Исследование проблемы использования проектного метода как средства формирования общетрудовых умений проводилось в период преддипломной практики. Экспериментальной базой исследования являлся 7 «В» класс школы № 14 г. Одинцово.
Эксперимент включал в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа было выявить уровень сформированности общетрудовых умений с целью дальнейшего развития с помощью проектного метода.
Для достижения поставленной цели на этапе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы:
1. Целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы;
2. Тестирование учащихся;
3. Беседа с учащимися и учителем;
Наблюдение ставило своей целью выявить:
- уровень сформированности общетрудовых умений у учащихся 7 класса.
На формирующем этапе нами была разработана система учебных занятий с использованием проектного метода, направленная на формирование у учащихся общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).
При отборе диагностических методик мы учитывали следующее:
- возрастные особенности детей;
- особенности взаимоотношений педагога и учащихся;
- степень заинтересованности школьников в получении новых знаний.
Целью тестирования учащихся было выявление уровня сформированности общетрудовых умений.
Целью беседы с учителем было выявление уровня использования проектного метода как средства формирования общетрудовых умений.
На этапе контрольного эксперимента, целью которого было выявить динамику развития общетрудовых умений у учащихся, было проведено повторное тестирование учащихся.
|
Первая часть констатирующего эксперимента заключалась в определение степени использования проектного метода учителем технологии в процессе формирования общетрудовых умений у учащихся. Для этого была проведена беседа с учителем.
Я предложила учителю ответить на следующие вопросы:
1. Используете ли Вы в работе проектный метод?
- В работе я использую проектный метод, но учащиеся не заполняют рабочую тетрадь.
2. Как Вы считаете, нужно ли работая по проектному методу заполнять рабочую тетрадь?
- Если использовать проектный метод, то процесс обучения будет более эффективным, усвоение учебного содержания будет более глубоким и прочным, появятся значительные изменения в мотивационной и коммуникативной сферах, а использование рабочей тетради позволяет работать учащимся более самостоятельно. Они видят, каким будет следующий этап, и продумывают свою деятельность.
Таким образом, видно, что проектный метод делает процесс обучения более эффективным.
Во второй части констатирующего этапа эксперимента был использован метод целенаправленного наблюдения за деятельностью учащихся в процессе работы.
Наблюдение дало возможность выявить индивидуальные черты характера учащихся, особенности их взаимоотношений друг с другом. Ниже приведены характеристики некоторых учащихся класса:
Катя Б. – проявляет интерес к предмету, активно участвует в процессе урока, испытывает положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе.
|
Оля П. - скована, зажата, к урокам готовится плохо, часто отвлекается.
Кроме того, была организована беседа с учащимися.
1. Знаете ли Вы что такое творческий проект?
Оля П. – творческий проект – это когда творческий человек изготавливает произведение искусства.
Катя Б. – это когда человек сам придумывает что - то, а потом и реализует это в жизни.
Лена Г. – самостоятельная деятельность человека.
Аня М. – это когда человек реализует в жизни свои творческие способности.
Оля Б. – самостоятельная творческая завершенная работа.
Лена К. – творческая деятельность.
Оля Е. – изготовление одежды.
На этапе констатирующего эксперимента приняли участие учащиеся 7 «В» класса школы №14.
Цель данного этапа заключалась в выявлении у учащихся сформированности общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).
Для достижения поставленной цели нами была использована методика тестирования учащихся.
Тестирование было проведено дважды, перед началом работы и по его окончании.
Результаты предварительного контрольного среза. [18]
фамилия | общетрудовые умения | уровни | |||
Читать и строить чертеж | Снимать и записывать мерки | Выполнять машинные швы | Проводить примерку и исправлять дефекты | ||
1.Катя Б. | + | + | + | + | высокий |
2.Оля Б. | + | + | +- | +- | средний |
3. Лена Г. | + | + | + | + | высокий |
4.Оля Е. | +- | +- | - | - | низкий |
5. Лена К. | +- | + | +- | + | средний |
6. Аня М. | + | +- | + | +- | средний |
7. Оля П. | - | +- | +- | +- | низкий |
|
Заключительным шагом первого этапа практической части работы стало определение уровня сформированности общетрудовых умений у учащихся 7 «В» класса.
Уровни сформированности общетрудовых умений:
1. Высокий
Учащийся активно включается в учебную деятельность; при появлении затруднений активно ищет выход из сложившейся ситуации, испытывает положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе; умеет читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, проводить примерку и исправлять дефекты.
2. Средний
Учащийся принимает достаточно активное участие в уроке, но обычно эта активность имеет лишь внешний характер; умеет читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, умеет выполнять машинные швы, но с ошибками, умеет проводить примерку, но испытывает затруднения при исправлении дефектов.
3. Низкий
Учащийся проявляет низкую активность на уроке; не умеет читать чертеж, выполняет машинные швы с ошибками, не умеет проводить примерку и исправлять дефекты.
На основе анализа была составлена диаграмма, позволяющая определить исходный уровень сформированности общетрудовых умений для каждого учащегося 7 «В» класса.
Слева на диаграмме показано количество учащихся.
Снизу уровни сформированности общетрудовых умений.
Высокий уровень выявлен у двух учащихся (Катя Б., Лена Г.).
Средний уровень выявлен у трёх учащихся (Оля Б., Лена К., Аня М.).
Низкий уровень выявлен у двух учащихся (Оля Е., Оля П.).
Следующий этап – формирующий, его целью является изменение у учащихся мотивов учения и формирование общетрудовых умений.
Для этого мы разработали систему занятий с использованием проектного метода, и систему контроля над изменением общетрудовых умений.
Для достижения поставленной цели в классе проводились занятия:
- По созданию положительного эмоционального настроя.
- По созданию условий для формирования общетрудовых умений.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и подготовлена для каждого учащегося рабочая тетрадь[19], что позволяло учащимся работать над проектом более самостоятельно. Для этого учащимся были определены цели и сформированы задачи в работе над проектом.
В начале работы учащимся было рассказано о том, что такое проектный метод и было предложено самим выполнить творческий проект. С темой творческого проекта учащиеся уже определились.
Катя Б. выбрала темой своего проекта: «Платье». Катя обосновала свой выбор тем, что скоро лето и ей хотелось бы сшить летнее платье.
Оля Б. выбрала тему проекта: «Сарафан». Оля решила сшить сарафан на лето для своей младшей сестры.
Лена Г. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Лена решила шить ночную сорочку для предстоящего конкурса «Юный Кутюрье».
Оля Е. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оле трудно было определиться с темой, т.к. то, что она шьёт потом не носит ей было предложено выполнить изделие на куклу.
Лена К. выбрала тему проекта: «Кимоно». Лена обосновала свой выбор тем, что ей хотелось бы сшить халат восточного типа.
Аня М. выбрала тему проекта: «Топ». Аня не любит шить и взяла топ, чтобы не тратить много ткани и времени на изготовление швейного изделия.
Оля П. выбрала тему проекта: «Ночная сорочка». Оля не хотела выполнять проект и не могла долго подобрать тему для проекта и взяла изделие, которое выполняют по программе.
На следующем занятии учащиеся приступили к сбору и обработке необходимой информации. Начали заполнение рабочей тетради.
Перед началом работы я показала учащимся образец тетради, как нужно заполнять рабочую тетрадь. Вывесила на доске план работы над техническим описанием[20]. В процессе работы помогала, контролировала, корректировала.
Учащиеся приступили к заполнению рабочей тетради.
Катя Б. просмотрев образцы заполнения рабочей тетради, план технического описания и прочитав памятку учащемуся, смогла начать заполнение рабочей тетради. На уроке Катя заполнила 5 рабочих листов. У неё не возникло трудностей при заполнении.
Оля Б. на основе образца заполненной тетради, смогла заполнить 4 рабочих листа. У Оли возникли затруднения с техническим описанием. Для этого на основе плана технического описания я индивидуально проговорила каждый этап технического описания по её изделию.
Лена Г. легко освоила тему и приступила к заполнению рабочей тетради. Лена смогла заполнить 5 рабочих листов и у неё не возникло затруднений.
Оля Е. легче осваивает теоретический материал, нежели практический, поэтому с заполнением рабочей тетради у Оли не возникло затруднений. Оля успела заполнить 6 рабочих листов.
У Лена К. возникли затруднения с заполнением рабочей тетради. Лена смогла обосновать выбор своей идеи, но возникли затруднения с описанием свойств используемых материалов. Лена плохо различает свойства ткани, и когда Лена заполняла таблицу свойства ткани, я работала с ней индивидуально.
Аня М. на уроке заполнила 6 рабочих листов. У Ани с заполнением рабочей тетради не возникло затруднений, т.к. Аня знала обоснование выбранной идеи, легко смогла описать свойства ткани, а поскольку у Ани изделие почти было сшито, смогла составить технологическую последовательность обработки своего изделия.
Оля П. начала заполнение рабочей тетради, но у неё возникли затруднения в описание выбора идеи. Оля выбрала изделие, которое шьют по программе и не могла подобрать слов, чтобы описать свою модель. Для этого с ней я работала индивидуально, показала другие заполненные тетради, разобрала каждый этап работы. Оля успела заполнить 3 рабочих листа.
В дальнейшем учащиеся продолжали выполнять творческий проект: заполняли рабочую тетрадь, готовились к защите проекта.
Все учащиеся в течение последнего урока успели заполнить рабочую тетрадь, дошили свои изделия и готовились к защите своих проектов.
Каждый продумывал, как будет представлять своё изделие. Для этого я рассказала о видах защиты творческого проекта и охарактеризовала каждый вид.
Катя Б. выбрала для защиты творческого проекта – презентацию.
Оля Б. выбрала показ моделей.
Лена Г. также выбрала показ моделей.
Оля Е. выбрала презентацию.
Лена К. выбрала показ моделей.
Аня М. выбрала показ моделей.
Оля П. выбрала презентацию.
Для того чтобы защита проходила в более удобной форме класс был разделен на две группы: 1 группа – защита творческого проекта в виде презентации, а 2 группа – защита творческого проекта в виде показа моделей.
На итоговом занятие проходила защита проектов.
Аня М., Лена Г., Лена К., Оля Б. представили свои изделия в виде показа моделей. Аня М. выступила в роли ведущей и рассказывала о каждой модели. Лена Г. продемонстрировала рабочие тетради и рассказала о них.
Катя Б., Оля Е., Оля П. представили свои изделия в виде презентации. В презентацию входили: план выполнения творческого проекта, эскизы моделей, технологические схемы обработки, свойства используемых материалов, комментарии по выполнению и защите творческого проекта.
Заключительным этапом формирующего эксперимента было проведение итогового контрольного среза.
Результаты итогового контрольного среза. [21]
фамилия | общетрудовые умения | уровни | |||
Читать и строить чертеж | Снимать и записывать мерки | Выполнять машинные швы | Проводить примерку и исправлять дефекты | ||
1.Катя Б. | + | + | + | + | высокий |
2.Оля Б. | + | + | + | + | высокий |
3. Лена Г. | + | + | + | + | высокий |
4.Оля Е. | +- | +- | + | + | средний |
5. Лена К. | +- | + | +- | + | средний |
6. Аня М. | + | + | + | + | высокий |
7. Оля П. | - | +- | +- | +- | низкий |
На основе анализа выполненного готового швейного изделия, защиты творческого проекта, итогового контрольного среза была составлена диаграмма, позволяющая определить изменения уровня сформированности общетрудовых умений (читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять машинные швы, выполнять раскрой ткани, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество изделия).
Высокий уровень был выявлен у четырёх учащихся (Катя Б., Оля Б., Лена Г., Аня М.).
Средний уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у двух учащихся (Оля Е., Лена К.).
Низкий уровень сформированности общетрудовых умений был выявлен у одной учащейся (Оля П.).