Принцип наглядности
Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
· непосредственно-чувственное (см. “Золотое правило дидактики”, когда объект познается с помощью органов ощущений;
· опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы.
Опосредованное познание осуществляется:
· с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
· с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
· через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
· моделирование.
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.
Сущность наглядности
Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Функции наглядности:
· помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
· помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
· формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
· дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Виды учебной наглядности
· Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
· Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
· Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
· Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Модели и моделирование
1. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:
· модель-замещение, когда заменяет реальный объект, т.к. действие с моделью удобней;
· модель-представление, для создания представлений об реально существующем или воображаемом объекте;
· модель-интерпретация, для истолкования оригинала;
· модель-исследование для изучения оригинала с помощью модели.
Одна модель может обладать необходимыми свойствами и для нескольких целей одновременно быть пригодной.
Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.
2. Виды моделей:
а) материальные:
статические (неподвижные)
динамические (действующие, подвижные)
б) идеальные:
образные (иконические: рисунки, схемы, географические карты, планы и т.д.)
знаковые (математические уравнения, химические формулы и т.д.)
мысленные (научное представление о каком-то явлении в форме его описания на естественном языке)
3. Цели использования моделирования:
а) Изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий.
б) Построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках
в) Построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые.
г) Построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия.
д) Построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Опорный конспект позволяет ученику:
· глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить;
· грамотно и точно воспроизводить изученное;
· приводить в систему полученные знания;
Учителю:
· наглядно представить весь изучаемый материал учащимся;
· сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале;
· перевести усвоенные знания в долговременную память;
· экономить время при опросе.
Требования к конспекту:
· обобщенная схема должна отражать подлинную научную картину изучаемого понятия (явления);
· оформить конспект необходимо после объяснения материала (изучения темы), лучше составлять индивидуально каждому;
· используемые в конспекте сигналы-ассоциации должны быть свойственны автору конспекта;
· отдельные законченные блоки, основные понятия следует выделять своим цветом;
· не допускать многоцветья и ярких красок, отвлекающих учащихся от основного материала;
· материал необходимо излагать лаконично, кратко, просто, но при этом соблюдать доступность понимания и воспроизведения;
· запись должна сразу охватываться глазами.
Правила применения наглядности
· Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
· Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
· Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
· Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
· Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
· Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
· Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
Подготовьте выступление о методе обучения
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Классификация методов обучения:
Одной из острых проблем современной Дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
1) Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:
- содержать только достоверные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
- событиям.
Метод беседы имеет следующее преимущество:
· активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
· развивает их память и речь;
· делает открытыми знания учащихся;
· имеет большую воспитательную силу;
· является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
· требует много времени;
· содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
· необходим запас знаний.
Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.
Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.
2) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
3) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Лабораторные работы— это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).