Педагогический проект
«Растим патриота»
Автор:
ст. воспитатель
выс. кв. кат.
Н.М. Симанова
п. Майский 2017г.
«Родина для человека - самое дорогое и священное,
Без чего человек перестает быть личностью».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Коренные преобразования в стране конца 20 – начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан.
Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому были разработаны государственные документы, которые определили приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания гражданина России в современных условиях.
Прежде всего, это Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2010оды» и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 2003 года.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делают на воспитание любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины.
Региональный подход к организации патриотического воспитания граждан раскрыт в программах Л.В. Пименовой «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», А.М. Федотовой и С.А. Сивковой «Пермский край – мой родной край» и плане – программе по краеведению в ДОУ Н,Н. Ахметовой.
|
Министерство образования Пермского края и Управление системой образования г. Краснокамска патриотическое воспитание также провозгласило одним из приоритетных направлений. В задачах образовательной работы детского сада эта задача также является одной из ведущих.
Реализуя задачи программы развития детского сада и осознавая важность работы в данном направлении создан и реализован проект по работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию, с обновленным и обогащенным региональным компонентом в содержании, отражающим особенности расположения поселка Майский и детского сада.
Цель - воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции у дошкольников на основе знаний о родных местах и сопричастности к жизни окружающих людей.
Результат работы – выпускник детского сада, любящий свой поселок, знающий его историю, готовый быть активным участником общественной жизни и продолжателем традиций.
Основные задачи:
v - воспитание у ребенка любви, уважения и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку;
v - формирование чувства хозяина и активной позиции к сопричастности окружающей жизни.
Последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников определена следующими блоками:
v 1 блок – «Мама, папа, я - дружная семья»;
v 2 блок – «Светлячок – островок счастливого детства»;
v 3 блок – «Майский – наш общий дом»;
v 4 блок - «Город над Камой – рекой»;
v 5 блок – «Пермский край - моя Отчизна».
|
Решая задачи патриотического воспитания работу строим в соответствии с местными условиями и возрастом детей, учитывая следующие принципы:
v - «от близкого к далекому»;
v - непрерывность, преемственность и интегрированость педагогического процесса;
v - деятельностный подход и развивающий характер обучения, основанный на активности ребенка.
Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем его кругозор расширяется до детского сада, школы, улицы, поселка, города, края, страны, всего мира.
Основными задачами младшего и среднего дошкольного возраста являются:
v - формировать чувство любви к своему дому, детскому саду, как месту где тебя всегда ждут, заботятся о тебе, любят тебя.
v - воспитывать любовь, уважение и интерес к тем, кто заботится о тебе дома и в детском саду.
Традиционными формами работы с дошкольниками младшего возраста выделены:
v - праздники «День рождения группы», «День рождения детского сада»;
v - фотовыставки «Моя семья», «Хорошо у нас в саду»;
v - создание визитной карточки группы;
v - создание визитной карточки каждого воспитанника;
v - оформление альбома «Летопись группы».
В старшем дошкольном возрасте выделены следующие задачи:
v - воспитывать интерес и любовь к своему поселку Майский, его истории и традициям;
v - воспитывать интерес к истории и культуре Пермского края;
v - знать почетных и знаменитых земляков и гордиться ими;
v - воспитывать патриотические чувства путем приобщения к народной культуре и сопричастности к жизни окружающих людей;
|
v - развивать чувство хозяина и желание участвовать в позитивных преобразованиях окружающего мира;
v - знать главные атрибуты и символы района, края, государства, а также главных руководителей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: познавательной, музыкальной, изобразительной, физической, трудовой, продуктивной, развлекательной и художественно – творческой.
Активными формами работы при решении задач старшего дошкольного возраста мы выделяем следующие:
v - экскурсии по поселку, городам края;
v - посещение музеев поселка и школы; выставок библиотеки;
v - создание мини – музеев в детском саду «Русская изба», «ложки всякие нужны, ложки разные важны», «От самовара до чайника»,
v - реализация проектов «Труд животновода», «Русская изба», «Цветочные орнаменты Обвинской росписи» и т.д.;
v - изготовление макетов;
v - создание альбома «Летопись детского сада»;
v - встречи с интересными и знаменитыми людьми поселка;
v - выставки рисунков и фотовыставки на тему «Мой любимый Майский»;
v - оформление папок «Моя малая Родина»;
v - праздники и развлечения: «День рождения поселка», «День России», День Защитника Отечества», «8-е Марта»;
v - участие воспитанников в благотворительном концерте и мероприятиях поселка, проводимых на сцене Дворца Культуры;
v - фольклорные праздники;
v - посадка «Аллеи выпускников»;
v - праздник «День Земли»;
v - участие воспитанников в конкурсах на уровне района, края, страны;
v - занятия по ознакомлению детей с атрибутами и символами своей Родины.
Участники: воспитатели, дети, родители, педагоги детского сада.
Сроки реализации: 3 года.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным краем (II мл. гр.)
№ | Содержание работы | Задачи | Развивающая среда | Совместная деятельность |
1. | Блок «Человек» | 1.Учить ребят понимать, что «человек» это живое существо; 2.уточнять представления воспитанников, что они живут среди других людей; 3.формировать представления воспитанников об эмоциях; 4.учить относить себя к определенному полу и возрасту. | 1.Картинки с разными эмоциональными состояниями; 2.картинки с разнообразными видами детской деятельности; 3.картинки с изображением людей разного пола, возраста, национальности. | 1.Беседы «Чем я отличаюсь от собачки»; «Как мне помогают органы»; 2.рассматривание картинок по теме; 3.д\и. «Что такое хорошо и что такое плохо » |
2. | Блок «Моя семья» | 1.Учить детей знать имена и отчества своё и близких людей; 2.развивать представления о профессии родителей; 3.познакомитьс понятием «Семья» (у человека и животного) | 1.Альбом с семейными фотографиями; 2.картинки, раскрывающие обязанности членов семьи; 3.картинки с профессиями родителей. | 1.Составление семейных фотоальбомов; 2.беседы о профессиях родителей; 3.создание выставки «Моя мама»; 4.рассматривание картинок с трудом взрослых; 5.с\р.и. «Дочки- матери»; 6.составление рассказов о семье. |
3. | Блок «Наша группа и наш детский сад» | 1.Познакомить воспитанников с центрами детской деятельности в группе; 2.знакомствос прогулочным участком; 3.знакомство с трудом воспитателя, мл. воспитателя, повара. | 1.Кратинки, отображающие трудовые процессы воспитателя, мл. воспитателя, повара; 2.фотоальбом «Как мы в садике живем», «Кто работает у нас в садике»; 3.картинки с деревьями и кустарниками, растущими на участке. | 1.Экскурсия по группе; 2.рассматривание мебели и игрушек в группе; 3.беседы «Кто о нас заботится в саду»; 4.наблюдение за трудовыми процессами мл. воспитателя, повара, дворника. |
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным краем (ср. гр.)
№ | Содержание работы | Задачи | Развивающая среда | Совместная деятельность |
1. | Блок «Человек». | 1.Формировать у воспитанников представление о том, что у каждого свой характер, увлечения; 2.познакомить с правилами поведения с другими людьми. | 1.Д.и. «С точки зрения другого»; 2. д.и. «Хочу - нельзя»; 3.картинки с ситуациями. | 1.Беседа «Как мы должны общаться с другими»; 2.обсуждение нравственных ситуаций; 3.чтение произведений о нравственных поступках. |
2. | Блок «Моя семья». | 1.Познакомить ребят с их местом в семье: обязанности и права; 2.поазать как члены семьи заботятся друг о друге. | 1.Фотоальбом «Я и моя семья»; 2.рисунки на тему «Моя семья». | 1.Беседа «Кто нужнее в семье»; 2.с.р.и. «Семья», «Дочки матери»; 3.совместная деятельность с родителями. |
3. | Блок «Наш детский сад». | 1.Познакомить воспитанников с помещениями детского сада; 2.расширять представления воспитанников о труде людей, работающих в детском саду 3.воспитывать у воспитанников уважение к труду взрослых, результатам труда. | 1. Фотоальбом «Кто работает у нас в садике»; 2. картинки с изображением трудовых действий прачки, дворника, повара. | 1.Экскурсия по детскому саду; 2.наблюдение за трудом прачки, дворника, повара; 3.беседы о труде взрослых; 4.с.р.и. «Детский сад»; 4.беседы о бережном отношении к результатам труда взрослых. |
4. | Блок «Поселок труженик». | 1.Познакомить ребят с основными профессиями в нашем поселке, совхозе: воспитатель, учитель, врач, животновод, овощевод. | 1.Картинки с изображением трудовых действий воспитателя, учителя, врача, животновода, овощевода. | 1.Беседа «зачем нам нужна эта профессия?»; 2.заучивание пословиц о труде; 3.с.р.и. «Животноводы», «Овощеводы», «Детский сад». |
5. | Блок «Наш поселок». | 1.Формировать у воспитанников представления о понятиях «здания», «улица», «дом»; 2.формровать у воспитанников представления о тех улицах, на которых они живут. 3.закреплять правила поведения на улице. 4.познакомить с трудом водителя. | 1.Фотографии зданий нашего поселка; 2.картинки с изображением улиц Краснокамска, Перми; 3.картинки с правилами дорожного движения; 4. макет «Улица», «дорога». | 1.Экскурсии по поселку; 2.обыгрывание ситуаций поведения на дороге; 3.строительная игра «Улицы города»; 4.беседа «Кто заботится о наших улицах». |
6. | Блок «Растения вокруг нас». | 1.Формировать у воспитанников представления «трава», «кустарники», «деревья»; 2.познакомитьс теми деревьями, которые растут в нашем поселке; 3.воспитывать бережное отношение к природе. | 1.гербарии. 2.д.и. «Угадай, чей листок»; 3.альбом «Человек – гость леса». | 1.Эккурсии к берёзе, тополю, клёну; 2.наблюдения чем отличаются деревья; 3.беседа «Как мы можем помочь природе нашего поселка?»; 4.беседа «Человек – гость леса». |
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным краем (ст. гр.)
№ | Содержание работы | Задачи | Развивающая среда | Совместная деятельность |
1. | Блок «Человек». | 1.Формировать представление, что у каждого человека есть своя история жизни; 2.познакомить с возрастными периодами жизни человека; 3.формировать представление об истории человечества. | 1.Картинки эволюции человека, его быта; 2.картинки возрастных периодов человека. | 1.Бседы с детьми об истории человечества; 2.рассматривание фотографий с изображением возрастных изменений; 3.рисование человека в разных видах деятельности; 4.д.и. «Что было до…»; 5.обыгрывание ситуаций по ОБЖ. |
2. | Блок «Моя семья». | 1.Закреплять знания воспитанников о составе семьи; 2.развивать представление о понятиях «род», «родственники»; 3.воспитывать чувство любви к членам семьи; 4.прививать чувство гордости за свою семью. | 1.Семейный фотоальбом; 2. «Древо жизни семьи»; 3. картинки с изображением проблемных ситуаций в семье; 4. генеалогическое древо семьи; 5.герб семьи. | 1.Рисование «Моя семья»; 2.составление «Древа жизни семьи»; 3.обыгрывание проблемных ситуаций в семье (тренинг); 4.с.р.и. «Хозяюшки», «Семья»; 5.совместные Дни рождения. |
3. | Блок «Наш детский сад и начальная школа». | 1.Развивать представления детей о том, зачем они ходят в детский сад; 2.продолжать знакомить с назначением помещений в детском саду; 3.закреплять представления воспитанников о том, как они могут помочь детскому саду; 4.расширять представление, зачем нужен прогулочный участок. | 1.Картинки изображающие труд людей в детском саду, в школе; 2.фотографии помещений детского сада и ближайшего окружения (ДЮСШ, МБОУ «Майская СОШ»); 3.фотоальбом «Как мы в садике живем». | 1.Экскурсии по детскому саду; 2.экскурсии по улицам поселка; 3.экскурсия в школу 1 сентября и на последний звонок, на стадион; 4.беседы о труде взрослых в детском саду и школе; 5.трудовые акции по благоустройству прогулочного участка; 6.разучивание песен о детском садике и школе; 7.совместные мероприятия с учениками начальной школы; 8. посещение клубов, спортивных секций по месту жительства. |
4. | Блок «Поселок труженик». | 1.Расширять и уточнять знания воспитанников о профессиях поселка и совхоза; 2.познакомить с орудиями труда предков. | 1.Картинки с изображением труда взрослых; 2.картинки с изображением орудий труда первобытного человека; 3.макеты по профессиям родителей. | 1.Беседа «Кто и как о нас заботится»; 2.беседа «Кем я буду когда выросту»; 3.д.и. «Что было до…» 4.просмотр компьютерных презентаций по профессиям родителей. |
5. | Блок «Знаменитые люди нашего поселка» | 1.Познакомить ребят с известными людьми нашего поселка (заведующая детским садом; поэтесса, глава поселка…); 2.формировать у воспитанников чувство уважения к взрослым; 3.формировать желание сделать что-то хорошее для своего поселка. | 1.встречи с интересными людьми; 2.изготовление подарков для гостей. | |
6. | Блок «Улицы и здания нашего поселка». | 1.Развивать, уточнять представлениявоспитанников о названиях улиц нашего поселка и тех зданий, которые на них находятся; 2.формировать представления о том, чем знаменит наш поселок в крае; 3.сформировать понимание важности знаний о своем поселке. | 1.Альбом «Этапы строительства поселка»; 2.карта поселка; 3.буклеты «Узоры Прикамья», «Продукция совхоза «Пермский»; 4.компьютерная презентация «Экскурсия по Майскому». | 1.еседы об истории поселка; 2.экскурсии по улицам поселка (наблюдение чем похожи и отличаются улицы; рассматривание зданий поселка); 3.строительная игра «Улицы нашего поселка»; 4.с.р.и. «Парикмахерская», «Магазин»; 5.беседа «Как я забочусь о поселке»; 6.д.и. «Я шагаю по поселку». |
7. | Блок «Города нашей области». | 1.Формировать представления воспитанников о городах нашего края: Краснокамск, Пермь, Нытва, Лысьва, Кунгур; 2.познакомить с достопримечательностями городов (история, памятники, промышленность, природные объекты). | 1.Карта Пермского края; 2.открытки с видами городов (памятники, театры); 3.компьютерная презентация о Кунгурской пещере; 4.продукция предприятий Пермского края; | 1.с.д. «Путешествие по карте нашего края»; 2.викторина «Наш Пермский край»; 3.прослушивание песен о Пермском крае, просмотр видео ролика; 4.беседы «Чем заменит город…»; 5.д.и. «Путешествие по Каме», собери разрезную картинку; 6.строительная игра «Город моей мечты». |
8. | Блок «Богатства нашего края». | 1.Развивать представления о природных богатствах нашего края; 2.формироть представления, что основное богатство это люди, культура, история; 3.закреплять названия растений и животных края, дать знании о природных заповедниках Пермского края; 4.продолжать формирование бережного отношения воспитанников к родной природе. | 1.Экспонаты полезных ископаемых; 2.альбомы «Животные», «Растения нашего края»; 3.открытки с национальными костюмами народов, проживающих на территории Пермского края. | 1.совместная деятельность по изготовлению поделок из природного материала; 2.встречи с интересными людьми (рассказ о традициях народа: знакомство с языком, кухней, праздниками, обычаями, играми); 3.создание «Красная книга растений»; 4.посадка аллеи выпускников; 5.беседа «Земля - наш общий дом»; 6.разучивание подвижных и хороводных игр народов Пермского края. |
Формы организации воспитанников
Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность | Специально организованная деятельность |
1. Рассматривание иллюстраций альбомов (детского сада, семьи, посёлка, городов: Краснокамск, Пермь, Москва, Санкт- Петербург) 2. Рисование по темам «Я и моя семья» «Красоты русской природы», иллюстрации к сказкам Пушкина А.С., Москва. 3. Игровая деятельность: Сюжетно –ролевые игры · Моя семья · Наш детский сад · Улицы п. Майский · Животноводы · Овощеводы · Магазин · Почта · Д/и «Мы по Майском идём» · Д/и «Чей листок» · Д/и «Чем славен наш край» · Д/и «Что было бы если бы...» | 1. Чтение художественной литературы; 2. Экскурсии по посёлку; 3. Посещение музеев Майской школы, посёлка Майский, ОАО «Пермский свинокомплекс», г.Краснокамска, г. Нытва; 4. Создание альбомов и мини-музеев в группах; 5. Создание визитных карточек ребёнка и группы; 6. Создание гербариев; 7. Спортивные и театрализованные праздники; 8. Праздники: · «День рождения ребёнка» · «День рождения группы» · «День рождения детского сада» · «8 марта» · «23 февраля» · «Праздники народного календаря» 9. Концертная деятельность. | Блок «Мама, папа, я – дружная семья» · «Кто есть в семье» · «Как мы заботимся друг о друге» Блок «Светлячок –островок счастливого детства» · «Кто заботится о нас в детском саду» (экскурсии по детскому саду) Блок «Майский –наш общий дом» · «История посёлка» · «Улицы и здания Майского» · «Знаменитые люди нашего посёлка» Блок «Город над Камой рекой» · «История Краснокамска» · «Бумажная фабрика» · «Фабрика игрушки» · «Современный Краснокамск» Блок «Пермский край – моя Отчизна» · «История Перми» · «Театры и музеи Перми» · «Площади, улицы и памятники Перми» · «Кунгурская ледяная пещера» Блок «Природные богатства» · «Деревья зелёные великаны» · «Растения Айболиты» · «Природные богатства Пермского края» · «Человек – гость леса» · Посадка аллеи выпускников. |
Приложение № 1