Время выполнения 120 минут.




Задания

Муниципального этапа олимпиады по экологии

(2018-2019 уч. год, 9 класс)

время выполнения 120 минут.

Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером предложенных в них заданиях и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы записывайте в листах ответов, предоставленных вам организаторами олимпиады.

Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

 

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл (итого – 25 баллов).

1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:

а) атмосферой;

б) гидросферой;

в) литосферой;

г) биосферой.

2. Среда жизни, характерная для человека:

а) водная;

б) почвенная;

в) наземно-воздушная;

г) внутренняя среда другого организма.

3. Продуценты, консументы и редуценты – это компоненты:

а) вида;

б) популяции;

в) биогеоценоза;

г) экологическая ниша.

4. Продуцент, но не зеленый:

а) плаун-баранец;

б) хлорелла;

в) эвкалипт;

г) ламинария.

5. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между:

а) березой и подберезовиком;

б) елью и березой;

в) ландышем и березой;

г) грибом трутовиком и черникой.

6. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб;

б) ястреб → гусеница капустной белянки → капуста → синица;

в) капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб;

г) гусеница капустной белянки → капуста → синица → ястреб.

7. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется:

а) слону;

б) синице;

в) бурому медведю;

г) ястребу-тетеревятнику.

8. Первоначальный источник энергии в экосистеме леса:

а) перегной;

б) минеральные вещества;

в) солнечный свет;

г) почвенные бактерии.

9. Весь комплекс трофических отношений в экосистемах – это:

а) цепь питания;

б) пищевая сеть;

в) экологическая пирамида;

г) экологическая сетка.

10. Процесс ликвидации запаха сточных вод называется:

а) дезодорация;

б) дезактивация.

в) дератизация;

г) дезинфекция

11. Продуценты в экосистеме заливного луга:

а) разлагают органические вещества;

б) создают органические вещества;

в) обеспечивают процесс гниения;

г) потребляют готовые органические вещества.

12. Виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

а) только растениями;

б) только растениями и животными;

в) животными, грибами, бактериями;

г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактерями.

13. Территория населенного пункта, где сосредоточены жилые дома, называется:

а) рекреационной зоной;

б) селитебной зоной;

в) промышленной зоной;

г) лесопарковой зоной.

14. Появление новых паразитов наряду со старыми:

а) положительно влияет на жизнь популяции;

б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптации;

в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности;

г) не вызывает изменений в популяции.

15. Международное агентство по атомной энергетике:

а) ФАО;

б) ЮНЕП;

в) МСОП;

г) МАГАТЭ.

16. Растения-паразиты – заразиху, петров крест относят к:

а) продуцентам;

б) редуцентам;

в) консументам I порядка;

г) консументам II порядка.

17. Примером биоценоза является совокупность:

а) деревьев и кустарников в парке;

б) растений, выращиваемых в ботаническом саду;

в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу;

г) организмов, обитающих на болоте.

18. Роль растений в биосфере состоит:

а) в освобождении энергии;

б) в поглощении и использование солнечной энергии;

в) в разрушении первичной продукции;

г) в превращении органических веществ в неорганические;

19. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль:

а) потребителей органических веществ;

б) потребителей неорганических веществ;

в) конечного звена цепи питания;

г) конечных разрушителей органических веществ.

20. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за:

а) систематического окучивания картофеля;

б) отсутствия врагов и конкурентов;

в) использование в пищу разнообразных кормов;

г) более благоприятного климата.

21. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к:

а) расширению кормовой базы насекомоядных птиц;

б) распространению заболеваний среди травоядных животных;

в) увеличению видового разнообразия растений;

г) уменьшению видового разнообразия растений.

22. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:

а) углерода;

б) азота;

в) фосфора;

г) калия.

23. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение баланса:

а) между экономикой и производством;

б) между людьми, экономикой и производством;

в) между людьми, экономикой и природой;

г) между людьми, экономикой и обществом.

24. Парниковый эффект создается в атмосфере Земли в результате накопления:

а) углекислого газа;

б) пылевых частиц;

в) азота;

г) ядовитых веществ.

25. Уменьшению загрязнения атмосферы, воды, почвы промышленными отходами способствует:

а) использование полиэтиленовой упаковки для бытовых отходов;

б) охлаждение промышленных вод на предприятиях с высокой теплоотдачей;

в) установка высоких труб на промышленных предприятиях;

г) использование малоотходных и безотходных технологий.

 

Часть 2. Задание представлено в виде 10 суждений, с каждым их которых следует согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 балл (итого – 10 баллов).

1. В нашей стране принят документ «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года».

2. Компоненты биогеоценоза, синтезирующие органические вещества, называются сапрофагами.

3. В экосистеме смешанного леса паразитические отношения устанавливаются между березами и грибами трутовиками.

4. Агроэкосистема – естественное сообщество.

5. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.

6. Термин «популяция» происходит от греческого «популюс», что означает жизнь.

7. Строительство городов – это антропогенный фактор косвенного действия.

8. Бактерии гниения по типу питания относят к группе сапротрофов.

9. Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.

10. Мониторинг проводят только на глобальном уровне.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами. За каждый правильный ответ в каждом задании – 1 балл (итого – 18 баллов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: