Как называлось творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в.?
|
| 1)
| «передвижники»
| |
| 2)
| «Могучая кучка»
| |
| 3)
| «Смена вех»
| |
| 4)
| «Мир искусства»
| |
| 6. Кто из названных лиц был прославленным оперным певцом начала XX вв.?
|
|
| 1)
| И.Ф. Стравинский
| |
| 2)
| С.П. Дягилев
| |
| 3)
| А.С. Даргомыжский
| |
| 4)
| Ф.И. Шаляпин
| |
| 7. Кто из перечисленных лиц был поэтом «серебряного века»?
|
|
| 1)
| И.Ф. Стравинский
| |
| 2)
| В.И. Вернадский
| |
| 3)
| А.А. Блок
| |
| 4)
| А.А. Вознесенский
| |
Могучая кучка» – это сложившееся в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. творческое содружество
|
| 1)
| литераторов
| |
| 2)
| композиторов
| |
| 3)
| художников-передвижников
| |
| 4)
| учёных
| |
9. Прочтите отрывок из сочинения выдающегося художника XIX в. и укажите этого художника. «Я всегда был убеждён, что... в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим… Я не историк-художник, я только сказочник, былинник, живописный гусляр! Мне хотелось показать, как мой народ понимает и чувствует своё прошлое. Моё желание – передать в картинах чувства, поэтическое ощущение, мысли народа о его богатырях, о вещем Олеге, о ковре-самолёте, об Алёнушке».
|
| 1)
| И.И. Левитан
| |
| 2)
| В.М. Васнецов
| |
| 3)
| В.А. Серов
| |
| 4)
| К.П. Брюллов
| |
| 10. Кто из российских учёных стал в 1904 г. лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии «за работу по физиологии пищеварения»?
|
|
| 1)
| А.С. Попов
| |
| 2)
| И.П. Павлов
| |
| 3)
| Д.И. Менделеев
| |
| 4)
| К.А. Тимирязев
| |
| 11. М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков были
|
|
| 1)
| художниками
| |
| 2)
| композиторами
| |
| 3)
| архитекторами
| |
| 4)
| скульпторами
| |
Рассмотрите изображение.
| 12. Автор картины в своём произведении воплотил принципы
1) классицизма
2) романтизма
3) реализма
4) авангардизма
| |
| 73. Художественный стиль, предполагающий правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, – это
|
|
| 1)
| сентиментализм
| |
| 2)
| романтизм
| |
| 3)
| реализм
| |
| 4)
| ампир
| |
| 14. П.М. и С.М. Третьяковы получили известность в русской истории как
|
|
| 1)
| участники объединения «Могучая кучка»
| |
| 2)
| основатели Московского художественного театра
| |
| 3)
| составители «Живого Толкового словаря великорусского языка»
| |
| 4)
| коллекционеры произведений живописи
| |
| 15. О.И. Бове, В.О. Шервуд были
|
|
| 1)
| художниками
| |
| 2)
| композиторами
| |
| 3)
| архитекторами
| |
| 4)
| скульпторами
| |
| 16. Кто из перечисленных лиц был представителем русской культуры начала XX в.?
|
|
| 1)
| А.Н. Воронихин
| |
| 2)
| И.С. Тургенев
| |
| 3)
| С.В. Рахманинов
| |
| 4)
| К.П. Брюллов
| |
| 17. Выдающимся русским художником был
|
|
| 1)
| В.М. Васнецов
| |
| 2)
| С.П. Дягилев
| |
| 3)
| П.М. Третьяков
| |
| 4)
| М.П. Мусоргский
| |
| 18. В каком художественном стиле создавали свои творения большинство художников-передвижников?
|
|
| 1)
| романтизм
| |
| 2)
| футуризм
| |
| 3)
| реализм
| |
| 4)
| сентиментализм
| |
| 19. Кто из перечисленных лиц был театральным и художественным деятелем, организовавшим знаменитые «русские сезоны» в Париже в XX в.?
|
|
| 1)
| Ф.И. Шаляпин
| |
| 2)
| К.С. Станиславский
| |
| 3)
| А.П. Чехов
| |
| 4)
| С.П. Дягилев
| |
| 20. Как называлось творческое содружество русских художников, окончательно оформившееся в 1870 г.?
|
|
| 1)
| «Колокол»
| |
| 2)
| «Товарищество передвижных художественных выставок»
| |
| 3)
| «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»
| |
| 4)
| «Полярная звезда»
| |
| 21. Кто из перечисленных лиц был одним из основателей Московского Художественного театра?
|
|
| 1)
| М.П. Мусоргский
| |
| 2)
| А.Н. Островский
| |
| 3)
| Д.И. Менделеев
| |
| 4)
| К.С. Станиславский
| |
Какой художественный стиль появился в русском искусстве в конце XIX – начале XX в.?
