1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1950 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939 г. | |||||||
Все виды транспорта | 126,0 | 114,5 | 85,8 | 487,6 | 374,8 | 1885,7 | 2918,1 | 3064,2 |
Железнодорожный | 76,4 | 65,7 | 63,0 | 415,0 | 314,0 | 1504,3 | 2016,0 | 2050,0 |
Морской | 20,3 | 19,9 | 7,7 | 23,8 | 34,2 | 131,5 | 442,8 | 526,9 |
Речной | 28,9 | 28,5 | 15,0 | 36,1 | 18,8 | 99,6 | 137,7 | 143,4 |
Трубопроводный (нефтепровод) | 0,3 | 0,3 | 0,005 | 3,8 | 2,7 | 51,2 | 165,0 | 180,0 |
Автомобильный1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 8,9 | 5,0 | 98,5 | 155,1 | 162,2 |
Воздушный | - | - | - | 0,02 | 0,06 | 0,56 | 1,45 | 1,70 |
За годы Советской власти были созданы автомобильный, воздушный транспорт и получил широкое развитие трубопроводный транспорт, укреплялась материально-техническая база железнодорожного, морского, речного транспорта. Все виды транспорта развивались как единая транспортная сеть.
Грузооборот транспорта в 1967г. увеличится по сравнению с 1913 г. в 24 раза, пассажирооборот- в 13 раз.
По темпам роста грузооборота транспорта СССР намного превосходит США. За 1918-1966гг. среднегодовые темпы роста грузооборота (без загран-плавания морского транспорта) в СССР были почти в 2,6 раза, а за 1951- 1966гг. почти в 3 раза выше, чем в США.
По общему объему грузооборота разрыв между СССР и США сокращается быстрыми темпами. В 1966г. общий объем грузооборота всех видов транспорта СССР составил около 80% уровня США по сравнению с 34% в 1950 г.
1 Включая автомобильный транспорт всех ведомств и организаций, а также колхозов.
§ СССР - Великая железнодорожная держава
§ Морской транспорт
§ Речной транспорт
§ Магистральный трубопроводный транспорт
§ Автомобильный транспорт
§ Воздушный транспорт
§ Связь
§ СССР - ВЕЛИКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ДЕРЖАВА
§
§ «Железные дороги - это гвоздь, это одно из проявлений самой яркой связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм».
|
§ В.И.Ленин
§
§
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§
1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939г. | |||||||
Эксплуатационная длина железных дорог (на конец года) - тыс.км | 71,7 | 58,5 | 70,3 | 106,1 | 112,9 | 125,8 | 132,5 | 133,3 |
Грузооборот - млрд.ткм | 76,4 | 65,7 | 63,0 | 415,0 | 314,0 | 1504,3 | 2016,0 | 2050,0 |
Перевезено грузов - всего - млн.m | 157,6 | 132,4 | 115,2 | 592,6 | 395,2 | 1884,9 | 2481,9 | 2559,5 |
в том числе: | ||||||||
каменный уголь и кокс | 31,4 | 26,3 | 18,3 | 152,5 | 142,1 | 492,5 | 583,3 | - |
нефтяные грузы | 6,9 | 5,8 | 3,5 | 29,5 | 21,2 | 151,0 | 240,2 | - |
черные металлы (включая лом черных металлов) | 4,9 | 4,1 | 3,6 | 27,1 | 21,4 | 106,4 | 153,6 | - |
руда всякая | 10,6 | 8,9 | 4,2 | 35,2 | 17,9 | 127,4 | 200,3 | - |
лесные грузы | 14,5 | 12,2 | 3,3 | 42,8 | 26,6 | 140,7 | 142,3 | - |
хлебные грузы | 21,7 | 18,3 | 3,1 | 44,6 | 20,3 | 78,8 | 85,5 | - |
Пассажирооборот - млрд. пассажиро-километров | 30,3 | 25,2 | 22,0 | 98,0 | 65,9 | 170,8 | 219,4 | 222,0 |
Перевезено пассажиров - млн. человек | 248,5 | 184,8 | 160,8 | 1343,5 | 843,8 | 1949,7 | 2450,4 | 2 503 |
§
§ Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в обеспечении как грузовых, так и пассажирских перевозок.
§
§ Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования на конец 1967г. примерно в 2 раза превысит эксплуатационную длину железных дорог в 1913 г. В районах Средней Азии и Казахстана сеть железных дорог возросла по сравнению с 1913 г. в 3,9 раза. Кроме указанной в таблице длины железных дорог имеются железнодорожные пути, принадлежащие промышленным предприятиям и организациям; протяжение этих путей необщего пользования составило на начало 1967г. 115 тыс. км
|
§ и перевозки грузов за 1966г. составили 6,5 млрд. т.
§
§ За годы Советской власти введены в эксплуатацию крупные железнодорожные магистрали: Магнитогорск - Целиноград-Барнаул - Новокузнецк (Южно-Сибирская) протяжением свыше 2000 км, Джамбул - Алма-Ата - Семипалатинск (Туркестано-Сибирская) и Коноша - Котлас-Воркута (Печорская) протяжением свыше 1500 км каждая, Петропавловск - Караганда - Чу протяжением около 1500 км, Казань - Ульяновск - Саратов - Иловля (Волжская) протяжением около 1000 км.
§ Грузооборот железнодорожного транспорта в 1967г. будет больше, чем в 1913 г., в 27 раз.
§ В настоящее время объем грузооборота железных дорог СССР равен грузообороту всех стран капиталистического мира и почти в 2 раза превышает США.
§
§ Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 1967г. возрастут против 1913 г. более чем в 16 раз. По железным дорогам ежемесячно перевозится грузов в 1,4 раза больше, чем было перевезено за весь 1913 г. Перевозки пассажиров в 1967г. увеличатся по сравнению с 1913 г. в 10 раз.
§
§ 170-171
§§
§ ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
§
1913 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Протяжение электрифицированных линий железных дорог (на конец года): | |||||
тыс.км | - | 1,9 | 2,0 | 13,8 | 27,0 |
в процентах к общей зксплуатационной длине | - | ||||
Протяжение линий, обслуживаемых тепловозной тягой: | |||||
тыс.км | - | 0,3 | 1,5 | 17,7 | 61,9 |
в процентах к общей зксплуатационной длине | - | 0,3 | |||
Удельный вес отдельных видов тяги в грузообороте железных дорог - в процентах: | |||||
электровозной и тепловозной тяги | - | 2,2 | 2,9 | 43,2 | 88,8 |
электровозной тяги | - | 2,0 | 2,4 | 21,8 | 42,0 |
тепловозной тяги | - | 0,2 | 0,5 | 21,4 | 46,8 |
паровозной тяги | 97,8 | 97,1 | 56,8 | 11,2 | |
Средний вес брутто грузового поезда (все виды тяги, включая передаточные и вывозные поезда) - т | 1 301 | 1 249 | 2 099 | 2 406 | |
электровозная тяга | - | 1 367 | 1 362 | 2 383 | 2 592 |
тепловозная тяга | - | 1 343 | 1 191 | 2 385 | 2 500 |
Средняя техническая скорость движения грузовых поездов - км/час | 22,0 | 33,1 | 29,2 | 40,4 | 45,6 |
§
|
§ Важнейшим звеном в технической реконструкции железнодорожного транспорта является перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Успешное выполнение плана технической реконструкции железнодорожного транспорта позволит выполнить в 1967г. электровозами и тепловозами 92% всего грузооборота против 2% в 1940 г.
§
§ Начало электрификации железных дорог в нашей стране было положено в 1926 г., когда был введен первый электрифицированный участок Баку - Сабунчи - Сурханы. На начало 1967г. протяжение электрифицированных линий составило 27 тысяч километров. Электрифицированы такие важнейшие железнодорожные магистрали, как Москва - Байкал, Москва - Свердловск, Ленинград - Москва - Минеральные Воды и другие. Пригородные линии многих городов и промышленных центров обслуживаются скоростными комфортабельными электропоездами.
§
§ Наша страна по протяжению электрифицированных железнодорожных линий занимает первое место в мире. Протяжение их больше протяжения электрифицированных железнодорожных линий таких стран, как США, Англия, Франция, Федеративная Республика Германии и Япония, вместе взятых.
§ Основные магистральные линии железных дорог оборудованы автоматической блокировкой, диспетчерской централизацией, электрической централизацией стрелок и сигналов, автоматической локомотивной сигнализацией. Получила дальнейшее развитие радиосвязь участковых диспетчеров с машинистами поездов.
§
§ Вагонный парк железных дорог пополнился большим количеством большегрузных вагонов и цельнометаллическими комфортабельными пассажирскими вагонами. В настоящее время в СССР весь рабочий парк грузовых вагонов оборудован автосцепкой и автотормозами.
§ В 1966г. средний вес грузового поезда увеличился против 1913 г. более чем в 4 раза при одновременном росте скорости движения грузовых поездов в 2,1 раза.
§
§ 172
§§
§ ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И ГУСТОТА ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
§
1913 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Густота железных дорог на 1000 км2 территории - км | 3,2 | 4,8 | 5,0 | 5,6 | 5,9 |
Густота перевозок в среднем на 1 км эксплуатационной длины: | |||||
грузов - млн. ткм. | 1,1 | 4,3 | 2,8 | 12,1 | 15,3 |
пассажиров - млн. пассажиро-километров | 0,4 | 1,0 | 0,6 | 1,4 | 1,7 |
§
§ Густота железных дорог на 1000 км2 территории возросла в 1966г. по сравнению с 1913 г. почти в 2 раза.
§
§ На железных дорогах СССР самая высокая в мире средняя густота перевозок грузов в тонно-километрах на 1 км эксплуатационной длины. В 1966г. средняя густота перевозок грузов по железным дорогам СССР почти в 14 раз превысила густоту перевозок в 1913 г. и более чем в 5 раз превысила густоту перевозок грузов по железным дорогам США.
§
§
§ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
§
1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении (включая передаточные и вывозные поезда) - км: | ||||||
электровоза | - | - | 367,0 | 306,7 | 557,0 | 613,8 |
тепловоза | - | - | 356,7 | 375,8 | 486,1 | 511,2 |
паровоза | 119,1 | 91,5 | 255,1 | 212,8 | 316,6 | 314,6 |
Среднесуточный пробег грузового вагона - км | 72,0 | 65,8 | 139,9 | 123,5 | 227,0 | 247,9 |
Среднее время оборота грузового вагона - суток | 12,27 | 14,79 | 7,37 | 10,84 | 5,59 | 5,32 |
Средняя участковая скорость движения грузового поезда (все виды тяги, включая передаточные и вывозные поезда) - км/час | 13,6 | 13,1 | 20,3 | 17,1 | 28,3 | 33,7 |
§
§ По сравнению с 1913 г. время оборота вагона сокращено в 2,3 раза. Среднесуточный пробег грузового вагона увеличился более чем в 3 раза. Значительно Улучшилось использование локомотивного парка.
§
§ 173
§§
§ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКАХ, И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§
1913 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Среднегодовая численность работников, занятых на перевозках1 - тыс. человек | 1 517 | ||||
Производительность труда одного работника, занятого на перевозках - тыс. приведенных ткм | 126,2 | 368,0 | 250,5 | 832,9 | 1130,9 |
§
§ Производительность труда на железнодорожном транспорте возросла в 1966г. по сравнению с 1913 г. в 9 раз при сокращении продолжительности рабочего дня. За последние годы в связи с осуществлением технической реконструкции железнодорожного транспорта объем перевозок возрастает из года в год без увеличения численности работников; весь прирост грузооборота осуществляется за счет роста производительности труда.
§§ 1 Численность всех работников железнодорожного транспорта см. на стр. 219.
§
§
§ МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (в процентах)
§
1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, выполненных: | ||||
на подъездных путях промышленных предприятий и организаций | ||||
на грузовых дворах железных дорог Министерства путей сообщений |
§
§ 174
§ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
§
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§
1913 г. | 1920 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939г. | |||||||
Грузооборот - млрд.т-миль | 11,0 | 10,7 | 1.1 | 12,8 | 18,5 | 71,0 | 239,1 | 284,5 |
Перевезено грузов - млн.т | 15,1 | 13,9 | 2,9 | 31,2 | 20,2 | 75,9 | 131,2 | 143,6 |
Пассажирооборот- млрд. пассажиро-миль | 0,6 | 0,6 | 0,2 | 0,5 | 0,3 | 0,7 | 0,9 | 0,9 |
Перевезено пассажиров - млн. человек | 3,7 | 3,4 | 1,2 | 9,6 | 2,2 | 22,7 | 32,3 | 33,1 |
§
§ В годы гражданской войны большая часть морского флота была захвачена интервентами, а оставшаяся часть в результате военных действий пришла почти в полную негодность. Таким образом, морской транспорт пришлось создавать заново.
§
§ В 1940 г. грузооборот морского транспорта составил 12,8 млрд. т-миль и возрос против 1913 г. на 17%.
§
§ В период Великой Отечественной войны морской транспорт вновь понес значительные потери.
§ В послевоенный период транспорт был не только восстановлен, но и получил дальнейшее развитие.
§ В 1967г. грузооборот морского транспорта увеличится по сравнению с 1913 г. в 26 раз, а перевозки грузов - почти в 10 раз, перевозки пассажиров увеличатся в 9 раз.
§
§ За годы Советской власти морской флот изменился коренным образом. В 1913 г. 77% всего наличия самоходных судов составлял парусный флот. В настоящее время в составе самоходного флота имеется более 90% дизель-электроходов и теплоходов, которые оборудованы новейшими навигационно-штурманскими приборами. Морской транспортный флот пополнился также новыми комфортабельными пассажирскими и грузо-пассажирскими судами.
§
§ 175
§§
§ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ. ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКАХ. РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§
1923 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | |
Среднегодовая численность работников, занятых на перевозках - тыс. человек | 9,3 | 17,4 | 19,9 | 47,9 | 72,3 | 78,2 |
Производительность труда одного работника, занятого на перевозках - тыс. приведенных ткм | 1 030 | 1 414 | 1 751 | 2 774 | 6 146 | 6 762 |
Удельный вес погрузочно-разгрузочных работ, выполненных с применением комплексной механизации - в процентах | - | - | - | 68,5 | 81,7 | 82,2 |
§
§ В 1913 г. в морских портах почти не было механизмов и погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись вручную. В настоящее время причалы морских портов оборудованы портальными и полупортальными кранами, электрическими погрузчиками, специальными трюмными машинами, плавучими перегружателями и другой перегрузочной механизацией. В 1967г. из общего объема переработанных грузов в морских портах более 82% будет выполнено комплексно-механизированным способом.
§
§ 176
§ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§
1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939г. | |||||||
Протяжение эксплуатировавшихся всеми организациями внутренних водных судоходных путей сообщения-тыс. км | 64,6 | 59,4 | 42,5 | 107,3 | 117,2 | 137,9 | 141,0 | 142,2 |
в том числе с обстановкой пути | 39,9 | 36,7 | 26,0 | 101,3 | 107,0 | 123,8 | 128,7 | 129,0 |
из них с освещаемой и светоотражаемой обстановкой | 35,9 | 33,0 | 23,5 | 69,6 | 66,0 | 70,6 | 74,9 | 75,0 |
Грузооборот - млрд. ткм | 28,9 | 28,5 | 15,0 | 36,1 | 18,8 | 99,6 | 137,7 | 143,4 |
Перевезено грузов-всего - млн. т. | 35,1 | 32,7 | 20,0 | 73,1 | 36,9 | 210,3 | 279,0 | 286,4 |
в том числе: | ||||||||
нефть и нефтепродукты | 5,4 | 5,4 | 6,3 | 9,7 | 5,5 | 18,5 | 27,0 | 28,3 |
лес и дрова | 11,0 | 10,0 | 6,6 | 40,2 | 20,9 | 89,3 | 88,0 | 86,3 |
каменный уголь | 0,9 | 0,9 | 0,4 | 2,2 | 1,4 | 11,0 | 15,5 | 15,3 |
минеральные строительные материалы | 1,5 | 1,2 | 0,6 | 7,6 | 1,8 | 70,3 | 122,8 | 128,8 |
хлебные грузы | 6,1 | 6,0 | 1,7 | 5,2 | 2,4 | 6,8 | 6,0 | 6,7 |
Пассажи рооборот - млрд. пассажиро-километров | 1,4 | 1,4 | 1,0 | 3,8 | 2,3 | 4,3 | 5,2 | 5,2 |
Перевезено пассажиров - млн. человек | 11,5 | 11,2 | 9,5 | 73,0 | 38,5 | 118,6 | 146,0 | 143,7 |
§
§ Протяжение эксплуатируемых речных путей в 1967г. увеличится по сравнению с 1913 г. на 78 тыс. км. Более половины эксплуатируемых в настоящее время речных путей обслуживается электрифицированной и газифицированной автоматической обстановкой.
§
§ За годы Советской власти построено и введено в эксплуатацию около 15 тыс. км искусственных водных путей, в том числе Беломорско -Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени В.И.Ленина, Каракумский канал. В 1964 г. вступил в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, создавший систему единого глубоководного пути, соединяющего моря европейской части СССР. Введены в строй Рыбинское, Цимлянское, Каховское, Куйбышевское, Горьковское, Волгоградское, Братское и другие водохранилища.
§
§ Москва - столица нашей Родины стала портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского. Обеспечено сквозное движение большегрузных судов между промышленными центрами: Москвой, Ростовом, Астраханью, Ленинградом и др. Освоены для перевозок реки Сибири и Крайнего Севера.
§
§ Речной самоходный флот пополнился новыми, более производительными и более мощными теплоходами и дизель-электроходами. Особенно возрос самоходный грузовой флот (самоходные
§ баржи). В настоящее время теплоходы и
§
§ 177
§§ дизель-электроходы составляют около 90% самоходного флота. Введены в эксплуатацию буксирные суда, приспособленные для толкания барж, речные ледоколы, а также водометные катера для плавания по малым рекам.
§
§ Несамоходный речной флот полностью обновился: вместо деревянных барж, составлявших в 1913 г. 98% общего наличия судов несамоходного флота, в настоящее время более 98% несамоходных судов составляют металлические баржи.
§
§ Пассажирский флот пополнился комфортабельными дизель-электроходами, быстроходными судами на подводных крыльях, развивающими скорость до 75 км в час, речными трамваями, плавучими домами отдыха.
§
§
§ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СУХОГРУЗНОГО И НЕФТЕНАЛИВНОГО ФЛОТА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
§
1933 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Производительность на 1т грузоподъемности за сутки эксплуатации - ткм: | |||||
сухогрузного самоходного флота | 29,51 | 37,7 | 36,6 | 100,9 | 102,3 |
нефтеналивного несамоходного флота | 33,7 | 36,6 | 30,1 | 56,5 | 71,5 |
сухогрузного несамоходного флота | 10,0 | 13,5 | 13,5 | 32,4 | 42,1 |
§
§ Производительность речного флота повысилась в 1966г. по сравнению с 1913 г. примерно в 1,7 раза.
§§ 1 1934 г.
§
§
§ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
§
1928 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Среднегодовая численность работников, занятых на перевозках - тыс. человек | 42,2 | 83,0 | 65,3 | 115,0 | 107,5 |
Производительность труда одного работника, занятого на перевозках - тыс. приведенных ткм. | 1 328 | ||||
Удельный вес погрузочно-разгрузочных работ, выполненных с применением комплексной механизации - в процентах | - | - | - | 78,1 | 93,3 |
§
§ Погрузка и выгрузка грузов в речных портах осуществлялась до революции вручную. В настоящее время 99% погрузочно-разгрузочных работ на речном транспорте выполняется с применением механизмов, из них 93%-комплексно-механизированным способом. В речных портах и на пристанях работает 5,5 тыс. погрузочно-разгрузочных механизмов, в том числе около 2 тыс. кранов грузоподъемностью до 100 г. Протяжение механизированных причалов сейчас составляет более 60% общего протяжения причалов.
§
§ 178
§ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
§
§ НЕФТЕПРОВОДЫ
§
1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939г. | |||||||
Протяжение магистральных нефтепроводов (на конец года) - тыс. км | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 4,1 | 4,4 | 17,3 | 29,5 | - |
Грузооборот магистральных нефтепроводов-млрд.ткм | 0,3 | 0,3 | 0,005 | 3,8 | 2,7 | 51,2 | 165,0 | |
Перекачка нефти и нефтепродуктов- млн. т | 0,4 | 0,4 | 0,006 | 7,9 | 5,6 | 129,9 | 247,7 | 294,4 |
§
§ Общее протяжение сети магистральных нефтепроводов на начало 1967г. составило 30 тыс. км, что в 27 раз превышает протяжение магистральных нефтепроводов в 1913 г.
§
§ В настоящее время примерно 85% всей добываемой нефти поступает в магистральные нефтепроводы.
§
§ В 1964 г. введен в эксплуатацию самый большой в мире по протяжению нефтепровод «Дружба», обеспечивающий снабжение нефтью ряд стран социалистического содружества.
§
§
§ ГАЗОПРОВОДЫ
§
1950 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Все газопроводы | |||
Протяжение (на конец года) - тыс. км | 2,3 | 21,0 | 47,4 |
Газопроводы Министерства газовой промышленности | |||
Протяжение (на конец года) - тыс. км | 1,5 | 16,5 | 44,1 |
Подача товарного газа - млрд. м3 | 1,0 | 26,0 | 119,8 |
§
§ Магистральный газопроводный транспорт нашей страны был создан в послевоенные годы.
§
§ Быстрый рост газовой промышленности и экономическая эффективность использования газа как топлива и сырья для промышленности предопределили широкий размах строительства магистральных газопроводов.
§
§ За последние годы создана сеть мощных магистральных газопроводов, обеспечивающих бесперебойное снабжение промышленных центров и населения городов голубым топливом: Ставрополь - Москва, Дашава-Минск - Ленинград с ответвлением на Ригу и Вильнюс, Саратов - Москва, Бухара - Урал и другие.
§
§ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
§
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
§
1913 г. | 1917 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | ||
в современных границах СССР | в границах СССР до 17 сентября 1939г. | |||||||
Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием (на конец года)—тыс.км | 37,3 | 24,3 | 25,0 | 143,4 | 155,3 | 270,8 | 405,6 | 430,6 |
Грузооборот автомобильного транспорта — млрд. ткм | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 8,9 | 5,0 | 98,5 | 155,1 | 162,2 |
в том числе автомобильного транспорта общего пользования | — | — | — | 0,3 | 0,3 | 27,2 | 52,2 | 53,2 |
Перевезено грузов —всего—млн.т | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 858,6 | 420,0 | 8492,7 | 11446,1 | 11 800 |
в том числе автомобильным транспортом общего пользования | — | — | — | 15,5 | 16,0 | 1719,1 | 3357,2 | 3412,7 |
Пассажирооборот — млрд. пассажиро-километров | — | — | — | 3,4 | 0,5 | 61,0 | 137,0 | 148,3 |
Перевезено пассажиров автобусами транспорта общего пользования — млн.человек | — | — | — | 11 316 | 20 489 | 22 095 |
§
§ За годы Советской власти создан автомобильный транспорт, оснащенный перевозочными средствами исключительно отечественного производства.
§
§ Грузооборот автомобильного транспорта за 1967г. составит 162 млрд. ткм, или увеличится против 1940 г. в 18 раз и против 1945 г.— в 32 раза. Перевозки грузов увеличатся против 1940 г. в 14 раз и против 1945 г.— в 28 раз.
§
§ Почти во всех городах Советского Союза население обслуживается легковыми и грузовыми таксомоторами. Платный пробег легковых таксомоторов составил в 1966г. 3,8 млрд. км и возрос по сравнению с 1940 г. более чем в 40 раз.
§
§ Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в 1967г. достигнет 431 тыс. км и по сравнению с 1913 г. возрастет в 12 раз; общее протяжение автомобильных дорог составит 1,4 млн. км.
§
§ Построены и введены в эксплуатацию автомобильные магистрали Москва — Харьков — Симферополь, Киев — Харьков — Ростов, Ростов — Минеральные Воды — Орджоникидзе, Москва — Минск — Брест и многие другие.
§
§ 180
§§
§ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА (на конец года)
§
До революции | 1928 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Трамваи: | ||||||
Число городов с трамвайным сообщением | ||||||
Протяжение эксплуатационного одиночного пути — км | 1 690 | 2 323 | 4 475 | 4 013 | 6 375 | |
Число пассажирских вагонов | 4 391 | 5 363 | 11 391 | 9 762 | 17 115 | 21 334 |
Перевезено пассажиров— млн. человек | 1 128 | 7 283 | 3 020 | 7 842 | 8 078 | |
Троллейбусы | ||||||
Число городов с троллейбусным сообщением | — | — | ||||
Протяжение эксплуатационной одиночной линии — км | — | — | 3 030 | 5 596 | ||
Число пассажирских троллейбусов | — | — | 5 385 | 11 294 | ||
Перевезено пассажиров — млн. человек | — | — | 3 054 | 4 643 | ||
Метрополитены | ||||||
Протяжение эксплуатационного пути в двухпутном исчислении — км | — | — | ||||
Число пассажирских вагонов | — | — | 1 159 | 1 865 | ||
Перевезено пассажиров — млн.человек | — | — | 1 148 | 1 822 |
§
§ До революции на современной территории СССР был 41 город с трамвайным сообщением. В настоящее время число городов с трамвайным сообщением возросло до 111, троллейбусное сообщение имеется в 81 городе, а метрополитены — в Москве, Ленинграде, Киеве и Тбилиси. Ведется строительство метрополитенов в Баку и Харькове.
§
§ Большую работу по перевозке пассажиров выполняют автобусы. В 1956 г. автобусами было произведено 51% всех внутригородских перевозок пассажиров, трамваями — 27%, троллейбусами — 16% и метрополитенами — 6%.
§ 181
§ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
§
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
§
1928 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | 1967 г. (план) | |
Протяжение воздушных линий, без перекрывающихся участков - тыс. км. | 9,3 | 143,9 | 184,71 | 360,1 | 474,6 | - |
Пассажирооборот-млрд. пассажиро-километров | 0,003 | 0,2 | 0,5 | 12,1 | 45,1 | 50,0 |
Перевезено пассажиров- млн. человек. | 0,007 | 0,4 | 0,6 | 16,0 | 47,2 | 53,0 |
Грузооборот (включая почту) - млн. ткм | 0,1 | 23,2 | 63,7 | 562,8 | 1445,1 | 1700,0 |
Перевезено грузов и почты - тыс. т | 0,2 | 58,4 | 74,1 | 696,5 | 1335,5 | 1450,0 |
§
§ В 1923 г. была открыта первая воздушная линия Москва - Нижний Новгород (ныне г. Горький) с регулярным движением. Протяжение воздушных линий транспортной авиации увеличилось в 1966г. по сравнению с 1928г. в 51 раз, по сравнению с 1940 г.- в 3,3 раза. В послевоенный период значительно увеличилось протяжение международных линий, обслуживаемых транспортной авиацией Советского Союза. В 1966г. протяжение международных линий увеличилось по сравнению с 1940 г. в 13 раз.
§
§ За последние годы самолетный парк советской авиации значительно пополнился новыми комфортабельными транспортными самолетами с турбореактивными двигателями, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов.
§
§ Перевозки пассажиров увеличатся в 1967г. против 1940 г. в 133 раза и перевозки грузов и почты - в 25 раз.
§
§ Объем авиационных работ, выполненных в сельском и лесном хозяйстве в 1966г., составил 63 млн. га против 20,1 млн. га в 1960 г. и 0,9 млн. га в 1940 г.
§§ 1 1946 г.
§ 182
§ СВЯЗЬ
§
§ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ
§
1913 г. | 1940 г. | 1945 г. | 1960 г. | 1966 г. | |
Число предприятий почты, телеграфа и телефона (на конец года) - тыс. | |||||
в том числе в сельских местностях | |||||
Протяжение почтовых маршрутов (на конец года) - млн. км. | 0,3 | 1,4 | 1,2 | 2,2 | 2,9 |
в том числе: | |||||
железнодорожных | 0,1 | 0,24 | 0,22 | 0,5 | 0,6 |
автомобильных | - | 0,1 | 0,04 | 0,5 | 0,9 |
авиационных | - | 0,2 | 0,2 | 0,8 | 1,2 |
Пробег почтового транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, гужевого) - млн. км. | 1 725 | 2 508 | |||
в том числе: | |||||
железнодорожного | 1 172 | 1 694 | |||
автомобильного | - | ||||
Перевезено почты авиационным транспортом - тыс.т | - | 12,1 | 5,3 | 146,8 | 278,4 |
Отправлено - млн.: | |||||
писем | 2 580 | 2 927 | 4 171 | 5 659 | |
газет и журналов | 6 698 | 14 403 | 25 497 | ||
посылок | |||||
телеграмм | |||||
денежных переводов и пенсионных выплат | |||||
Количество междугородных телефонных разговоров - млн | |||||
Количество телефонных аппаратов Министерства связи (на конец года) - млн | 0,3 | 1,2 | 0,9 | 2,7 | 5,1 |
в том числе: | |||||
в городах и поселках городского | 0,3 | 1,0 | 0,8 | 2,3 | 4,3 |
в сельских местностях | - | 0,2 | 0,1 | 0,4 | 0,8 |
Из общего количества телефонных аппаратов - автоматических - млн. | - | 0,4 | 0,3 | 1,5 | 3,9 |
в том числе: | |||||
в городах и поселках городского | - | 0,4 | 0,3 | 1,4 | 3,5 |
в сельских местностях | - | - | - | 0,06 | 0,4 |
§
§ Число предприятий связи к началу 1967г. увеличилось по сравнению с 1913 г. в 7 раз. В сельских местностях имелось к началу 1967г. 55 тыс. предприятии
§§ 1 Общее число телефонных аппаратов всех ведомств на начало 1967г. составило примерно 7,9 млн.
§
§ 183
§§ связи, или 74% всех предприятий в стране. Кроме того, сельское население обслуживали 617 передвижных отделений связи.
§
§ В царской России только 3% населенных пунктов обслуживалось доставкой почтовой корреспонденции на дом. В настоящее время всему городскому и сельскому населению почтовая корреспонденция доставляется на дом.
§
§ Общий почтовый обмен по сравнению с 1913 г. увеличился в 22 раза, в том числе отправление газет и журналов - в 58 раз; количество отправленных телеграмм возросло в 7 раз и количество междугородных телефонных разговоров - в 40 раз.
§
§ В дореволюционной России междугородная телефонная связь имелась лишь между некоторыми крупными городами. Сейчас в Советском Союзе междугородная телефонная связь осуществляется между всеми городами, поселками городского типа и районными центрами, а международная телефонная связь- со всеми государствами мира.
§