Дом Учителя Уральского федерального округа
VIII Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап
Научный руководитель проекта по предмету: Балдина Людмила Ивановна, к.х.н., доцент кафедры неорганической химии ИЕН ФГАОУ ВПО УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина города Екатеринбурга
Автор-составитель заданий: Синева Наталия Викторовна, научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Екатеринбург
Рецензент: Семкин Андрей Георгиевич, учитель высшей категории, заместитель директора по научной работе, МАОУ гимназия №37 города Екатеринбурга
Химия 10 класс
Проводится в честь Ады Ионат
Время выполнения работы 1 час 15 минут
ПРЕМЬЕР ЛИГА
__________ _________ ___________ __________ ________ ________________
Фамилия Имя Отчество Нас. пункт Область Школа, гимназия, лицей №
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция выполнения олимпиадной работы
|
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) - на установление соответствия и 5 заданий (16-20) - на установление правильной последовательности. Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21 – 25), оцениваемых в 6 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
|
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Часть 1. Задания, оцениваемые в 1 балл. В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов под номером задания.
1. На рисунке представлена формула молекулы углевода, играющего большую роль в организме человека
1) рибозы
2) глюкозы
3) фруктозы
4) крахмала
5) аскорбиновой кислоты
2. В жесткой воде мыло утрачивает свои моющие свойства, потому что
1) мыло разлагается жесткой водой
2) мыло не реагирует с солями кальция
3) мыло подвергается гидролизу, образуя щелочную среду
|
4) образует коллоидный раствор
5) полученные при гидролизе мыла стеарат-ионы соединяются с ионами кальция в недиссоциирующие вещества
3. В реакции C3H6(г) + H2 ↔ C3H8(г) – Q увеличить выход пропана можно
1) понизив температуру
2) применив катализатор
3) понизить концентрацию водорода
4) повысив давление
5) уменьшить давление
4. На фотографии известный русский химик-органик
1) А.Я. Данилевский
2) А.М. Бутлеров
3) Н.Н. Зинин
4) М.А. Ильинский
5) В.В. Марковников
5. В 2006/07 г. Ада Ионат, совместно с американским коллегой, была удостоена премии Вольфа за
1) работы в области коллоидных полупроводниковых нанокристаллов
2 ) разработку спектрометра для регистрации отдельных молекул в живых клетках
3) открытия в понимании трехмерной структуры молекул белков в живых клетках
4) открытия в понимании структуры и механизмов работы рибосом
5) разработку материала, который подходит для хранения водорода, метана и диоксида углерода
Часть 2. Задания, оцениваемые в 3 балла. В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов рядом с номером задания.
6. Этанол можно получить взаимодействием:
1) бромэтана с водным раствором гидроксида калия
2) ацетальдегида с гидроксидом меди (II)
3) этилена с перманганатом калия
4) этилена с водой
5) ацетилена с водой
6) сбраживанием глюкозы
7. Витамины – органические соединения неустойчивые к действию света и имеющие различную реакцию по отношению к растворителям. Какие из приведенных витаминов не растворяются в воде:
1) биотин
2) рибофлавин
3) холекальциферол
4) ретинол
5) токоферол
6) пантотеновая кислота
8. Органические вещества, в молекулах которых содержится две π – связи:
1) дивинил 2) пропин 3) фенол 4) хлоропрен 5) циклопропан 6) этилен
9. Продуктами гидролиза сложных эфиров состава C5H10O2 могут быть:
1) метанол и пенталь
2) метанол и бутановая кислота
3) этанол и пропановая кислота
4) этанол и бутаналь
5) этановая кислота и пропанол
6) формальдегид и пентанол
10. Аммиачный раствор оксида серебра является реактивом на:
1) ацетальдегид
2) муравьиную кислоту
3) анилин
4) метанол
5)глицерин
6) глюкозу
Часть 3. Задания, оцениваемые в 5 баллов. В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы цифре первого столбца соответствовала буква из второго столбца.
11. Установите соответствие между реагирующими веществами и основным продуктом реакции
1. C6H5CH3+KMnO4→ | А. 2,3-диметилбутан |
2. C6H5CH=CH2+H2→ | B. бромэтан |
3. C2H2+HCl→ | C. 1,2-бромэтан |
4. CH3CH2BrCH3+Na→ | D. бензойная кислота |
5. C2H4+HBr→ | E. толуол |
6. C2H4+Br2→ | F. фенол |
G. гексан | |
H. винилхлорид | |
I. этилбензол |
12. Установите соответствие между изомерами в левой и правой частях таблицы
1. пентан | А. 2-метилпропен-1 |
2. бутен-1 | B. циклопентан |
3. дивинил | C. 2-метилбутан |
4. пентин-2 | D. 2-метилбутадиен-1,3 |
5. 3-метилбутен-1 | E. бутин-2 |
13. Установите соответствие: между названием соединения и типом гибридизации атомных орбиталей углерода в нем
1. ацетальдегид | А. sp |
2. пропин | B. sp2 |
3. пропанол-2 | C. sp3 |
4. стирол | D. sp и sp2 |
5. этин | E. sp и sp3 |
F. sp2 и sp3 |
14. Установите соответствие между органическими веществами и продуктами их полимеризации
Формула органического вещества | Продукт полимеризации |
1. СН2=СНСl | А. синтетический каучук |
2. СF2=CF2 | B. полиэтилен |
3.CH2=CH–СН=CH2 | C. полистирол |
4. СН2=CH2 | D. поливинилхлорид |
5.СН2=CH–C6H5 | E. тефлон |
15. Установите соответствие: название углеводорода – класс органических веществ
Название вещества | Класс органических соединений |
1. бутаналь | А. фенолы |
2. глицин | B. спирты |
3. глицерин | C. кетоны |
4. муравьиная кислота | D. альдегиды |
5. карболовая кислота | E. карбоновые кислоты |
F. аминокислоты | |
G. углеводы |
В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов рядом с номером задания (каждая буква пишется в отдельной клетке без пробелов и других символов, начиная с первой клетки).
16. Расположите группы органических соединений в порядке увеличения разности массовой доли углерода в составе каждого вещества.
1) CH3–O–СH3 и C2H5–O–C2H5
2) CH3СOOH и HСOOH
3) CH3Cl и CH3Br
4) CH4 и C2H6
5) глюкоза и сахароза
17. Расположите перечисленные фракции нефти в порядке уменьшения температуры их кипения:
1) керосин 2) мазут 3) бензин 4) газойль 5) лигроин
18. Расположите формулы углеводородов в заданной последовательности: