Современный нормативный подход к праву




С позиций современного нормативного подхода к правопониманию право представляет собой систему общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения, являются властно-официальным регулятором общественных отношений. Иными словами, право — система юридических норм.

Указанная качественная характеристика права довольно часто ускользает от внимания противников нормативного правопонимания противников нормативного правопонимания (или воспринимается ими поверхностно), чем и объясняются упреки с их стороны в адрес представителей нормативного правопонимания в том, что последние, якобы, не различают право и закон и под правом понимают систему законов или систему законодательства. Возможно, в формировании такого мнения есть и доля вины самих сторонников современного нормативного правопонимания, поскольку основное внимание они уделяют изучению сущности норм права. Другая сущностная характеристика права — системность норм остается несколько в тени или воспринимается как нечто само собою разумеющееся.

Кроме того, раскрывая понятие системы, сторонники нормативного правопонимания уделяют внимание, как правило, внутреннему строению права, которое лучше назвать структурой системы, поскольку любая система имеет две составляющие: структуру элементов системы (упорядоченную совокупность элементов) и факторы (силы), которые заставляют эту совокупность быть системой, находиться в единстве, взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, взаимозависимости, существовать и развиваться по своим внутренним законам, быть «живой», самодостаточной субстанцией.

Очевидно, что понимание права в качестве системы юридических норм (системной субстанции) предполагает исследование как самих норм, так и целого комплекса опосредующих эти нормы правовых элементов и явлений: не только ее структурных составляющих (отраслей права, институтов и подотраслей права), предмета и метода правового регулирования, но и тех сил внутренней самоорганизации системы, которые преобразовывают совокупность правовых норм в систему. Лишь через раскрытие функциональной составляющей системы права, как представляется, возможно уяснение цельности системы правовых норм. Правовые начала, основы, задачи, принципы, дефиниции (относимые рядом ученых к нормам права) и общие нормы права — это такие правовые явления, которые связывают и организовывают в систему действующие юридические нормы (которыми, по нашему убеждению, могут быть лишь нормы — правила поведения).

Можно было бы согласиться с имеющейся точкой зрения, что нормами права, помимо правил поведения, являются и так называемые нестандартные нормы права (правовые принципы, начала, основы, дефиниции, установления, задачи). Но в этом случае возникает парадоксальная ситуация — реально действующая система юридических норм трансформируется (к счастью, лишь на теоретическом уровне) в застывшую структуру, состоящую из правовых норм и не имеющую элементов системной связи. В свою очередь, как раз перечисленные правовые явления наряду с некоторыми другими и выполняют эту системообразующую функцию, создавая условия для превращения совокупности правовых норм в систему.

Думается, на современном этапе необходимо переосмысление положения, что отправные начала, правовые принципы, юридические дефиниции и иные «нестандартные нормы права» (с учетом их функциональной роли в формировании и действии права как системы юридических норм) являются нормами права. Это — правовые явления иного уровня, нежели нормы права. Это — системообразующие элементы права, такие элементы, без которых невозможно формирование и функционирование самой системы. Образно говоря, они являются как бы фундаментом, цементом, водой, песком, связывающими в каменной постройке кирпичи, обусловливают прочность самой постройки. Если система состоит из кирпичиков, то с ними нельзя отождествлять связующие эти кирпичики элементы, а также фундамент, на котором возведена кирпичная стена. Отграничение правовых начал, правовых принципов, правовых дефиниций от правовой нормы позволит, с одной стороны, не размывать понимание, смысл и сущность последней, а с другой — выделить те правовые явления, которые выполняют системообразующую функцию, с целью их дальнейшего изучения в этой плоскости.

Итак, под нормами права следует понимать лишь правила поведения, регулирующие общественные отношения, исходящие от государства (изданные или санкционированные), охраняющиеся им и являющиеся общеобязательными и формально определенными предписаниями.

Понятие системы права и понятие права настолько внутренне взаимосвязаны, что ошибочное представление о праве влечет искаженное понимание системы права, лишает возможности конструктивного решения вопросов системы права. В свою очередь, ошибочное (недостаточно полное) понимание системы права создает предпосылки для смешения системы права с системой законодательства, или подмены понятий системы и структуры права, характеристика системы права как внутреннего строения действующего в государстве права, отражающего единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права, верна лишь в том случае, если под единством правовых норм подразумевать не только и не столько структуру (совокупность), сколько наличие таких сил внутренней самоорганизации, которые формируют новое, более высокое качество совокупности (структуры) правовых норм — их органическое единство, т. е. систему правовых норм как новую сущность.

