МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К практическому занятию по разделу «Общая и медицинская генетика» для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»
ТЕМА. Изменчивость и её формы. Классификация мутаций
Цель занятия
Знать основные формы изменчивости, цитологические и молекулярные основы мутаций. Уметь проанализировать статистические закономерности модификационной изменчивости.
Перечень знаний и практических навыков
1. Знать характерные особенности модификационной и генотипической изменчивости.
2. Знать классификацию мутаций и механизмы их возникновения.
3. На основании знаний механизмов мутаций и этиопатогенеза хромосомных заболеваний, уметь поставить диагноз по кариотипу.
- Овладеть методом вариационной статистики.
Основные вопросы темы
1. Изменчивость, её виды и значение для медицины.
2. Взаимодействие генотипа и среды, Понятие экспрессивности и пенетрантности.
3. Модификационная изменчивость, роль наследственности и среды в формировании фенотипа. Понятие модификации и нормы реакции.
4. Комбинативная изменчивость, её механизмы и значение.
5. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций.
6. Механизмы репарации генетического материала.
7. Мутагенез. Виды мутагенов. Примеры мутаций человека.
Контроль исходного уровня знаний
ВАРИАНТ 1.
1. Укажите характерные черты геномных мутаций:
А - изменение структуры гена,
Б- изменение структуры ДНК.
В – изменение структуры хромосом,
Г – изменение числа хромосом кратно гаплоидному набору.
2. Что называют нормой реакции:
А – диапазон модификационной изменчивости, обусловленной генотипом,
Б – ненаследуемые изменения фенотипа,
В – диапозон изменений, в пределах которого один и тот же генотип дает разные фенотипы,
Г – наследуемые изменения фенотипа.
3. Охарактеризуйте признаки мутации:
А – признаки развиваются постепенно,
Б – признаки наследуются,
В – изменяется только генотип,
Г – признаки возникают внезапно.
4. Какое из перечисленных свойств гена в генотипе характеризует его способность реализоваться в фенотипе:
А- стабильность,
Б – экспрессивность,
В – делимость,
Г – специфичность.
5. Чем характеризуются полулетальные мутации:
А – повышают жизнеспособность организма,
Б – вызывают гибель в эмбриональном состоянии,
В – понижают жизнеспособность,
Г - повышают плодовитость.
ВАРИАНТ 2.
1. Перечислите типы хромосомных аберраций:
А – полиплоидия,
Б – транскрипция,
В – инверсия,
Г – трансляция.
2. Назовите заболевания, относящиеся к геномным мутациям:
А - гемофилия,
Б - синдром Дауна,
В – синдром Марфана,
Г – синдром Морриса.
3. Что такое трисомия:
А – увеличение числа хромосом в кариотипе 3n,
кратное гаплоидному набору,
Б - увеличение числа хромосом в наборе 2n на одну пару гомологичных хромосом,
В – увеличение числа хромосом в наборе 2n на одну хромосому,
Г – увеличение числа хромосом в наборе n на одну хромосому.
4. К чему приводят летальные мутации:
А - понижают жизнеспособность организма,
Б – повышают жизнеспособность организма,
В – повышают плодовитость,
Г - вызывают смерть в эмбриогенезе.
5. Что такое фенокопии:
А – изменения фенотипа, обусловленные действием средовых факторов, не затрагивающих генотип,
Б - изменения фенотипа, обусловленные изменением генотипа,
В – изменения фенотипа, сходные с мутациями и обусловленные действием средовых факторов, не затрагивающих генотип,
Г – изменения фенотипа, обусловленные комбинацией генов.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.
Изменчивость – одно из важнейших свойств, характеризующих живую материю и обеспечивающих многообразие организмов в процессе эволюционного развития. Проявление всех форм изменчивости обусловлено взаимодействием организма с окружающей средой.
Знание модификационной и мутационной изменчивости необходимо врачу любой специальности для понимания причин индивидуальной реакции больных на эндо- или экзогенные факторы и для медико-генетического консультирования.
ВИДЫИЗМЕНЧИВОСТИ
Модификационная Генотипическая
(ненаследственная, (наследственная).
фенотипическая).
Комбинативная. Мутационная.
Классификация мутаций по характеру изменения генетического аппарата:
a) Геномные мутации – связанные с изменением числа хромосом.
Полиплоидия. Гетероплоидия (анэуплоидия).
Кратное увеличение числа Некратный набор хромосом.
хромосом в результате - отсутствие хромосомы (моносомия);
нарушения мейоза. - добавление хромосомы (трисомия и т.д.)
У человека несовместимы с - выпадение пары гомологичных
жизнью. хромосом – нулесомия.
Автополиплоидия Аллополиплоидия
Умножение хромосом В результате межвидовой гибридизации.
одного генома.
Митотическая Мейотическая
Незавершенное деление- Нерасхождение хромосом при первом делении мейоза.
отсутствие цитокинеза.
Среди анэуплоидных синдромов моносомия по половым хромосомам (синдром Шерешевского - Тернера) – единственная совместимая с жизнью моносомия.
в) Хромосомные мутации (аберрации) – перестройка хромосом.
Внутрихромосомные:
§ Делеция (нехватка) – потеря участка хромосомы.
§ Дупликация (удвоение)- включение лишнего участка.
§ Инверсия (поворот) – разрыв и переворачивание на 180˚, с изменением последовательности генов.
Межхромосомные:
§ Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
с) Генные или трансгенные мутации – затрагивают структуру гена.
Возникают при нарушении последовательности нуклеотидов: замены, вставки, выпадения, потери, поворота и т. д.
НО! Если нет репарации, т.е. САМОВОССТАНОЛЕНИЯ ДНК.
Мутон – наименьший участок ДНК, изменение которого приводит к мутации (т. е. Это одна пара нуклеотидов).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. Изучить микропрепараты плодовой мушки дрозофилы, сравнить дикий вид с мутантными формами. Зарисовать исходный тип, бескрылую форму, с вырезкой на крыльях, с желтым телом, изогнутыми щетинками.
2. Проанализировать статистические закономерности модификационной изменчивости. Для выполнения задания использовать семена фасоли.
2.1. Фасоль расположить в порядке увеличения длины семян. С помощью циркуля и миллиметровой линейки измерьте длину каждой фасоли.. Разбейте все варианты на классы, отличающиеся друг от друга на 1 мм, и подсчитайте число семян в каждом классе. Разместить полученные данные в следующем порядке:
Классы | …………………………………………. | |||||
Длина семян в мм (V) | ||||||
Число семян (P) |
Построить вариационную кривую.
Для построения графика на горизонтальной оси отложить через равные промежутки значение варианта, а по вертикали – частоты каждого класса. Затем соединить все точки линиями.
Вычислить среднюю арифметическую по формуле (М):
или , где
P – частота,V – варианта, n – общее число особей, ∑ - знак суммы.
Вычислить среднеквадратичное отклонение (σ), как меру изменчивости значений вариант по отношению к средней арифметической данного ряда.
σ = , где
(V-M) – отклонение среднего значения класса от среднеарифметической.
Вычислить коэффициент вариации (Сv) – относительная величина, позволяющая сравнивать между собой изменчивость признаков в разных совокупностях. Различают небольшое варьирование (0-10%), среднее (11-20%), большое (>21%).
Сv – вычисляется по формуле: Cv= ±σ/M *100%
Вычислить среднюю ошибку (mM). Этой величиной пользуются при необходимости распространить значение М на всю группу организмов, если число особей данной выборки достаточно и средняя ошибка измерения мала.
mM =
3. Написать выводы, отразив черты сходства и отличия между модификационной и мутационной изменчивостью.
Основная литература
1. Биология. В 2 кн. /Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высшая школа, 2000, 2010.
2. Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.: Медицина, 1996, 2008.
Дополнительная литература
1. Генетика: учебник для ВУЗов / Под ред. В.И. Иванова.- М.: Академкнига, 2006.
2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002, 2007.
3..
4. Пехов А.П. Биология. Медицинская биология, генетика и паразитология ГЭОТАР-Медиа, 2010.
5. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2008.
6. Пехов А. П. Биология: [Электронный ресурс]: учебник/ А. П. Пехов., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 664 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru
7. Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.:ГЭОТАР- Медиа, 2008. – 208 с.:ил. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru
8. Маркина В. В. Биология: [Электронный ресурс]: Руководство к практическим занятиям: учеб. пособие/ под ред. В. В. Маркиной. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448с.ил. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru
Методическое пособие переработано
ассистентом кафедры Кривицкой А.Н.