29. Прочтите отрывок из работы искусствоведа и напишите фамилию художника, о котором идёт речь. «Среди его картин – "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и многих других, дающих столько пищи для размышлений, – я больше всего люблю "Меншикова в Берёзове". Красноречивость молчания доведена здесь до высшего совершенства; я не знаю в мировой живописи картины, пожалуй, кроме "Блудного сына" Рембрандта, где сведённая к одному мигу драма превратностей целой жизни была бы выражена так сдержанно, так скупо и вместе с тем так волнующе глубоко».
| 30. Какие из перечисленных произведений живописи было созданы художниками-передвижниками? Найдите в приведённом списке два произведения
|
|
| 1)
| «Грачи прилетели»
| |
| 2)
| «Богатыри»
| |
| 3)
| «Всадница»
| |
| 4)
| «Последний день Помпеи»
| |
| 5)
| «Явление Христа народу»
| |
| 31. Какие из перечисленных ниже опер были написаны на исторические сюжеты? Найдите в приведённом списке две оперы.
|
|
| 1)
| «Князь Игорь»
| |
| 2)
| Хованщина»
| |
| 3)
| «Евгений Онегин»
| |
| 4)
| «Садко»
| |
| 5)
| «Руслан и Людмила»
| |
| 32. Какие два из перечисленных ниже учёных стали известны своими исследованиями в области математики? Найдите в приведённом списке двух учёных.
|
|
| 1)
| Н.И. Лобачевский
| |
| 2)
| Б.С. Якоби
| |
| 3)
| А.С. Попов
| |
| 4)
| И.М. Сеченов
| |
| 5)
| С.В. Ковалевская
| |
33. Прочтите отрывок из статьи Е.И. Суворовой и напишите название, которое закрепилось за описанным кружком. «В.В. Стасов был непосредственным участником творческой жизни членов кружка, активным деятелем их музыкальных собраний, их ревностным поклонником и слушателем, их советчиком, помощником и вдохновителем... Это он посоветовал М.А. Балакиреву написать музыку к трагедии Шекспира “Король Лир”, предложил М.П. Мусоргскому сюжет “Хованщины”, Н.А. Римскому-Корсакову – сюжет “Садко” и сказки “О царе Салтане”, А.П. Бородину – “Князя Игоря”».
| 34. Чьё творчество относится к «серебряному веку русской культуры»? Найдите в приведённом списке двух художников
|
|
| 1)
| К.П. Брюллов
| |
| 2)
| К.С. Малевич
| |
| 3)
| Д.Г. Левицкий
| |
| 4)
| А.А. Иванов
| |
| 5)
| В.В. Кандинский
| |
| 35. Какие из перечисленных художественных произведений созданы художниками-передвижниками? Найдите в приведённом списке два
|
|
| 1)
| «Утро в сосновом бору»
| |
| 2)
| «Лунная ночь на Днепре»
| |
| 3)
| «Девятый вал»
| |
| 4)
| «Грачи прилетели»
| |
| 5)
| «Последний день Помпеи»
| |
| 36. Кто из перечисленных деятелей культуры был основателем Московского художественного театра? Найдите в приведённом списке двух деятелей.
|
|
| 1)
| К.С. Станиславский
| |
| 2)
| В.И. Качалов
| |
| 3)
| М.С. Щепкин
| |
| 4)
| А.Н. Островский
| |
| 5)
| В.И. Немирович-Данченко
| |
| 37. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры был известен своими исследованиями в области истории? Найдите в приведённом списке двух деятелей.