Нормативный (материалистический) подход к анализу внутреннего строения права как раз и требует исследования не только нормативно-правовых субстанций (образований) — отраслей права, институтов и подотраслей права, но и тех сил внутренней самоорганизации, которые позволяют совокупности правовых норм стать и быть системой. Правовые начала, правовые принципы, правовые дефиниции — вот некоторые из тех правовых явлений, которые связывают и организовывают в систему действующие нормы права. Наличие в этой системе общих норм права (при делении правовых норм по функциональному признаку на общие и специальные) как раз и есть признак целостности системы, поскольку общие нормы права выполняют фундамен- тирующую роль в правовом регулировании общественных отношений, непосредственно переводя в нормативное русло правовые начала и принципы права, нередко являясь как бы связующим звеном между ними и собственно нормами права — правилами поведения.

Восприятие права как системы юридических норм, т. е. нормативно-правового образования, которое характеризуется единством, взаимосвязанностью норм права и наличием признаков их внутренней самоорганизации, позволяет правоведу иметь в руках научный инструментарий для исследования любых вопросов, в том числе и вопросов понимания смысла конкретной правовой нормы, а также соответствия конкретной нормы (или совокупности норм права) самому праву.

В отличие от идей либергарно-индивидуального восприятия права с позиций понимания свободы, равенства, справедливости или коммуникативно-коллективного восприятия права с позиций социальной легитимации современное нормативное правопонимание позволяет правоприменителю подходить к оценке конкретной нормы права, опираясь на вполне определенные научные принципы, критерии и правила.

Правоприменительная, и в первую очередь судебная, практика достаточно убедительно свидетельствует в пользу высказанного утверждения. В частности, анализируя правовой конфликт, судья, безусловно, не может себя изолировать отличного понимания свободы, равенства, справедливости или абстрагироваться от так называемой социальной легитимации правовых предписаний, но вместе с тем он также не может на этом основывать свое решение, а в связи с конкретным спором обязан оценить норму права, подлежащую применению, с точки зрения места, занимаемого ею в праве, а также с точки зрения ее соответствия праву как системе юридических норм. Именно такой подход требует от правоприменителя понимания проблем конкуренции правовых норм и позволяет обращаться к Основному закону страны, а также использовать аналогию закона или аналогию права. Именно такой подход (подход системного анализа действующих норм права) лежит в основе деятельности Конституционного Суда РФ, разрешающего вопросы качества действующих правовых норм.

То, что отечественные правоприменители не в полной мере понимают содержательную сторону права, проявляющуюся в системной взаимосвязи правовых норм (правил поведения), довольно часто приводит на практике к некоторой «растерянности» (в том числе судей) в тех случаях, когда те или иные отношения, требующие правового осмысления, не имеют доскональной (мелочной) юридической регламентации (чего, собственно, и нельзя требовать от правовых норм).

Цель и ценность права

Ценность права

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С. С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право — это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.

По мнению С. С. Алексеева, право обладает:

социальной ценностью;

инструментальной ценностью;

собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку право реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов — государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности — свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

Право в разных странах имеет разные формы и содержание, которые чаще всего отражают уровень развития общества, его культуру.

Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в разных обществах занимает неодинаковое место в системе социальных ценностей. В одних странах право занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей общества, в других — уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (например, в теократических государствах). Поэтому право может служить разным целям, но основное его назначение — служить обществу, человеку.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.

Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

Доклад

Под ценностью права понимается его способность служить целью и средством удовлетворения научно обоснованных, социальное справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве - это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой.

Определение юридических ценностей - предмет юридической аксиологии.

Можно выделить основные проявления ценности права.

1. Социальная ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализую-при этом демократические, духовные и моральные ценности. Обес-

печуючи простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

2. Инструментальная ценность права - одно из проявлений его обще-носоціальної ценности - заключается в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения различных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и других социальных благ. Как инструмент право используется различными субъектами социальной жизни - государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.

3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера: а) свободы б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некомерцій-ним организациям пространство для свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободного, достойного и безопасного образа жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, которая в состоянии противостоять беззаконию.

Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокого личного значения, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает лицу доступ к благам и выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, "право только там, где есть свобода личности". В этом проявляется гуманистический характер права. Именно через свою собственную ценность право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, вырабатываемых поколениями людей на протяжении истории.

Доклад

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Госу­дарственноорганизованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе дан­ного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по­средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как оли­цетворение и носитель социальной свободы, социальной активнос­ти, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на ис­ключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольнос­ти отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэ­тому утверждение о том, что право по своей сущности и, следо­вательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отноше­ниях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная сво­бода.

4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости. Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с ла­тинского право (jus) и справедливость (justitia) близки по значе­нию. Глубинная связь права и справедливости обусловлена пра­вовой природой последней. Право по своему назначению проти­востоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личност­ный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права про­является не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным сред­ством ее социальной защищенности. В нынешних условиях имен­но от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских ре­шений.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощ­ным фактором прогресса, источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются ос­новой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право - действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: