Долгосрочный проект на тему : «Хлеб – всему голова»




Номинация «Дошкольное Образование»

(окружающий мир)

Павлюченко Екатерина Николаевна

Воспитатель

МКДОУ №12 «Солнышко»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, в сентябре месяце, я провела диагностические исследования и обратила внимание, что дети хорошо владеют знаниями и умениями в познавательно-поисковой деятельности природных явлений. Дети знают, что такое песок, глина, камни и другие природные материалы, умеют экспериментировать с ними, проводить элементарные опыты.

Вместе с этим затруднились в ответах на вопросы о профессиях ближайшего окружения (почтальон, агроном, пекарь, кондитер).

Затем дополнительно провела диагностику о труде взрослых. Для этого составила анкету (вопросы):

1. какие профессии ты знаешь?

2. кем работают мама? Папа?

3. какую работу они выполняют?

Выявила, что только у 10 % детей высокий уровень знаний, у 20 % детей – средний уровень, и у 70 % детей – низкий уровень.

 

Отсюда сделала вывод: провести углубленную исследовательскую работу на тему: «Откуда хлеб пришел?». По этой теме составила календарно - тематическое планирование на весь год.

В самом начале года провели занятие в группе на тему «Хлеб – всему голова», на котором познакомили детей с разнообразием хлебобулочных изделий, показали долгий путь хлеба от поля до стола, закрепляли знания детей и некоторых процессах выращивания зерна, из каких растений получают хлеб, какие машины помогают хлеборобам, как перерабатывают зерно и получают хлебные изделия. Раскрыли общественную значимость, сущность труда людей, занятых в производстве хлеба, каким почетом и уважением они окружены, и уже на этой основе воспитываем уважение к труду хлебороба, бережное отношение к результатам их труда – хлебу.

Очень важно создать в ДОУ такую атмосферу, при которой все взрослые оказались бы вовлечены в педагогический процесс. Ведь каждый из нас может передать детям частичку своего уникального профессионального опыта, дать им приобщиться к настоящей взрослой работе.

Поэтому, работу начали с экскурсии на пищеблок нашего ДОУ с целью расширить кругозор детей, познакомить их с профессией повара, показать некоторые профессиональные действия (лепка вареников), закрепить представления детей о предметах – помощниках на кухне. Повар показала всю последовательность замеса теста и секреты его приготовления.

Дети потрогали, помяли тесто. Сделали вывод: тесто пышное, нежное, воздушное, мягкое, отличается от пресного теста (добавлены дрожжи).

Дети с большим желанием помогали повару стряпать пироги.

После экскурсий на пищеблок, во второй половине дня продолжили работу с детьми в экспериментальной лаборатории (она находиться рядом с помещением нашей группы), выпекали вафли.

Сначала побеседовали с детьми о правилах пользования электрическими приборами (электромиксер, электровафельница). Поставила цель познакомить детей с приготовлением песочного теста. Вместе с детьми приготовили тесто на вафли, опираясь на технологическую карту. Ребята с большим желанием выпекали вафли.

А с каким желанием наши воспитанники угощали малышей и сотрудников ДОУ!

После приготовления вафель, родители заинтересовались не меньше, чем их дети. Дала им задание принести рецепты приготовления кондитерских изделий. Родители с удовольствием откликнулись на мою просьбу, с их помощью в группе оформили картотеку рецептов кондитерских изделий.

Всем родителям предложила домашнее задание: вместе с детьми приготовить любое блюдо из теста и процесс приготовления сфотографировать.

Родители с большим желанием откликнулись на нашу просьбу. После чего, мы в группе оформили фотомонтаж, который не оставил никого равнодушным.

Также с помощью родителей оформили коллекцию макаронных, крупяных, хлебобулочных изделий, поделок из тестопластики.

Экскурсия на хлебопекарню дала возможность показать детям интересный процесс выпечки хлеба. Они увидели, что труд людей на хлебопекарне также облегчают разнообразные машины: транспортеры, тестомешалки, хлебопечи и т.д.

Внимание детей привлекли огромные дежи с опарой. Пекарь показала ребятам всю последовательность выпечки хлеба. Дети видели, как мука засыпается в тестомес, а специальные механические приспособления – «руки» месят тесто.

Стремясь как можно больше использовать в работе с детьми наглядность, мы провели экскурсию в хлебный магазин (находится в одном здании с хлебопекарней). Здесь дети познакомились с выгрузкой хлеба, с его сортировкой, выкладкой на витрины. Дети рассказали работникам магазина об экскурсии на хлебопекарню. Мы обратили внимание детей на порядок и чистоту в хлебном магазине, на бережное отношение обслуживающего персонала к хлебу: продавцы в специальных халатах, хлеб в лотках в специальных мешочках. Ребятам захотелось самим купить булку хлеба. Дети узнали откуда взялся этот вкусный хлеб, кто и как работает, чтобы в каждом доме, на каждом столе благоухал вкусный хлеб. Как и откуда доставляется хлеб в магазин, как передают его из машин на прилавок, где хранят. Как бережно относятся к хлебу работники магазина и покупатели.

С каким удовольствием дети ели хлеб во время обеда, который купили сами. Ведь теперь они уже узнали «как хлеб на стол пришел».

После экскурсии на хлебопекарню, провели в группе наблюдение за выпечкой булки хлеба в хлебопечи в домашних условиях (в целях сравнения).

Наблюдение проводили в экспериментальной лаборатории.

В начале вспомнили о прошедшей экскурсии на хлебопекарню.

Кто работает в хлебопекарне?

Какую работу выполняют?

В чем храниться мука? (большие мешки по 50 кг).

Где замешивается тесто? (тестомесе).

Вспомнили последовательность выпечки хлеба:

- приготовление опары в деже (дрожжи, вода, мука);

- замешивание теста;

- раскладывание в формы;

Рассмотрели электрическую хлебопечь, в которой имеется только одна форма. Закрепили последовательность выпечки хлеба. По рецепту заложили необходимые продукты: вода, сахар, соль, масло растительное, дрожжи, мука, сравнили, сколько много засыпали муки в хлебопекарне, и как мало понадобилось нам (всего 2,5 стакана муки). Вспомнили правила пользования электроприборами (техника безопасности).

Включаем хлебопечь в электропечь, через смотровое окошко ведем наблюдение. Дети наблюдают, как проходит первый замес, какой маленький колобочек получился (в сравнении на хлебопекарне). Ребята замечают, как выстаивается тесто, затем идет второй замес, тесто начинает подниматься. В течении 2-х с половиной часов, мы с детьми вели наблюдение. Маленькие «пекари» видели, как из маленького колобочка теста, вырос большой, который заполнил форму до краев, а затем и выше. Пока пекся хлеб, дети в нетерпении наслаждались его ароматным запахом. И каковы же были восторг и удивление, когда готовую булку хлеба вынимали из формы. «Как вкусно пахнет хлебом!» - радовались маленькие «пекари». С каким удовольствием они ели горячий ароматный хлеб, испеченный своими руками!

- «Мы похоже на настоящих пекарей!» Своими впечатлениями воспитанники делились с сотрудниками ДОУ, с родителями. Каждый ребенок старался угостить своих родителей и рассказать как они сами испекли хлеб.

С целью узнать секреты приготовления бисквитного теста, мы с ребятами отправились на экскурсию в кондитерский цех. Приветливо и доброжелательно встретили наших воспитанников работники кондитерского цеха. В доступной детям форме технолог цеха рассказала о работе кондитера, о приготовлении кондитерских изделий из бисквитного теста. Показала всю последовательность приготовления торта. Ребята видели, как большой миксер сбивает тесто (по опыту дети сразу определили, что тесто не дрожжевое), как умелые руки кондитера разливают тесто в разнообразные формы и сразу же ставят в жарочный шкаф (опять же замечая, что не надо оставлять формы с тестом, чтобы оно поднялось). Ребята видят, как получают коржи другого цвета (добавляют в тесто порошок какао); как поднимается тесто в формах уже в печи. Через некоторое время (меньше чем печется хлеб) вынимают формы с коржами и отправляют их во второй цех для дальнейшего оформления. Здесь кондитеры ловко разрезают коржи, смазывают их кремом и украшают. Детям дают попробовать разную фруктовую стружку, которой обмазывают края у тортов.

После экскурсии в кондитерский цех, мы в группе провели совместно – образовательную деятельность на тему: «Стряпаем печенье».

Накануне предстоящей работы, обратилась к родителям с просьбой принести необходимые продукты для выпечки печенья.

Опираясь на технологическую карту, ребята при помощи электромиксера, замесили тесто для приготовления печенья. Маленькие кондитеры самостоятельно определили, какое тесто готовят на печенье. Закрепили свойства песочного теста. При помощи скалки ребята раскатали тесто. С каким интересом и огромным желанием они вырезали формочками из теста различные фигурки.

Естественно, без помощи повара и родителей здесь не обойтись. Родители покупают необходимые продукты для выпечки, участвуют в самом процессе ее приготовления и завершающем занятие - чаепитии.

Постижение секретов выпечки, начавшееся в детском саду, успешно практикуется с мамами и папами дома в выходные дни. Маленькие «кулинары» ревностно следят за соблюдением рецептуры и последовательности в изготовлении кондитерских изделий. Как ни удивительно, но очень любят готовить у нас мальчики. Наверное, это неплохо и, будем надеяться, тоже пригодится им в будущем.

В результате проведенной работы, дети хорошо усвоили понятие хлебороб, посев, уборка урожая, познакомились с профессиями агронома, комбайнера, тракториста, пекаря, кондитера, повара.

Поняли, что хлеб вырастить очень непросто и надо ценить труд хлеборобов. Но больше всего радует, что дети стали бережнее относиться к хлебу. Проведенные экскурсии на хлебопекарню, в кондитерский цех и на пищеблок ДОУ дали возможность показать детям интересный процесс выпечки изделий из разных видов теста (дрожжевое, блинное, песочное, бисквитное).

После занятий, бесед, экскурсий у детей появились новые творческие игры. Они строили хлебопекарню, занимались перевозками зерна и хлеба, изготовляли хлебобулочные изделия, играли в магазин т.д.

Интерес наших детей к жизни хлеборобов, уважение к их труду не иссякает и по сей день.

Знакомство детей с технологическими картами – алгоритмами, позволило самостоятельно ими пользоваться (готовить тесто).

По этой теме систематизировала материал: загадки, пословицы, поговорки. Познакомила детей с народными приметами. Дети, владея полученными знаниями, самостоятельно определяют, какой урожай будет в этом году.

«Много снега – много хлеба» и т.д.

Рассматривая коллекцию макаронных изделий, ребята знают способ их приготовления, определяют, из какой муки они приготовлены, самостоятельно определяют их назначение.

В дальнейшей работе планируем пополнять нашу коллекцию и посетить цех по изготовлению макаронных изделий.

В результате проведенной работу, дети стали бережнее относиться к хлебу.

«Хлеб не доел – не уважение к нему проявил.

Без хлеба сильным и здоровым не будешь.

Обед без хлеба – так ведь нет и обеда».

Приложение.

Календарно – тематическое планирование по познавательному развитию на тему: «Хлеб - всему голова»

 

Время проведения Тематика Способы организации детей
  Сентябрь 2011 г.   Диагностическое исследование детей по разделу: «Труд взрослых»   Вопросы, тесты, задания.  
  Октябрь 2011 г. «Откуда хлеб пришел»     Заучивание половиц, поговорок о хлебе.     Выставка в группе «Хлеб наш насущный»     Рассказ воспитателя с показом картин художника Сиротенко, Богданова.   Совместно – образовательная деятельность по познавательному развитию.   Беседы, рассматривание изделий из теста и крупяных изделий.  
  Ноябрь 2011 г. Экскурсия на пищеблок ДОУ     Знакомство с глиной.   Стряпаем вареники.   Совместно – образовательная деятельность   Опыты, эксперименты.   Совместно – образовательная деятельность
  Декабрь 2011 г. Дрожжи. Что это такое?   Экскурсия в хлебопекарню     Экскурсия в хлебный магазин   Опыты, эксперименты.   Совместно – образовательная деятельность   Совместно – образовательная деятельность
  Январь 2012 г. Сравнение теста и глины   Торты, печенье – делаем сами.     Кондитер – вкусная профессия   Мы – кондитеры (печем вафли, печенье)   Приглашаем в гости Опыты, наблюдения   Совместно – образовательная деятельность (тестопластика) Экскурсия в кондитерский цех.   Совместно – образовательная деятельность по подгруппам.   Чаепитие – угощение родителей (печенье, вафли)  
  Февраль 2012 г. Мама, папа, я – дружная семья.   Мама, папа, я – дружная семья. Домашнее задание для родителей и детей.   Фотовыставка в приемной по домашнему заданию.
  Март 2012 г. Празднование «Масленицы»   «Мы любим пряники»   Выпечка блинов.   Рассказ воспитателя о пряниках (их истории создания, разнообразие)  
  Апрель 2012 г. «О хлебе нашем»   «Вермишель, рожки, бантики, цветочки и т.д.» Викторина для родителей   Экскурсия в цех по изготовлению макаронных изделий.
  Май 2012 г. Диагностика по теме «Как хлеб на слот пришел»   «Хлеб - всему голова»   Тесты вопросы, задания.     Праздник с родителями и приглашением кондитера, пекаря.

 

«Экскурсия на Пищеблок».

«Экскурсия на Пищеблок».

«Экскурсия на Хлебопекарню».

«Экскурсия на Хлебопекарню».

«Печём хлеб сами».

«Экскурсия в кондитерский цех».

 

«Стряпаем печенье сами».

«Печём вафли».

«Фотовыставка: домашнее задание».

«Фотовыставка: домашнее задание».

 

«Чаепитие с родителями и

детьми».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: