Заключительный этап содержит анализ результатов опытно-исследовательской работы.
Оценка эффективности применения проектного метода показывает, что в связи с его внедрением происходят качественные изменения процесса обучения в целом.
Учащиеся всегда были готовы к уроку, оставались на дополнительные занятия и были заинтересованы в работе, старались более качественно обработать изделие. В ходе исследовательской работы учащиеся получили определенные знания и умения, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в старших классах. Защита творческого проекта способствовала развитию речи, расширению кругозора.
Изменения были отмечены и в содержании общетрудовых умений: увеличилось количество общетрудовых умений так, например если на начальном уровне были выявлены у 5 учащихся, то после проведения формирующего эксперимента были выявлены у 6 учащихся, это Егозарян Оля, Кулагина Лена, Белова Катя, Борданова Оля, Гаспарина Лена, Мартынцева Аня.
Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: применение метода проекта, как средства форсирования общетрудовых умений школьников привело к изменению начального (выявленного в ходе констатирующего этапа) уровня сформированности общетрудовых умений у учащихся. Так, например, если высокий исходный уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у 2 учащихся, после формирующего эксперимента их число увеличилось до 4 человек. Количество учащихся с выявленным средним исходным уровнем сформированности общетрудовых умений уменьшилось с 3 до 2 человек (за счет перехода одного учащегося на более высокий уровень развития общетрудовых умений). Число учащихся с низким исходным уровнем сформированности общетрудовых умений снизилось с 2 до 1 человека.
|
Изменения уровня развития общетрудовых умений учащихся неизменно приводит к изменению характера учебной деятельности. Было установлено, что при непосредственном вовлечении в активную деятельность, учащиеся с интересом воспринимают учебный материал. Активный поиск, приводящий учащегося к собственным «открытиям», которые являются результатом его усилий и напряжённой работы, приносят удовлетворение, прежде всего, ему самому.
Учебная деятельность в этом случае становится более интересной, радостной и желанной.
При использовании метода проекта общетрудовые умения (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия) формируются легче, чем при использовании традиционных методов. Поскольку учебная деятельность более интересная, желанная то и на уроке атмосфера более комфортная и формировать умения легче, когда учащиеся идут на контакт с учителем.
Вывод:
1. Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.
2. Способствует изменению отношения к предмету технология;
3. В процессе работы особенно используются межпредметные связи с другими дисциплинами.
4. Учитель технологии сам должен быть:
- Знаком с методом проекта, как активизации общетрудовых умений;
- Уметь строить систему работы по развитию общетрудовых умений;
- Использовать различные методы и приёмы активизации деятельности учащихся, направленные на формирование у них способов учебно - познавательной деятельности;
|
- Использовать метод проекта, как средство формирования общетрудовых умений.
Заключение
Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.
Выбор седьмого класса для проведения опытного исследования был обусловлен многими факторами. Особенно важно использовать с учащимися 6-7 классов. Именно в 12-13 лет можно с уверенностью говорить о том, что проектный метод обучения интересен для данного возраста. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте, а творческий проект направлен в большей степени на самостоятельность учащихся, а также при выполнении творческого учебного проекта в наибольшей степени удовлетворяются доминирующие потребности данного возраста - потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.
Опираться же можно на формы организации занятий, которые привлекают подростков - это сложный учебный материал, а также возможность строить самому свою познавательную деятельность за пределами школы.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности, а творческий проект - это и есть исследовательская работа.
Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.
|
Мои достижения
Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день.
Именно на уроках технологии в школе мы развиваем творческую личность. На уроках технологии важно работать не по традиционным методам, а по методу проекта.
Работая по методу проекта можно учебную деятельность сделать более интересной и насыщенной. Тогда знания будут более глубокими и прочными.
А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.
Если учитель технологии использует метод проекта на своих занятиях, то полнее раскрывается его творческий потенциал. И обучаться у такого учителя интереснее.
Мои затруднения
Трудность заключалась в подготовке всей необходимой документации: рабочей тетради, составление планов урока. При реализации метода проекта трудность заключается в необходимости затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Список литературы
1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: кн. для учителей нач. классов. – М.: Просвещение,1998. – 160с.
2. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,1999. – 447с., ил.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 288 с.
4. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать// Учитель года. – Екатеринбург, 2002. февраль 2002.
5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
6. Методика трудового обучения: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. сред. общеобразоват. шк.»/Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман; Под ред. Л.В. Мельниковой.-М.:Просвещение,1985.-224с., ил.
7. Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия»,1999.-422с.
8. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик,А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
9. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-432.
10. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение,1993. – 608с.
11. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 426с.:ил.
12. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 240с.
13. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов пед. уч. заведений / Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1998. – 160С.
14. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.:Мастерство,2001.-272с.
15. Технология: Учебник для учащихся 7 класса образовательной школы /В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф,2000.-240с.:ил.
16. Титов В.Н. Выбор цели в поисковой деятельности: методы анализа и поиска решения в технике. – М.: 1991.-190с.
17. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. – попул. /Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер и др.; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990.-304с.: ил.
18. Чус А.В. Данченко В.Н. «Основы технического творчества», Киев,1997.- 183с
[1] Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 3 с.
[2] Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-220.
[3] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
[4] «Учитель года»: лучшее от лучших.№1,февраль 2002.
[5] Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.
[6] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 50 с.
[7] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 51 с.
[8] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 56 с.
[9] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 74 с.
[10] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 99 с.
[11] Чус А.В. Данченко В.Н. Основы технического творчества,Киев,1997.- 93с
[12] Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 105 с.
[13] Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 234с.
[14] Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 235с.
[15] Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 235с.
[16] Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-252с.
[17] Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия»,1999.-305с.
[18] Смотри в приложении № 4
[19] Смотри Приложение № 3
[20] Смотри Приложение № 6
[21] Смотри в приложении № 5