Паспорт развивающей предметно-пространственной среды во
Второй младшей группе «Непоседы»
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.
На протяжении нескольких лет я работаю с группой детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, «мастерская слесаря с инструментами» в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Кухня», «Купаем малыша», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в данной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 3х до 4 лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
|
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
В развивающей среде группы младшего возраста отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
· коммуникативно-личностное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных центров:
· центр для сюжетно-ролевых игр;
· центр уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
· книжный центр,
· центр познавательно-исследовательской деятельности;
· центр конструктивной деятельности;
· центр для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
· спортивный центр.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Центр для сюжетно - ролевых игр представлен следующими играми «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская», «Автопарк», «Дом», «Кухня».
В них имеются игрушки для детей довольно крупные и готовые к использованию.
|
Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
В группе имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
2. Центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
· Настольный театр («Колобок», «Теремок» и др.)
· Пальчиковый театр («Коза с козлятами», «Заюшкина избушка» и др.)
· Маски персонажей
· Музыкальные инструменты
· Диски с музыкой и сказками
· Уголок ряженья
· Театр теней.
3. Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
Центр познавательно-исследовательской деятельности.
Оснащение:
дидактический стол с пирамидками, играми вкладышами, игры с прокатыванием шариков, забивания втулочек, игры для развития мелкой моторики – мозаики разных размеров и видов, шнуровки и т.д.;
наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности размещён на полках, имеется стол для работы с песком и водой.
|
Спортивный центр.
В групповой комнате собраны спортивные пособия доступные детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Обручи
- Флажки
- Мешочки для метания
- Кегли
- Дорожки здоровья.
Дидактические пособия, плакаты, предметные, сюжетные картинки по формированию основ ЗОЖ и ознакомлению дошкольников с видами спорта.
6. Центр уединения и релаксации представлен в форме домика.
Оснащение:
мягкие подушки – релакс для отдыха, телефон детский, фотоальбомом с фотографиями родителей детей, альбом с открытками для рассматривания, шкатулочка с игрушками «Киндер - сюрприз», игры забавы, колыбелька с куклами, шнуровка и т.д.
7. «Центр безопасности» представлен столом с обозначением дороги по ПДД, машинки для игры, светофор; плакаты - ПДД, правила обращения с бытовыми приборами; дидактические пособия с картинками для рассматривания, папки передвижки по теме «Безопасность».
ВЫВОД: Предметно-пространственная развивающая среда группы младшего возраста обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.