Преступность среди несовершеннолетних




План

План………………………………………………………………………………………............1

Введение …………………………………………………………………………………………2

1. Психология несовершеннолетних:

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА………………………………………………………………………………………….4

2.Психология несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………………………………16

3.Психологическая характеристика группового характера преступности несовершеннолетних……………………...……………………………………………………24

2. Преступность среди несовершеннолетних

1.Основные причины и особенности правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………………………………………………………… …..29

2. Семейное воспитание и обязанности родителей………………………………………….33

3.Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних………………………………………………………………………….38

 

Заключение 24

Библиографический список 26

Введение

Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.

Организованная преступность взрослых все более оказывает влияние на подростковую преступность и преступность молодежи, подчиняет ее себе, используя возрастные и физические особенности в преступных целях. Возрастает общественная опасность подростковой и молодежной преступности, повышается ее организованность, интеллектуализация, техническая оснащенность. Сегодня каждое восьмое преступление в стране совершается несовершеннолетними.

При всей схожести признаков сегодняшняя преступность несовершеннолетних совершенно иная, чем 10, 5 и 2 года назад. Она количественно и качественно быстро меняется. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда -- серьезные упущения в профилактической работе. Необходимым условием эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений с участием несовершеннолетних является знание особенностей подростково-юношеской преступности. Этим вопросам и посвящена данная лекция.Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии универсальной специализации, приобретении уголовной квалификации.

Цель дипломной работы рассмотреть понятие и дать общую характеристику психологическим особенностям преступности несовершеннолетних.

Объектом работы являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в деятельности органов предварительного расследования, прокурора, суда и участников уголовного процесса при производстве по делам в отношении несовершеннолетних.

В предмет работы входят нормы Конституции Республики Казахстан, УПК РК, иных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с производством по делам в отношении несовершеннолетних.

1. Психология несовершеннолетних

Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лиц.

Речь идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица.

 

1) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

Для того что бы понять, кто же такой «несовершеннолетний преступник» необходимо дать два определения, кто такой «несовершеннолетний», и, кто такой «преступник».

С точки зрения закона несовершеннолетний – это лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, т.е. еще не вправе пользоваться определенными гражданскими и политическими правами. В быту несовершеннолетний – это ребенок.

Преступник -человек, который совершает или совершил преступление, из этого можно сделать вывод что несовершеннолетний преступник – это лицо не достигшее совершеннолетнего возраста, которое совершает или совершило преступление, и в отношении которого вынесено обвинительный приговор суда.

Несовершеннолетние преступники всегда составляют лишь часть контингента преступников, но чем их больше и чем опаснее совершённые ими преступления, тем сильнее проявляется нравственное неблагополучие общества.

Несовершеннолетние преступники представлены в России только четырьмя возрастными категориями - лицами 14, 15, 16 и 17 лет. Больше всего преступлений совершают подростки 16 и 17 лет.

Согласно данным всероссийской переписи осужденных в 1999 году, удельный вес осужденных мужского пола в воспитательных колониях составил 94,6%, а лиц женского пола - 5,4%. Эти данные вполне соответствуют полученному в ходе переписи общему распределению осужденных по полу (94,1% - мужчины, 5,9% - женщины). Более 70% несовершеннолетних осуждены к лишению свободы за кражи, грабежи и разбои; подростки 14-15 лет, осужденные за менее тяжкие преступления, составили 2,8% общего числа преступников этой возрастной категории, лица 16-17 лет - 1,5%; лица 14-15 лет, осужденные за преступления средней тяжести, - 8,3%, а лица 16-17 лет - 8,4%; лица 14-15 лет, осужденные за тяжкие преступления, - 83,9%, а лица 16-17 лет - 84,8%; лица 1415 лет, осужденные за особо тяжкие преступления, - 5,0%, а лица 16-17 лет - 5,3%. Как видно, подавляющее большинство несовершеннолетних преступников осуждены к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Между тем на срок от 5 до 10 лет лишения свободы включительно осуждено только 24,1% преступников-подростков. Это самые опасные преступники, в основном убийцы.

Личность несовершеннолетнего преступника отличается, прежде всего, своей социальной и психологической, в целом, жизненной незрелостью, несформированностью идеалов и целей, которые могут быть поставлены ими самими. Они ещё не знают или не совсем знают, что представляют собой, не овладели собой в необходимой мере. Поэтому могут согласиться совершить преступление, особенно если предложение об этом исходит от весьма ими ценимой группы или уважаемого человека.

Группа вообще играет значительную роль в жизни подростка. Если же он отторгнут от семьи, лишён эмоциональных связей с родителями, да ещё плохо учится в школе, неформальная малая группа сверстников становится для него единственной нишей в жизни. Только здесь его понимают, принимают, а иногда даже ценят, а потому такая группа становится чем-то вроде его семьи или заменяет её. Если группа совершает общественно опасные поступки, подросток чаще участвует в них, чтобы не отстать от своих товарищей, не потерять место в группе, которую он ценит. Другая причина участия в групповом преступлении состоит в том, что несовершеннолетний из-за отсутствия опыта, преступного в том числе, необходимых умений и навыков не может в одиночку совершить преступление и вынужден прибегать к помощи других. Вот почему по общему правилу, из которого могут быть исключения, личность несовершеннолетнего преступника, совершившего преступление в одиночку, представляет собой большую опасность, чем того, кто совершил преступление в составе группы. Следовательно, трудно проводить различия между общественной опасностью личности и общественной опасностью деяния. Преступление, совершённое в группе, бывает более тяжким, чем то, которое совершается в одиночку, но степень общественной опасности личности отдельного участника группы может быть ниже, чем степень общественной опасности того, кто совершает преступление в одиночку.

Большая часть несовершеннолетних преступников - это выходцы из тех слоёв населения, которые характеризуются невысоким, а чаще просто низким социальным достатком, соответствующим этому уровню профессиональной и общей культуры. В этих слоях несовершеннолетние слишком рано, иногда даже в 10-12 лет, начинают употреблять спиртные напитки, курить, вступать в сексуальные отношения. Их культурные запросы более чем примитивные, а иногда попросту отсутствуют - всё это несовершеннолетними впитывается с детства и становится неотъемлемой частью их личности на всю жизнь. Несовершеннолетние преступники являются носителями самого духа того социального слоя, из которого они вышли, духа, который состоит из примитивных потребностей и не предполагает ни духовности, ни культуры.

Между преступностью 14-15-летних и преступностью 16-17-летних имеется существенная разница и заключается она главным образом в том, что преступления второй группы могут быть опаснее, чем преступления первой. Конечно, и личность преступника в 16-17 лет уже иная: более опытная в совершении уголовно наказуемых деяний, с более стойкой антиобщественной ориентацией, имеющая прочные связи с преступной средой, в том числе в связи с пребыванием в местах лишения свободы, и т.д. Здесь очень важен не только круг общения, но и возраст, поскольку один-два года в подростковом периоде весомее, чем в зрелости.

Чем в более раннем возрасте подросток начинает совершать преступления, тем вероятнее, что он станет рецидивистом.

Преступность несовершеннолетних активно питает организованную преступность. Если проследить биографии отдельных преступников-подростков, то можно убедиться, что многие из них потом становятся членами гангстерских групп. Жизнь подобных преступников, если иметь в виду ее групповой уровень, может строиться по схеме.

 

Среди преступлений подростков - 90-95% совершают юноши, не более 510% - девушки. Причем доля последних среди преступниц значительно меньше, чем доля девушек их же возраста среди всего женского населения. Большая часть их преступлений - это преступления имущественного характера. Однако в местах лишения свободы значительную часть осужденных составляют девушки, которые совершили преступления против личности, среди них много убийц, в том числе совершивших убийства собственных детей, по большей части только что родившихся. Дети просто являлись помехой для такой женщины, как правило, не имеющей мужа. Но даже среди убийц практически нет тех, кто действительно покаялся в содеянном. Иногда девушки даже без участия мужчин организуют преступные группы для совершения грабежей, разбойных нападений, вымогательства.

По роду занятий среди несовершеннолетних преступников больше всего тех, кто нигде не работал и не учился. Вообще среди несовершеннолетних преступников велика доля тех, кто не имеет даже полного среднего образования и мало тех, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование.

Кстати, такая же высокая доля неработающих и неучащихся была среди подростков и в советское время. Следовательно, сам фактор незанятости общественно полезным трудом достаточно криминогенен даже независимо от внешних условий. Возвращаясь к образованию, отметим, что, как правило, его уровень у несовершеннолетних преступников ниже, чем уровень образования у всего подросткового населения. Здесь имеется в виду, конечно, окончание школьных классов. Среди подростков-преступников очень мало тех, кто учится в высшем учебном заведении, больше учащихся техникумов (профессиональных училищ).