|
|
| 1)
| Н.М. Карамзин
| |
| 2)
| А.С. Грибоедов
| |
| 3)
| А.М. Горчаков
| |
| 4)
| Н.Г. Чернышевский
| |
| 5)
| В.О. Ключевский
| |
| 38. Какие из перечисленных музыкальных произведений были созданы композитором «Могучей кучки» М.П. Мусоргским? Найдите в приведённом списке два произведения.
|
|
| 1)
| «Князь Игорь»
| |
| 2)
| «Борис Годунов»
| |
| 3)
| «Хованщина»
| |
| 4)
| «Псковитянка»
| |
| 5)
| «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)
| |
| 39. Кто из перечисленных учёных стал известен своими исследованиями в области химии в XIX в.? Найдите в приведённом списке двух учёных.
|
|
| 1)
| Д.И. Менделеев
| |
| 2)
| А.Г. Столетов
| |
| 3)
| П.Н. Яблочков
| |
| 4)
| И.П. Павлов
| |
| 5)
| А.М. Бутлеров
| |
| 40. Какие из перечисленных ниже памятников архитектуры созданы во второй половине XIX в.? Найдите в приведённом списке два памятника архитектуры.
|
|
| 1)
| Исторический музей
| |
| 2)
| Верхние торговые ряды (ГУМ)
| |
| 3)
| Кунсткамера
| |
| 4)
| Зимний дворец
| |
| 5)
| Дом Пашкова
| |
41. Прочтите отрывок из работы учёного и напишите его фамилию. «Писавши в 1871 году статью о приложении периодического закона к определению свойств ещё неоткрытых элементов, я не думал, что доживу до оправдания этого следствия периодического закона, но действительность ответила иначе. Описаны были мною три элемента: экабор, экаалюминий и экасилиций, и не прошло 20 лет, как я имел уже величайшую радость видеть все три открытыми и получившими свои имена от тех трех стран, где найдены редкие минералы, их содержащие, и где сделано их открытие: галлия, скандия и германия. Л. де Буабодрана, Нильсона и Винклера, их открывших, я, с своей стороны, считаю истинными укрепителями периодического закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне».
| 42. Кто из перечисленных деятелей науки стал лауреатом Нобелевской премии в начале XX в.? Найдите в приведённом списке двух деятелей науки
|
|
| 1)
| И.П. Павлов
| |
| 2)
| Е.В. Тарле
| |
| 3)
| Н.Е. Жуковский
| |
| 4)
| К.Э. Циолковский
| |
| 5)
| И.И. Мечников
| |
43. Прочтите отрывок из статьи критика и напишите фамилию художника, о котором идёт речь. «Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты – таков творческий диапазон художника. Его называли "истинным богатырём русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам <…> Автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке" широко вошел в массовое сознание».
| 44. Кто из перечисленных ниже лиц был театральным деятелем? Найдите в приведённом списке двух театральных деятелей
|
|
| 1)
| А.Г. Венецианов
| |
| 2)
| К.С. Станиславский
| |
| 3)
| К.П. Брюллов
| |
| 4)
| И.Е. Репин
| |
| 5)
| В.И. Немирович-Данченко
| |
45. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию художника, о котором идёт речь. «Начав свой творческий путь как художник-жанрист <...> скоро обратился к иным темам. Эпос, народные поэтические сказания прошлого всё более и более будут привлекать его внимание <...> Герои созданных им исторических картин ("Три богатыря", "Витязь на распутье") также связаны с легендами, былинами, поэтическими преданиями русского народа. В них раскрывается несгибаемая удаль, сила, мужество русских богатырей».
| 46. Творчество каких из перечисленных художников относится к «серебряному веку русской культуры»? Найдите в приведённом списке двух художников
|
|
| 1)
| К.П. Брюллов
| |
| 2)
| К.С.Малевич
| |
| 3)
| Д.Г.Левицкий
| |
| 4)
| А.А.Иванов
| |
| 5)
| А.Н. Бенуа
| |
47. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название, которое закрепилось за художниками, входящими в описанное товарищество. «Устав нового объединения был утверждён 2 ноября 1870 г.: "Товарищество имеет целью, – значится в нём, – устройство с надлежащего разрешения во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений". Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Она была невелика (участвовали 15 живописцев), но зато очень интересная. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая и так на протяжении почти полувека, до 48-й в 1923 г. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».
| 48. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?
|
|
| 1)
| К.П. Брюллов
| |
| 2)
| В.Г. Перов
| |
| 3)
| А.А. Иванов
| |
| 4)
| М.Ф. Казаков
| |
| 49. Прочтите отрывок из указа императора Николая II и укажите название музея, о котором идёт речь.
«Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния… При организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком ч ý дном учреждении почиталась величайшей честью и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею... Предоставить для сей цели приобретённый в казну Михайловский Дворец со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
|
|
| 1)
| Эрмитаж
| |
| 2)
| Кунсткамера
| |
| 3)
| Русский музей
| |
| 4)
| Исторический музей
| |
| 50. Прочтите отрывок из воспоминаний русского мецената и укажите их автора. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие... Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».
|
|
| 1)
| В.Г. Перов
| |
| 2)
| С.Т. Морозов
| |
| 3)
| А.А. Бахрушин
| |
| 4)
| П.М. Третьяков
| |
| 51. В начале XX в. научную деятельность вели учёные
|
|
| 1)
| И.И. Мечников, К.Э. Циолковский
| |
| 2)
| Н.И. Лобачевский, Н.И. Пирогов
| |
| 3)
| Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв
| |
| 4)
| И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров
| |
| 52. Какое из перечисленных ниже имён непосредственно связано с понятием «серебряный век» в культуре России?
|
|
| 1)
| Н.А. Некрасов
| |
| 2)
| А.А. Блок
| |
| 3)
| В.А. Жуковский
| |
| 4)
| М.Ю. Лермонтов
| |
| 43. Что из перечисленного можно отнести к характеристикам Серебряного века русской культуры?
|
|
| 1)
| возникновение русского театра
| |
| 2)
| расцвет русской классической музыки
| |
| 3)
| господство классического стиля в архитектуре
| |
| 4)
| поиск новых направлений в искусстве и литературе
| |
| 44. Кто из перечисленных лиц прославился в начале XX в. как философ?
|
|
| 1)
| Н.А. Бердяев
| |
| 2)
| С.П. Дягилев
| |
| 3)
| П.Я. Чаадаев
| |
| 4)
| А.А. Блок
| |
|
| 45. Запишите название объединения художников, пропущенное в схеме.
|
«…В академии случилось необыкновенное событие, сыгравшее большую роль в развитии русского искусства. Группа студентов в четырнадцать человек, наиболее талантливых, совершила, по мнению профессоров, вещь неслыханную. Они просили совет академии разрешить им самостоятельно выбрать тему для конкурса. Казалось бы, в этом не было ничего странного. Но дважды они подавали свою просьбу, ходили просить самого ректора академии Бруни и дважды получили отказ.
И вот в день официального объявления конкурса в академии собрались все четырнадцать кандидатов на золотую медаль. В этот решающий момент их жизни они молча стояли все вместе перед массивной дверью конференц-зала, бледные, взволнованные.
Наконец двери зала открылись и молодые художники предстали перед советом. Секретарь академии Львов зачитал тему конкурса. Это был "Пир в Валгалле" – сюжет из старинного скандинавского сказания.
И только ректор Бруни хотел разъяснить студентам, что они должны делать, как из группы молодёжи вышел Иван Николаевич Крамской и срывающимся от волнения голосом сказал:
– Мы подавали дважды прошение, но совет не нашёл возможным выполнить нашу просьбу. Не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменениях академических постановлений, просим освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам диплом на звание свободных художников.
– Все хотят этого? – спросили их.
– Все, – решительно ответил Крамской, и студенты один за другим вышли из зала.
Итак, четырнадцать молодых "бунтарей" ушли из академии. Это был очень смелый и серьёзный шаг – ведь они все были ещё неизвестны… Их спасла дружба. Так родилась петербургская артель художников.
Душой артели и её руководителем стал И. Крамской. Когда артель распалась, Г. Мясоедов и И. Крамской решили организовать новое общество. Вместе с приглашёнными художниками-москвичами они разработали устав. Так возникло новое общество… Выставки, организованные ими, пользовались огромным успехом…».
К какому периоду российской истории относится событие, описанное в документе? Как называлось созданное под руководством И.Н. Крамского общество художников, преобразованное из Петербургской артели?