Задания
Муниципального этапа олимпиады по экологии
(2018-2019 уч. год, 9 класс)
время выполнения 120 минут.
Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером предложенных в них заданиях и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы записывайте в листах ответов, предоставленных вам организаторами олимпиады.
Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл (итого – 25 баллов).
1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
а) атмосферой;
б) гидросферой;
в) литосферой;
г) биосферой.
2. Среда жизни, характерная для человека:
а) водная;
б) почвенная;
в) наземно-воздушная;
г) внутренняя среда другого организма.
3. Продуценты, консументы и редуценты – это компоненты:
а) вида;
б) популяции;
в) биогеоценоза;
г) экологическая ниша.
4. Продуцент, но не зеленый:
а) плаун-баранец;
б) хлорелла;
в) эвкалипт;
г) ламинария.
5. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между:
а) березой и подберезовиком;
б) елью и березой;
в) ландышем и березой;
г) грибом трутовиком и черникой.
6. Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб;
б) ястреб → гусеница капустной белянки → капуста → синица;
в) капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб;
г) гусеница капустной белянки → капуста → синица → ястреб.
7. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется:
а) слону;
б) синице;
в) бурому медведю;
г) ястребу-тетеревятнику.
8. Первоначальный источник энергии в экосистеме леса:
а) перегной;
б) минеральные вещества;
в) солнечный свет;
г) почвенные бактерии.
9. Весь комплекс трофических отношений в экосистемах – это:
а) цепь питания;
б) пищевая сеть;
в) экологическая пирамида;
г) экологическая сетка.
10. Процесс ликвидации запаха сточных вод называется:
а) дезодорация;
б) дезактивация.
в) дератизация;
г) дезинфекция
11. Продуценты в экосистеме заливного луга:
а) разлагают органические вещества;
б) создают органические вещества;
в) обеспечивают процесс гниения;
г) потребляют готовые органические вещества.
12. Виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:
а) только растениями;
б) только растениями и животными;
в) животными, грибами, бактериями;
г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактерями.
13. Территория населенного пункта, где сосредоточены жилые дома, называется:
а) рекреационной зоной;
б) селитебной зоной;
в) промышленной зоной;
г) лесопарковой зоной.
14. Появление новых паразитов наряду со старыми:
а) положительно влияет на жизнь популяции;
б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптации;
в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности;
г) не вызывает изменений в популяции.
15. Международное агентство по атомной энергетике:
а) ФАО;
б) ЮНЕП;
в) МСОП;
г) МАГАТЭ.
16. Растения-паразиты – заразиху, петров крест относят к:
а) продуцентам;
б) редуцентам;
в) консументам I порядка;
г) консументам II порядка.
17. Примером биоценоза является совокупность:
а) деревьев и кустарников в парке;
б) растений, выращиваемых в ботаническом саду;
в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу;
г) организмов, обитающих на болоте.
18. Роль растений в биосфере состоит:
а) в освобождении энергии;
б) в поглощении и использование солнечной энергии;
в) в разрушении первичной продукции;
г) в превращении органических веществ в неорганические;
19. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль:
а) потребителей органических веществ;
б) потребителей неорганических веществ;
в) конечного звена цепи питания;
г) конечных разрушителей органических веществ.
20. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за:
а) систематического окучивания картофеля;
б) отсутствия врагов и конкурентов;
в) использование в пищу разнообразных кормов;
г) более благоприятного климата.
21. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к:
а) расширению кормовой базы насекомоядных птиц;
б) распространению заболеваний среди травоядных животных;
в) увеличению видового разнообразия растений;
г) уменьшению видового разнообразия растений.
22. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:
а) углерода;
б) азота;
в) фосфора;
г) калия.
23. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение баланса:
а) между экономикой и производством;
б) между людьми, экономикой и производством;
в) между людьми, экономикой и природой;
г) между людьми, экономикой и обществом.
24. Парниковый эффект создается в атмосфере Земли в результате накопления:
а) углекислого газа;
б) пылевых частиц;
в) азота;
г) ядовитых веществ.
25. Уменьшению загрязнения атмосферы, воды, почвы промышленными отходами способствует:
а) использование полиэтиленовой упаковки для бытовых отходов;
б) охлаждение промышленных вод на предприятиях с высокой теплоотдачей;
в) установка высоких труб на промышленных предприятиях;
г) использование малоотходных и безотходных технологий.
Часть 2. Задание представлено в виде 10 суждений, с каждым их которых следует согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 балл (итого – 10 баллов).
1. В нашей стране принят документ «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года».
2. Компоненты биогеоценоза, синтезирующие органические вещества, называются сапрофагами.
3. В экосистеме смешанного леса паразитические отношения устанавливаются между березами и грибами трутовиками.
4. Агроэкосистема – естественное сообщество.
5. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.
6. Термин «популяция» происходит от греческого «популюс», что означает жизнь.
7. Строительство городов – это антропогенный фактор косвенного действия.
8. Бактерии гниения по типу питания относят к группе сапротрофов.
9. Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.
10. Мониторинг проводят только на глобальном уровне.
Часть 3. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами. За каждый правильный ответ в каждом задании – 1 балл (итого – 18 баллов).