В.Д. Ермаков и Н.И. Крюкова отмечали еще в начале 1990-х годов стойкую утрату связей несовершеннолетних правонарушителей с учебным и трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что в настоящее время по уровню образования (определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения) отстают лишь 89% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций, негативного отношения к учёбе, всё это существенно затрудняет их социализацию и ресоциализацию в процессе исправления [1].

Примерно такую же картину показали исследования, проведённые с другими авторами в 2010-2011 гг. Выявлено также отсутствие прочных психологических связей между теми, кто состоял на учёте в органах внутренних дел, и трудовыми коллективами, где они работали. Эта категория несовершеннолетних, как и раньше, когда они учились в школе, тяготела к неформальным малым группам, которые складывались по месту их жительства или проведения досуга. Их потребности и интересы остались примитивными, что выражалось склонностью к бесцельному времяпрепровождению, употреблению алкоголя, пренебрежительному отношению к общечеловеческим ценностям, культивированию вражды с другими группами подростков.

Среди несовершеннолетних, вызывавших постоянное внимание со стороны полиции, оказалось очень мало тех, кто интересуется искусством, занимается спортом, увлекается техникой и т.д. Они плохо знают общественные и политические процессы, происходящие в обществе, не очень чётко представляют себе своё место в нём. Их политическая слепота настолько глубока, что они могут стать жертвой любого политического проходимца, пойдя за ним. Но за такое подчинение они вполне могут запросить заранее оговоренную плату.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник, прежде всего 16-17 лет, длительное время вращающийся в неблагополучной среде - это лицо с установками и склонностями антиобщественного поведения.

Переходный период, который сейчас переживает российское общество, нестабильность общесоциальных условий, высокая частота конфликтов и экономические трудности дают право говорить о наличии в стране сильных криминогенных факторов, формирующих личность несовершеннолетних преступников. С учетом этого очень важного обстоятельства необходимо прогнозировать состояние преступности несовершеннолетних и возможности борьбы с ней. Использование результатов криминологического исследования личности несовершеннолетних преступников необходимо для предупреждения совершения ими преступлений с максимальным учетом специфики подросткового возраста. Дифференцированный и индивидуализированный подход должен реализовываться в отношении любой категории правонарушителей, но в особенности - несовершеннолетних. Отличительной чертой их преступности является высокая латентность, более быстрое и даже острое реагирование несовершеннолетних на негативные социальные изменения.

Подростковому возрасту в целом свойственен поиск приключений, острых ощущений, неординарных переживаний, необычных ситуаций, в которых подростки могли бы показать свою удаль, ловкость, храбрость, физическую силу. Благополучные находят всё это, прежде всего, в спорте, а «воспитанники» неблагополучной среды - в преступлениях. Поэтому несовершеннолетние охотно участвуют, например, в совершении краж или разбойных нападений. Если же они вырастают в атмосфере презрения и ненависти к представителям других религий или (и) наций, то могут совершать и террористические преступления за плату и даже без неё, но с удовольствием потом смотрят на «дело рук своих» - пожары, взрывы, обрушения, убитых и раненых.

Подростки очень хотят подражать взрослым, особенно тем, кто ими высоко ценим и уважаем. Очень их соблазняет свобода, приходящая с возрастом, но многие не хотели бы ждать вожделенного момента полного и действительного взросления, а хотели бы обрести свободу уже сейчас, немедленно, когда они охвачены необыкновенными и очень интересными, по их мнению, планами. Поэтому они начинают употреблять спиртные напитки и курить, вступать в сексуальные отношения, убегать из дома и т.д., чтобы походить на взрослых. Совершение преступлений тоже служит этой цели, а те, кто побывал в местах лишения свободы, пользуются в подростковой среде очень большим авторитетом. Подражая им, другие юноши и девушки тоже совершают уголовно наказуемые деяния, в лучшем случае - только помогают им, создавая вокруг них атмосферу престижа и высокой планки в жизни.

Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения - на детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Среди подростков-правонарушителей наблюдаются различные нарушения психофизического развития, сформировавшиеся в период внутриутробного развитии, родов, младенчестве и раннем детстве; ярко выраженные невропатические и патохарактерологические черты и реакции; алкоголизм и наркомания; явления физического инфантилизма; задержки в интеллектуальном развитии, создающие трудности в труде и учёбе, общении со сверстниками.

По выборочным данным, лишь 15-20% несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможность в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, что в конечном счете приводит многих к противоправному поведению.

По выборочным данным, сейчас в стране около 500-600 тысяч беспризорных, которые представляют собой мощный источник и резерв преступников. Основная причина - неблагополучные семьи. Само семейное неблагополучие тоже имеет свои причины.

Несовершеннолетние - это такая социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений, а поэтому реагирует на них остро и очень часто насилием. Исходя из этого многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их установку уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив и ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство, невозможность реализоваться в общественно-полезной деятельности. Все это активно криминализирует подростковую среду, особенно из необеспеченных и неблагополучных слоев общества. Но и состоятельные семьи отнюдь не могут считать себя застрахованными от того, что их дети не совершат правонарушений.

Принято считать, что в преступном поведении подростков обычно доминируют корыстные мотивы. Однако саму корысть разные исследователи понимают по-разному, часто разумея под ней только материальную выгоду. Но корысть - это выгода любого рода, а не только материальная, денежная. Можно получить выгоду, изменив свое положение, отношение к себе, утвердив себя и т.д. Не оспаривая того, что материальная корысть является наиболее распространенным мотивом (среди других мотивов) у подростков, совершающих преступления, необходимо отметить и другие мотивы: зависть, стремление к самоутверждению, «доказывание» себе себя, преодоление мучительных переживаний своей неадекватности и даже неполноценности, желание завоевать авторитет и уважение в глазах группы, а также удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, особенно сексуальные. Как и у других людей, преступное поведение у подростков полимотивированно, т.е. одновременно действуют, переплетаясь друг с другом, разные мотивы, например самоутверждения и материальной корысти.

В то же время нельзя не отметить, что во многих насильственных и корыстно-насильственных преступлениях подростков заметно высок уровень жестокости, которая иногда становится избыточной и превращается в самоцель. Нужно признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления - достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970-1980-х гг. в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что сама жестокость и агрессия выступают в качестве мотива их поведения, с помощью жестокости они утверждают себя в глазах группы и самих себя, с ее же помощью они компенсируют свою ущемлённость и смутно ощущаемые обиды.

К этому следует добавить, что несовершеннолетние далеко не всегда понимают, что причиняют страдания другим - не понимают в силу своего возраста, по причине того, что сами не испытывали страданий. Но они знают, слышали, что есть страдания, поэтому хотели бы знать, что это такое. Многих из них интересует, что такое смерть, что скрывается за тем рубежом, когда оканчивается жизнь; поэтому они могут убивать, в том числе животных, наблюдая за тем, как уходит жизнь. Другие же подростки отвечают жестокостью на жестокость, которой их уже испытывали в их недолгой жизни, особенно когда они были малы и не могли защитить себя. Раны жестокого обращения не заживают очень много лет, не исчезают просто потому, что после их нанесения прошли годы. Они скрываются в бессознательной психике, как бы дожидаясь своего часа, чтобы проявить себя. Для некоторых подростков жестокость и насилие - привычные формы поведения, которые они наблюдали всегда в своём кругу, в семье и неформальном бытовом окружении.

В этой связи уместно напомнить, что часто возникают конфликты и даже драки между подростками и постоянно пьянствующими матерями и отцами. Нередко они заканчиваются убийствами. В одной семье мать-алкоголичку постоянно избивали её же дети, а однажды забили до смерти.

У несовершеннолетних преступников часто отсутствует чувство вины, а без него не может быть нравственности. Однако столь очевидная и давно известная истина далеко не всегда практикуется в семье как реакция на свой же проступок, в деятельности правоохранительных органов и средств массовой информации. Так, демонстрация на телеэкране или публикация в печати истории о подростке- убийце или разбойнике почти всегда сопровождается весьма трогательными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные просто не принимаются во внимание, их как бы нет. Естественно, герои подобных репортажей ощущают себя незаслуженно гонимыми. Поэтому неудивительно, когда в воспитательной колонии 17-летнее лицо, осужденное за убийство матери с целью ограбления, сказало, что его пребывание за решёткой совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно вести к его покаянию. Можно предположить, что этот несовершеннолетний убийца ответил таким жестоким действием на какие-то нанесённые ему в детстве матерью обиды. Разумеется, это не оправдание убийцы матери, а лишь гипотеза о возможной причине подобных ужасающих действий.

Впрочем, на практике можно нередко встретить ситуации совершения преступлений, когда преступник, чаще несовершеннолетний, как бы возвращает удары, образно говоря, своей семье, которые она ему нанесла, когда он был мал и беззащитен. Не следует думать, конечно, что такие удары во всех случаях действительно имели место, особенно если ребёнок страдал расстройствами психической деятельности и родители были вынуждены прибегать к силе или обману, чтобы вылечить его. В силу возраста ребёнок мог и не понимать, что принуждение его к чему-то делалось в его же интересах и ему на пользу.

Чувство вины у несовершеннолетнего преступника, даже совершившего тягчайшее преступление (вроде убийства матери), может вообще не появиться, если все вокруг твердят, что он ещё ребёнок, его, осуждённого к лишению свободы, называют не преступником, а воспитанником, по освобождении встречают иногда и с цветами, как борца за свободу, освободившегося из тисков тирании, а сверстники смотрят на него как на героя. Нельзя, конечно, всё время попрекать подростка тем, что он сделал, но необходимо предпринимать все воспитательные усилия, чтобы подвести его к покаянию и искуплению. К сожалению, у нас в стране для этого делается ничтожно мало, что является одной из причин рецидива преступлений среди несовершеннолетних.

Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счёт:

лиц, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Таких лиц каждый год оказывается немало, они состоят на учете в полиции; совершаемые ими проступки составляют примерно 100 тыс. в год;

лиц, бежавших из интернатных учреждений, и особенно из семьи (главным образом это беглецы из неблагополучных семей);

детей беженцев и мигрантов. Сейчас в России примерно 2 млн, по некоторым данным - 3 млн мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Положение этих людей достаточно тяжелое. И дети в этих семьях, находясь в стадии формирования своей личности, естественно, испытывают огромные затруднения. Оказавшись в 8-, 10-, 12-летнем возрасте в незнакомом месте, попадают в среду мальчишек и девчонок, которые их не понимают, отвергают, отталкивают. Это вызывает у них протест в виде насилия. Поэтому беженство и неуправляемую иммиграцию надо обозначить в качестве самостоятельного фактора преступности несовершеннолетних;

подростков, состоящих на учете в полиции и достигших возраста уголовной ответственности. По некоторым данным, такие несовершеннолетние составляют около 400 тыс. в год.

Типологию несовершеннолетних преступников можно осуществить по разным основаниям; наиболее важной в теоретическом и практическом отношениях представляется та, которая строится по признаку общественной опасности личности несовершеннолетнего и содеянного им. Можно выделить следующие типы:

Несовершеннолетние, совершающие мелкие кражи, хулиганские действия, реже грабежи.

Несовершеннолетние, которые решаются на грабежи, разбойные нападения и изнасилования.

Несовершеннолетние, виновные в убийствах, в особенности нескольких человек или неоднократно.

Несовершеннолетние, осуждённые за террористические и экстремистские преступления, при которых имеются человеческие жертвы.

Естественно, возможны и другие типологии, предложенная - лишь одна из многих. Но при этом типологии (как и классификации) для науки и практики остро необходимы. Здесь следующим шагом должны даваться демографические, иные социальные и психологические характеристики. Принадлежность конкретного человека к определённому типу позволяет сделать о нём определённые выводы теоретического или практического содержания. Это очень важно в деле профилактики преступлений, их расследования, оценки степени опасности личности подростка, а также в дальнейшей работе с ним, если он будет осуждён, в том числе к лишению свободы.

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы1. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно негативное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Одноклассники обычно сторонится таких подростков, из-за их агрессии именно поэтому в подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе ввиду отрицательных отношений внутри него.

На антисоциальное поведение несовершеннолетнего влияют следующих факторы: в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные "жизненные неудачи".

Подростковый возраст (11-15 лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В плане социальном, подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста - школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив.

Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Юношеский возраст (14-18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане это период завершения физического созревания. Юность - это заключительный этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире2.

Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, - с 16 лет.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью.

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной защищенности.

Конфликтность в отношениях с взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка и с взрослыми и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования. Формирование самооценки, самосознания происходит, прежде всего, в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными. "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности"3. Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (хулиганство, выпивка, употребление наркотиков и т.п.), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Как правило, на практике неучет биологического фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: