), во всем, что не относится к вере, следует беспрекословно подчиняться власти. Перед Богом все равны. Поэтому в церкви и император – слуга Бога, здесь он равен своим подданным. Вне этого последние должны во всем ему покоряться.

Однако Августин не исключает возможности пассивного сопротивления власти, но лишь в том случае, если она нарушает божественные заповеди или вмешивается в дела церкви. Августин отождествляет естественное право и божественное право.Для него ничего естественного до и вне Бога нет и быть не может, ибо мир был сотворен не из субстанции, первоматерии, а из ничто. Поэтому право – это явление не естественного порядка, а явление, созданное Богом после грехопадения человечества для того, чтобы оградить его от совершения дальнейших преступлений.

Западнохристианский теолог и церковный деятель Августин был крупнейшим религиозным мыслителем поздней античности. Он развил теологическое понимание истории, взгляд на жизнь общества как борьбу противоположных царств – грешного и божественного. Августин Блаженный стал непререкаемым авторитетом для Западной церкви, хотя его идеи широко известны и на Востоке (особенно до раскола 1054 г. - Раскол христианской церкви в 1054 году — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь и православную церковь с центром в Константинополе), где сложилась своя школа.

Восточная церковь знала своих Отцов церкви. К тому же отношения между церковью и императорской властью в Восточной части империи были существенно иными, чем на западе. Здесь не было того сопротивления и, более того, церковь постоянно ощущала свою зависимость от светской власти. Это не могло не отразиться и на разработке догматических положений. Наиболее выдающиеся богословы – Василий Великий (329-378), Григорий Богослов (328-390) и Григорий Нисский (331-394), равно как и их предшественники и современники, хотя и занимались преимущественно вопросами веры, вместе с тем неоднократно обращались к интересующей нас проблеме.

Так, исходным в рассуждениях Василия Великого было положение о том, что мы «не можем ничего претерпеть без воли Божией». Поэтому и власть кесаря – от Бога и ей следует повиноваться. Если же она привносит зло, то не Бог является ее причиной, но свобода, дарованная людям. Правда, он не устает при этом призывать правительственные власти и суды к милосердию. В 25-й беседе «О милости и суде», со ссылкой на пророка Осию (12.16), подчеркивает, что «милостыню и суд любит Бог» и люди, творящие ее, «приближаются к Богу», а преимущества власти требуют «показать права справедливости».

Особое место в трудах Василия Великого занимает проблема войны. Не будучи источником зла, Бог тем не менее в войнах «насылает казни на достойных наказания». Поэтому и получается, что зло войны вызвано не божественной волей или промыслом, но действиями людей. Оно есть лишение добра. В этом смысле война подобна болезням и природным бедствиям. Однако это не оправдывает людей. Поэтому на зло нельзя отвечать злом, но - добром.

Обращаясь непосредственно к вопросу о государственной власти, Василий Великий следующим образом совершенно недвусмысленно формулирует свою мысль: «Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойны сего понимания, имеют великую законность, будучи направлены к общей пользе всех. Им следует беспрекословно повиноваться». Как видим, здесь все же содержится оговорка о «законности власти». Правда, и такой царь не должен совершать насилий только по причине «что властвуешь». Василий Великий как бы рисует образ разумного правителя, что впоследствии стало излюбленной темой политической философии. Вот его образ: «Посему тот разумный правитель, кто, вникая в действительную природу, управляет приключениями жизни, остается всегда сам себе равен, не превозносится в благодушии, не упадает духом в несчастиях».

Идеи Отцов церкви стали в значительной мере определяющими для всего Средневековья, рассмотрению которого посвящен следующий вопрос.

Иегова (по др. чтению Иагве), одно из священнейших имен Бога в Ветхом Завете; заключает в себе понятие вечности и совершенства; по Библии, Бог под этим именем впервые открылся Моисею.

ИЕГОВА м. еврейское имя Бога.

Апокалипсис - одна из книг Нового Завета, содержащая пророчества:
- о конце света;
- о судьбах мира и человека;
- о страшном суде.

греч.Apokalipsis - откровение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: