Новые произведения донбасских авторов о войне 1941 года




Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.

Проблемы и достижения в развитии науки Донбасса в 1991–2013 гг. Новый этап реформирования образования. Развитие литературы и искусства. Рождение независимой прессы. Возрождение культуры в 2000-х гг. Развитие и успехи спорта в Донбассе. Возрождение православия в Донбассе (митрополит Илларион, отец Зосима). Религиозная «палитра» Донбасса.

Тип урока: урок изложения нвого материала

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития культуры в Донбассе 1991-2013,формировать умение анализировать,,делать выводы,устанавливать причинно- следственные связи,воспитывать интерес к культуре своего региона

Формируемые УУД: учащиеся называют особенности развития образования и науки, основные тенденции развития литературы и искусства, называют выдающихся деятелей культуры их достижения

Планируемые методы, приемы, технологии: развивающие технологии, рассказ,беседа,методы опережающего обучения,просмотр видео,частичн- поисковый метод, ведение записей в тетради

Ключевые дефиниции, даты, личности:культура,реформы

 

Ход урока

I.Организационный момент

II.Контроль знаний и умений

1.Национальная политика

2.Вопросы для закрепления:

Назвать последствия украинской независимости для Донбасса

Что такое реструктуризация шахт, особенности этого процесса в Донбассе?

Особенности приватизации металлургических предприятий?

Какие крупные корпорации и финансовые группы возникли в 90 годы?

Особенности развития сельского хозяйства 1991-2013

Когда был проведен референдум о федерации и русском языке и вступлении в СНГ в Донбассе, его последствия?

Каковы решения съездов в Северодонецке, их итоги последствия

Украинизация Донбасса и противодействие ей, последствия ее для региона

III.Изложение нового материала

Образования и наука 1991-2013

В Донецкой области в 1990-1991 учебном году в системе образования была задействована 1281 государственная школа. К 1995-1996 уч. году их число увеличилось до 1325. Среди качественных показателей можно отметить:

- деятельность учебных заведений нового типа – гимназий, лицеев, колледжей, которые действуют на основе углубленного изучения отдельных предметов. Это дает возможность развивать творческие способности учеников и наиболее ярко проявлять природные данные каждого в отдельности;

- внедрение принципов гуманизации и гуманитаризации образования;

- совместное творчество учителя и учащегося;

- индивидуализация и дифференциация;

- открытость и динамичность системы обучения.

Глубокие преобразования охватили и высшую школу. Изменения в обществе требовали повышения роли вузов в подготовке квалифицированных кадров и создание национальной интеллектуальной элиты. В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университеты или академии (ДонГТУ, ДонГМУ, Приазовский государственный технический университет, ДонНАСА и др.)

С каждым годом нарастала потребность в адаптации вузов к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и наблюдался дефицит экономистов, менеджеров, юристов, психологов, социологов. Реакцией на подготовку таких специалистов стало создание Донецкой государственной академии управления, открытие в университетах новых специальностей.

Новым явлением стал рост негосударственного сектора в сфере образования, на внебюджетном финансировании (ДИСО, МЭГИ, ДЭГИ, Институт рынка и социальной политики и др.)

Среди проблем в сфере образования можно выделить следующие:

- недостача, отток высококвалифицированных педагогических кадров;

- упадок материально-технической базы вузов;

- ухудшение жилищно-бытовых условий в студенческих общежитиях;

- острый дефицит научной, учебной и методической литературы;

- сокращение подписки на периодические издания.

Наиболее острыми проблемами в нашем регионе являлись: возрождение и развитие украинского языка как государственного; функционирование на территории области русского языка во всех сферах жизни.

После принятия Закона УССР «О языках в Украинской ССР» в 1989 г. положение стало меняться. Начали открываться детские сады, школы, другие учебные заведения, где обучение велось на украинском языке. В вузах перевод на украинский язык пытались решить задачу административными методами: преподавание на украинском языке отдельных предметов. Однако этот путь оказался малоэффективным.

В подобном нищем положении находилась наука в регионах. На развитие научного потенциала Донецкой области, который был представлен 145 научными учреждениями и организациями, где было занято возле 50 тыс. чел., в том числе свыше 300 докторов наук и 4 тыс. кандидатов наук выделялись мизерные средства. Стоимость одного рабочего места в академических организациях было около 11 тыс., в проектно-конструкторских - 7,2 тыс. грн. Обеспеченность научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ составляла приблизительно 40-50%. Далекая от рациональной была и структура кадров высшей квалификации. Наблюдалась четкая и стойкая тенденция старения научных кадров. [7, с.275]

Специфические условия производства на предприятиях Донбасса, необходимость комплексного развития его народного хозяйства, охраны окружающей среды все больше усиливали тенденцию к «регионализации» научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ.

Весьма актуальной для Донецкого регионального научно-технического комплекса оставалась проблема новизны научных разработок и сроки проведения научно-исследовательских работ. Анализ тематики научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, свидетельствует, что в начале 90-х г. значительный был удельный вес исследований, направленных на усовершенствование техники, технологий, материалов.

Состояние же народнохозяйственного комплекса Донбасса вызвало необходимость разработки новых видов техники, технологии, материалов, однако наука часто не могла удовлетворить потребности производства. Ежегодно не только сокращалось количество созданных новых образцов машин, оборудование, аппаратов и приборов, но и снижался их технический уровень.

Донецкая область в начале ХХ1 располагает высоким научным потенциалом. Здесь действует 81 научная и научно-техническая организация, Донецкий центр Национальной Академии Наук Украины. Совместно с Национальной Академией разработана Программа научно-технического развития Донецкой области до 2020 года", куда вошли более 400 проектов, в том числе превосходящие мировой уровень.

Более 40 лет назад в районе Богодуховской балки возникло, очень нужное для шахтерского края и необычайное для региона шахт и заводов учреж­дение - ботанический сад. Донецкий ботани­ческий сад (ДБС) является научно - исследовательским институтом Нацио­нальной академии наук Украины. Расположенный на самой окраине города с вос­точной стороны он примыкает к соседнему городу Макеевка. Это самый большой ботанический сад в Украине. С 10 ноября 2004 года указом президента были упо­рядочены границы Донецкого ботанического сада, и его площадь сейчас состав­ляет 203 гектара.

Коллекция дендрария ДБС - база научно-исследовательских работ по ин­тродукции и акклиматизации древесных растений, источник мобилизации семен­ного и вегетативного материала для репродукции и внедрения новых ценных ви­дов в зеленое строительство и лесное хозяйство на юго-востоке Украины.

Изучено более 400 видов вредителей растений. Рекомендованы стойкие к вредителям и болезням виды и формы растений, которые перенесены с других территорий. Большое значение ученые сада придают селекции растений. Получе­ны 23 авторских свидетельства на многие сорта флоры. Учитывая, что успехи Донецкого ботанического сада во многом зависят от профессионализма его со­трудников, следует отметить их квалификационный уровень, - сегодня тут рабо­тают около 180 человек, в том числе 6 докторов и 22 кандидата наук.

Научную работу здесь ведут 4 отдела: дендрологии и цветоводства, моби­лизации растительных ресурсов, флоры, промышленной ботаники. Разработки Сада охватывают широкий круг вопросов прикладного характера, связанных с охраной и обновлением растительных ресурсов, фитооптимизацией промышлен­ных городов, фиторекультивацией отвалов угольных шахт, внедрением новых, перспективных для Донбасса растений, озеленением, фитодизайном, размноже­нием растений, борьбой с вредителями в саду, и поэтому находят широкое при­менение в регионе. Благодаря многолетнему труду коллектива в настоящее время в саду собран коллекционный фонд, который насчитывает более 6000 видов, сор­тов и форм растений. В коллекциях сада выращивается 97 видов растений крас­ной книги Украины, 71 вид международного уровня охраны, 88 - регионального уровня. Некоторые растения, культивируемые в саду, не встречаются более на Украине и в Европе.

Все экскурсии, мероприятия начинаются с памятника установленного Евгению Николаевичу Кондратюку – ученому, одному из первых руководителей Сада. Ботаник и эколог он многое сделал в решении большой народно - хозяйст­венной задачи - рекультивации нарушенных промышленностью земель. Он раз­работал в Донбассе новое научное экологическое направление - промышленная ботаника. Под руководством Е.Н. Кондратюка учеными Сада были разработаны методы и способы биологической рекультивации терриконов, образованных в ре­зультате подземного способа добычи угля. [6, с.261]

По насыщенности научными кадрами регион занимает пятое место в Украине, уступая Киеву (24,5 тысячи докторов и кандидатов наук), Харьковской (12,8 тысячи), Львовской (5,8 тысячи) и Днепропетровской (5,7 тысячи) областям. Почти три четверти всех ученых трудятся в высших учебных заведениях (546 докторов и 3473 кандидата наук). Каждый шестой доктор наук и каждый восьмой кандидат наук работает в научных учреждениях.

Лишь немногим более 3% всех ученых занято в заводской науке, то есть в подразделениях, которые обеспечивают практическое воплощение научных и инженерных идей. За последний год численность специалистов с учеными степенями увеличилась здесь на 9% и составила 173 человека (10 докторов и 163 кандидата наук).

В Донбассе сосредоточено 14 учреждений Национальной академии наук Украины и свыше 70 отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в которых работаю 620 докторов и более 4 тысяч кандидатов наук. Всего в сфере «Наука и научное обслуживание» занято 11,6 тысяч человек. [6, с.12]

Одним из старейших вузов Донбасса считается Донецкий государственный технический университет. Недавно он отметил свое 80-летие. Целый ряд ученых вуза являются почетными и действительными членами зарубежных научных обществ и академий. Заведующий кафедрой физики профессор В.А. Гольцов в начале этого года решением ежегодного собрания Международной инженерной академии назван «Выдающимся инженером ХХ столетия». Международная ассоциация по водородной энергетике наградила его премией им. Рудольфа Эррена «За выдающийся вклад в развитие водородной энергетики и водородной обработки металлов в особенности».

Славу техническому университету в различные годы создавали такие известные ученые как В.С. Пак, И.Е. Коробчанский, Д.М. Оглоблин, В.И. Белов, Я.И. Альшиц, Г. Г. Лейбов, В.Г. Гейер, В.А. Сорокин, В.М. Клименко, И.И. Борнацький, В.С. Сапиро, С.И. Сапиро, И.Г. Штокман, И.Л. Никольский, А.А. Баранов, М.Б. Кляшторный, А.М. Брижанев, В.А. Гольцов, М.П. Зборщик, Б.И. Медведев, Г.Г. Логвинов, Б.С. Панов и многие другие. Более 110 ученых вуза и его выпускников удостоены званий лауреатов государственных премий.

Они блестяще выполнили и внедрили научно-технические разработки в промышленность донецкого края и страны, соединяя воедино теорию и практику. Недаром на знамени и гербе ДонГТУ издавна зафиксированы в виде стилизованных знаков эти два фундаментальных понятия.

Сегодня целая плеяда ученых университета, многие из которых являются его же выпускниками, достойно продолжает дела своих предшественников. Только за последние годы работы ученых ДонГТУ отмечены четырьмя государственными премиями Украины. Новизна разработок 90-х подтверждена двумя лицензиями, которые проданы в страны дальнего зарубежья, 1200 изобретениями и патентами, зарегистрированными открытиями.

Под руководством профессора Б.С. Панова впервые изучена золотоносность бурого угля Донбасса и показаны ресурсные возможности ряда месторождений.

Результаты фундаментальных исследований профессора М.П. Зборщика в 1996 году защищены дипломом №79 на научное открытие «Явление выделения с горной породы, которая содержит пирит, элементной серы под влиянием тионовых бактерий». В 2000 году Международная ассоциация авторов научных открытий зарегистрировала еще одно открытие ученых технического университета – «Явление возбуждения электрического тока в проводнике, который двигается в электростатическом поле». Авторами его являются профессор Д.А. Дюдкин и доцент А. А. Комаров. К научным исследованиям привлекается и студенчество.

Таким образом, среди наших студентов есть немало талантливых юношей и девушек. Их достижения ежегодно отмечаются на всеукраинских олимпиадах, конкурсах, конференциях, а также Национальной академией наук Украины.

Искусство

Переход к рыночным отношениям стал тяжелым испытанием для культуры. Отсутствие необходимых средств стало одной из причин закрытия в области клубных учреждений, массовых библиотек, спортивных секций, кружков.

Но основные культурно-просветительские учреждения продолжали действовать. Работали все театры. В 1994 г. был завершен ремонт здания Донецкого государственного академического театра оперы и балета. В театре стали проходить Международные фестивали «Звезды мирового балета». В театре работает всемирно известный артист Украины Вадим Писарев, который проявил себя и как режиссер, создатель школы хореографического мастерства.

Большим успехом пользуются спектакли Донецкого областного музыкально-драматического театра имени Артема, Донецкого театра кукол, Донецкого областного ТЮЗа.

Центром музыки края является Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева, ее выпускники составили костях филармонии, театра оперы и балета, хореографических и вокальных ансамблей. Традиционным стало проведение праздников музыки в честь композитора С. Прокофьева, в 1997 в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль «На родине Сергея Прокофьева»

Со второй половины 90-х годов стали проводится спортивные праздники «Звезды мирового шеста» (инициатор Сергей Бубка), «Золотая Лилия» (инициатор Лилия Подкопаева).

3. Литература

4.1.На базе Донецкой областной библиотеки имени Крупской работает клуб любителей фантастики «Странник». Основатель и председатель клуба — Фёдор Березин, также в клубе принимают участие Виталий Забирко, Владислав Русанов, Ярослав Веров (коллективный псевдоним Глеба Гусакова и Александра Христова), Георгий Савицкий, Михаил Белозёров, Евгений Белоглазов. Авторы клуба с 2010-х годов начали активное сотрудничество с луганским издательством «Шико» и провели совместно ряд мероприятий — презентации книг издательства, встречи с авторами и автограф-сессии.
4.2. В 2011 году под руководством Евгения Ясенова стартовал литературный проект «Донецк, я люблю тебя!», объединяющий короткие произведения художественной прозы разных авторов. Все включенные в сборник произведения имеют две общих черты: их действие происходит в городе Донецке, в них так или иначе затрагивается тема любви.
4.3. События последних лет не оставили равнодушными никого. Известные и неизвестные авторы пишут стихи, размещают их в интернете.

Опять пылают мирные деревни

В пустых глазницах окон темнота.
Опять в подвалах, стоя на коленях,
Переживают артобстрелы до утра.
Аэропорт лежит в сплошных руинах,
Умыты кровью улицы, дома.
Нерадостная, мрачная картина,
Разорванная надвое страна.
Идут на бой шахтерские отряды
За правду, за свободу, за детей...
Своим землякам посвящает стихи и песни Ирина Горбань, член Союза писателей Донецкой Народной Республики, Союза писателей «Новый современник» Макеевского городского литературного объединения имени Н.Хоспланова, лауреат трех международных литературных премий. Стихи и песни вошли в сборник «Это война, детка!» Автор воссоздает реальные события обстрелов Макеевки, Донецка, других городов, гибель мирных людей. Проникновенно звучат стихи А.Глазунова «Мы воюем за Донбасс»:
Мы воюем за Донбасс!
Не за нефть и не за газ, -
Защищаем мы детей
От обстрелов и смертей.
Мы воюем за Донбасс!
Мало нас и много нас!
В.Корнилов в песне «Улица донбасского народа» выразил свою мечту о будущем нашей Республики:
Пока мы думать разучились о прекрасном,
Давай мечтать: когда закончится война,
Какие памятники встанут над Донбассом,
Возглавят улицы какие имена!
В песне «Мы устали от войны» есть такие слова:
Мы-дончане. Мы не покоримся.
Пусть наш город любимый живет.
Своей родиной очень гордимся
И наш дух никогда не умрет



"О войне не пишут для войны. Для чего же пишут? В чем смысл человеческих свидетельств об обстоятельствах непреодолимой силы, современниками, невольными участниками, а то и заложниками которых становятся целые поколения человеческого рода?" (Из сборника "Я дрался в Новороссии". Предисловие от авторов)

В это сложное военное время (2014-2015 гг.) в ходе развития конфликта в Донбассе, мировоззрение людей – мирных жителей, которые стали заложниками ситуации, полностью изменилось. На задний план ушли переживания о чем-то материальном, а вот вопросы добра и зла, чести и справедливости постепенно поселились на первом месте. В литературном творческом процессе также произошел перелом. Ведь, вселяющий ужас свист летящих снарядов, принесший с собой разрушения и смерти, не обошел стороной никого. Все события разворачивались на глазах. Боль людей, глубокую боль, связанную с потерей близкого человека, видели и литераторы. За эти два года они изменились тоже. Где-то стали сильнее, где-то выявились слабые стороны. И все же стойкость духа и преданность родному краю не перестают удивлять. Они выжили для того, чтобы запечатлеть в памяти и передать другим поколениям...

В настоящее время литературная жизнь Донбасса имеет плотный график: различные книжные выставки, презентации, встречи с писателями – оно и понятно, душа творца молчать не может в такое время. В Донецке даже работают литературные студии и поэтические салоны: некоторые из них существовали и до войны, некоторые задуманы и реализованы не так давно.

Сейчас все изменилось. Вместе с боевыми действиями в Донбассе, конфликт произошел и в сознании пишущих людей. Творческая личность не может пережить ужасы войны, не имея возможности изложить свои переживания на бумаге. В результате появились новые поэтические сборники, военная проза. Некоторые произведения луганских и донецких авторов объединили в совместные издания – беда-то была одна на всех.

«Эти жуткие социальные потрясения высвободили творческую энергетику, произошел культурный ответ. Во-первых, сразу сформировался небольшой, но работоспособный костяк авторов. Сразу начались проекты. Текущий год начался небывалым событием – к нам приехала представительная делегация, которая включала более 20 ведущих писателей из России, средства массовой информации. Это был культурно-творческий десант. Тогда мы заключили устные договоренности и буквально через два месяца они начали реализовываться. Так, в марте мы выпустили первый совместный сборник «Я дрался в Новороссии», в который вошли произведения свыше 24 авторов – писателей Москвы, Питера, ЛНР и ДНР. Эта книга была роздана во все наши библиотеки. Текст сразу выложили в Интернете», – рассказал Глеб Бобров. По его словам, совместными усилиями членов Союза писателей ЛНР было издано семь сборников, сейчас идет работа над восьмым.

Как утверждают сами писатели, и в Луганске, и в Донецке на первый план вышла гражданская тематика, которую условно называют "документальной военной прозой".
«Это ответ на вызов общества и исторического момента. И тут донецкие литераторы объединились. Мы, фактически, занимаемся контрпропагандой, боремся с валом дезинформации, который обрушивается на мировое сообщество из СМИ. Это наша насущная цель. Закончится война. будут другие цели. Но сейчас она консолидирует и объединяет нас», – говорит Владислав Русанов.

В литературной среде ЛНР также доминирует тема событий последних двух лет.
«У нас культурное событие, насыщенное настоящей жизнью. Все предельно обострено. Нерв произведений наших авторов несопоставим. Война прошла как ком – разделила семьи. И вот эта тематика требует культурного осмысления», – считает Глеб Бобров и подчеркивает: – «Тексты писателей Луганщины наполнены настоящей болью, настоящей кровью, настоящими

Стоит отметить, что в настоящее время в состав Союза писателей ЛНР входит около 30 литераторов, ДНР – более 20.

«Думаю, до конца текущего года мы примем еще до 10 человек. На мой взгляд, этого было бы достаточно. В писательской организации не могут быть тысячи людей. Это же не политическая партия. Сами критерии отбора предполагают малочисленность», – подытожил Владислав Русанов.

За время ведения боевых действий, из ДНР, по его словам, уехали немногие литераторы. А Глеб Бобров считает, что для писателей непринципиально местонахождение, главное – то, что они пишут.

«Я, например, не знаю тех, кто вернулся. Для писателя же непринципиально где он пишет, он может писать в тайге или в тундре. Главное – что он пишет. Все авторы духовно наши – они пишут в независимости от того, где они находятся. В наших сборниках печатаются люди, проживающие в Киеве», – прокомментировал писатель.

Маленький штрих – весной в Крыму вышел единственный рассказ Владислава Русанова, написанный на украинском языке, «Чорні коси, чорні очі» – о казачьем атамане Иване Сирко.

«От этого рассказа незадолго до начала войны отказались в Киеве, не желая сотрудничать с писателем-сепаратистом», – поделился автор.

Новые произведения донбасских авторов о войне 1941 года

В декабре 2014 года в московском издательстве ЭКСМО вышел очередной роман Владислава Русанова «Импровиз. Сердце менестреля». По словам автора, это роман «плаща и шпаги» с маленьким фантастическим элементом:

«Но, как и в других своих книгах, я стараюсь затрагивать морально-нравственные проблемы, которые характерны и для нашего времени. В августе 2015 года в севастопольском издательстве «Шико» отдельной книгой вышла моя повесть «Аскольдова могила», задуманная как антифашистское произведение. Действие происходит в Киеве, в 1941-м году, в первые недели оккупации вермахтом. А кроме того мои стихотворения и рассказы публиковались в различных сборниках, журналах, газетах. В основном в России».

А в последний сборник Глеба Боброва «Луганское направление» вошли 14 документальных очерков.
«Там есть истории шахтеров, офисных работников. На 9 ноября 2015 года запланирована его презентация в Луганской областной универсальной научной библиотеке им.М.Горького», – поделился планами писатель.

Для справки:

Глеб Леонидович Бобров (16 сентября 1964) – русский писатель и журналист, проживающий в Луганске. Автор книг «Солдатская сага» («Эксмо», 2007 г), куда вошла вся «афганская» проза автора, и «Эпоха мертворожденных» («Яуза-ЭКСМО», 2008), посвященная гипотетической гражданской войне в Украине. Награжден «серебряной» медалью Василия Шукшина.

Владислав Адольфович Русанов (12 июня 1966) – донецкий писатель-фантаст, автор сериалов на русском языке «Горячие ветры Севера», «Клинки порубежья», «Победитель драконов». Переводчик художественной литературы (наиболее известный перевод – нашумевший роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»). На «Евроконе-2013» был номинирован на лучшего переводчика фантастики в Европе.

Первыми ростками военной литературы Донбасса стали яркие очерки журналистов, которые стали появляться уже во время обороны Славянска. В конце августа 2014 года Интернет «взорвало» стихотворение луганской беженки из Крыма Ирины Подорожной, написанное 19 августа 2014 г. и затем перекопированное неравнодушными людьми на множество сайтов:

Мы вернемся в Луганск, упадем на колени

Перед теми, кто выжил, перед теми, кто ждал.

Мы увидим, что волосы все побелели
У родных, кто под взрывами Господа звал.

Зачерпнём горсть земли нам знакомой до боли
И почувствуем запах жестокой войны.
Сколько праха сожженного в ней, сколько крови
Впитала она с той далёкой весны.

Мы вернёмся домой, мы найдём в себе силы,
Спрятав слёзы, мой Город, тебя возродить.
Мы вдохнём в тебя жизнь, обещаю, мой милый,
Мы вернёмся к тебе, чтобы жить и любить.

Мне удалось опубликовать это стихотворение в № 16 московского журнала «Трибуна русской мысли» в 2015 году, хотя с его автором я до сих пор не знаком. Об этом стихотворении мы в Луганске узнали только в октябре, когда появился свет и Интернет. Но к тому времени и у авторов, оставшихся в блокадном городе, уже было написано достаточно собственных произведений, которые с 2015 года стали активно публиковаться.

В марте 2015 года в Москве в издательстве «АСТ» вышел первый сборник прозы авторов из ЛНР и ДНР о военных событиях 2014 года «Я дрался в Новороссии». Мне как члену правления Союза писателей ЛНР было поручено сделать первичный сбор текстов произведений и вести переписку с авторами. Окончательный отбор проводили составитель сборника глава СП ЛНР Глеб Бобров и редакция издательства. Некоторые из вошедших в сборник рассказов уже до этого были размещены в Интернете. Ряд интересных произведений не вошли в этот сборник, и они были отложены для публикации в последующих изданиях. Сборник «Я дрался в Новороссии» получил большой резонанс в России, и весь его тираж был быстро раскуплен. В рассказах сборника отражаются реальные события — в этом смысле он является точным документом войны, — но вместе с тем его отличает высокий художественный уровень с весьма широким стилистическим диапазоном — от «жестокого натурализма» и исповедальной прозы до элементов сюрреализма.

Среди публикаций 2015 года также следует отметить сборник документальных очерков Глеба Боброва «Луганское направление» — живую историю войны, показанную через судьбы реальных людей. Напомним, что Глеб Бобров, бывший «афганец», является автором известного романа «Эпоха мертворождённых», предсказавшего войну в Донбассе и ещё до 2014 года выдержавшего пять изданий. Он ещё до войны был «знаковым» автором военной прозы и редактором посвящённого ей сайта okopka.ru.

24 марта 2016 года в Луганске прошла презентация литературного сборника Союза писателей ЛНР «Время Донбасса», признанного настоящим событием в русской литературе нашего времени. Именно поэтому на презентацию, которая состоялась в Русском центре республиканской библиотеки им. М. Горького, приехали и гости из России. Сборник, вышедший в Луганске благодаря поддержке руководства республики, отличается великолепным дизайном и полиграфией. О его содержании гость из Москвы, сопредседатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, сказал кратко и ёмко: «Искусство оказалось достойно своего народа».

Литература о войне бывает разная. Есть произведения самих воинов, рождённые их горячей памятью боёв и встреч лицом к лицу со смертью. Есть и другой вид художественного отражения опыта войны людьми не воевавшими, но оказавшимися в условиях войны и блокады, где также был риск для жизни. Хотя это и не сравнится с опытом фронтовиков, но он тоже важен не только в силу своей массовости, но и в содержательном отношении. В нём говорится не столько о войне как таковой, сколько о том состоянии, которое она пробуждает в людях. Как она пробуждает людей от сна «мирной» жизни, заставляя оставить в стороне всё мелочное и привычное и вспомнить о главном. Война происходит не только на фронте, но в целой народной душе, в какой-то момент становясь способом мировосприятия, заполняя собою всё и проникая в сердца. Потом наступает мирное время, всё возвращается на круги своя, но этот опыт ни в коем случае нельзя забывать, ведь в нём открылось что-то очень важное, чего не знают другие. Для этого и существует то, что можно назвать просто — «литературой военного времени».

Как фронтовая, так и «тыловая» литература, в конце концов обе рождаются из одного и того же чувства кровного единства своей личной судьбы и судьбы Родины, из одного и того же нравственного выбора, на чью сторону стать, и одной и той же решимости стоять в своём выборе до конца. Именно эти качества и роднят между собой всех без исключения авторов сборника независимо от особенностей их жизненных обстоятельств. Весьма показательно, что среди авторов сборника «тыловых» больше, и около трети составляют россияне. Тем не менее никакого заметного разрыва по духу между авторами воевавшими и не воевавшими, но просто пережившими войну как часть своей судьбы, такого разрыва нет. Всех их объединяет некое общее нравственное чувство и общность народной судьбы.

Сборник, что для нашего времени совершенно естественно, объединяет авторов, принадлежащих к очень разным стилевым и мировоззренческим традициям. Их объединяет помимо общей для всех школы великой русской литературы, имеющей единый пушкинский дух подвига и преображения, «выпрямления человека» (П. Палиевский), также и это чувство общности судьбы и приобщения к историческому свершению народа. И если в других случаях столь разные по стилю и традициям авторы не могли бы оказаться под одной обложкой, то здесь их объединяет именно это.

Для близкого рассмотрения семидесяти трёх столь разноплановых авторов сборника стоило бы написать отдельную книгу. Но и в рамках небольшой заметки мы имеем возможность выделить самое основное, что могло бы прояснить главную художественную ценность сборника и кратко охарактеризовать авторов различных стилей и направлений.

Начнём с поэтов, коих в сборнике всего пятьдесят четыре. Среди них стоит выделить группу авторов, скажем так, «есенинского» направления, то есть с традиционной, классической стилистикой стиха. Это стихотворения В. Агарковой, А. Антонова, М. Афонина, Д. Балина, И. Бауэр, А. Бениаминова, И. Горбань, В. Гусева, Д. Дарина, В. Десятерика, В. Дунина, О. Журавлёвой, П. Кравцова, М. Кудимовой, С. Тишкиной, Н. Тюрина. Во многих из их стихотворений есть пронзительные прозрения в суть человеческой души.

Вот, например, яркое стихотворение Григория Егоркина «Разговор с пленным», написанное в стиле, очень близком к «Василию Тёркину» Твардовского и, очевидно, на основе личного опыта. Разговаривают двое, недавно вышедшие из боя, в котором они убивали друг друга и потеряли товарищей. Конечно, они остаются врагами, но происходит маленькое чудо:

Не идёт разговор. Между нами

Боль. Война. Окаянные дни…

«Мне б короткий звонок… Мне бы маме…»

Достаю телефон: «Позвони».

Весьма широкий стилистический диапазон — наследие различных школ в поэзии ХХ века — свойственен лауреату Есенинской премии, луганской поэтессе Е. Заславской, а также Л. Класс, С. Кащенко, Н. Мавроди, Ю. Макусинскому, В. Мирошниченко, И. Михедовой, А. Сигиде, А. Ревякиной, Н. Романовой, Е. Настоящей, В. Поляковой, В. Теркуловой, И. Черниенко.

Для этой когорты поэтов особенно свойственна передача тонких экзистенциальных состояний — часто очень простыми, но ёмкими словами:

Лишь залпы слышны

И дыхание дома.

Нет в городе больше

Чужих, незнакомых.

Мы все здесь — «свои»…

С. Сеничкина

Неизбежно, что в сборнике есть и стихотворения с очень жёстким натурализмом, как, например, в строчках Александра Морозова:

И кишки половины собаки

На соседском красивом заборе…

С другой стороны, есть стихотворения с многослойной смысловой семантикой, отсылающей к далёким контекстам. Так, явно цветаевские ритмы и мироощущение сквозят в стихах Анны Долгаревой, где война стала метафорой самой жизни в её тоске о погибшем:

Я иду к тебе по жёлтым цветам да по чёрным рекам,

Я вобрала всю боль, что отмерена человеку…

Ощущаются тютчевские ритмы и особое русское любомудрие у россиянина Сергея Жукова из города Коврова Владимирской области:

Нет вечности у нас в запасе.

Сразились Запад и Восток.

Всё начинается в Донбассе.

Там бьётся истины исток…

Бьют бесовскую шваль ополченцы.

Лики их и в крови и в пыли.

Не хватает всего, кроме сердца.

Новороссия — сердце земли.

Эти строки особенно показательны для общего мироощущения авторов сборника — ощущения того, что вся боль земли и судьбы истории сейчас проходят через Донбасс, и «поле битвы — сердца людей» (Достоевский).

Наследие тютчевского поэтического любомудрия очень живо и в пронзительных строчках Виктории Мирошниченко:

Это нужно заслужить — родиться русским.

На земле родиться, названной Россия…

Только на таком уровне и возможно по-настоящему понять Историю:

Мою страну убили на Майдане,

Готовя преступление годами

Бездарнейших предательства и лжи…

До чего же должно быть извращено сознание народа его западными кукловодами, чтобы предательство и ложь назвать своим «достоинством»!

Есть в сборнике и авторы с интонациями поэта-трибуна, в стиле Е. Евтушенко. Примером может служить яркая строка Марка Некрасовского:

Девчонке лишь шестнадцать лет –

С гранатами под танк легла.

А значит, Украины нет.

Ты, Украина, умерла!

В этом стихотворении речь идёт о реальном факте подвига 16-летних подростков города Лисичанска, которых А. Мозговой отказался взять в бригаду «Призрак» из-за их возраста, но они сами повторили подвиг «Молодой гвардии» и погибли в бою с украинскими карателями.

Вместе с тем иногда военная тематика является особой «отправной точкой» мысли и становится затем поводом для прозрения в саму сущность поэтического творчества, как, например, в строчках Владимира Скобцова:

Не спи, поэт, гори, звезда,

Как соучастник тайны чуда,

Слова приходят ниоткуда,

В стихи слагаясь навсегда.

Кроме поэтов в сборнике представлены рассказы семнадцати авторов-прозаиков и пьесы двух авторов-драматургов.

Всем рассказам сборника свойственен своего рода «кинжальный» стиль, при котором на небольшом пространстве текста крайне напряжённым повествованием удаётся достичь прозрения в самую суть человеческой жизни. При этом сюжетность рассказов всегда очень конкретна, лишена какой-либо показной внешней «сентиментальности». Стилистически проза сборника в целом может рассматриваться как продолжение традиций прозы нашего великого земляка В.И. Даля и «натуральной школы» в целом.

В рассказах А. Ивакина «Кальсоны» и «Дело привычное» через намеренную приземлённость сюжета показана преемственность подвига Донбасса наших дней и наших предков периода Великой Отечественной войны. Короткое «Дело привычное» повествует о расстреле пленного карателя, о той же странной перекличке душ врагов перед тем, как на одного из них «упала вечность». Здесь, как и в других рассказах, наши авторы умеют и во врагах видеть людей — пусть низких и подлых, но обманутых и тоже страдающих. Именно в этом всегда было нравственное превосходство русской литературы, которое особенно ярко выступило в нынешней войне на фоне тотального хамства украинской пропаганды, которая, как это и положено нацистам, сознательно вычёркивает нас из числа людей.

Особую группу составляют рассказы фронтовиков — жёсткие, даже жестокие по содержанию, показывающие движения души человеческой в самых экстремальных ситуациях перед лицом смерти. Таковы «Репортаж» В. Углева, «Младшая сестра» К. Часовски



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: