Безалкогольные газированные напитки и искусственно минерализованные воды разливают в бутылки вместимостью 0,33, 0,5, 1,0 и 1,5 по НТД. Газированные напитки разливают также в бутылки типа II вместимостью 0,8
. Негазированные и слабогазированные напитки разливают в бутылки от 0,25 до 3
. Среднее наполнение бутылок при температуре 20°С должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением +3 %, ±2 % для 0,25
. Бутылки с газированными напитками герметично укупоривают кроненпробками, а с негазированными — алюминиевыми колпачками с перфорацией, полиэтиленовыми пробками, кроненпробками.
Соки фасуют в стеклянную тару, в пакеты из комбинированных материалов на основе бумаги и картона, полиэтилена и фольги, в пакетах из комбинированных материалов на основе алюминиевой фольги и полиэтиленовой пленки.
На каждую бутылку или банку с напитком должна быть наклеена художественно оформленная этикетка с указанием:
1. товарного знака, наименования предприятия-изготовителя и его подчиненности или при отсутствии товарного знака, наименования предприятия-изготовителя (индекса, номера, кода) и его подчиненности; 2) наименование напитка и его типа; 3) вместимость, , 4) даты окончания гарантийного срока хранения (наносится просечкой, штамповкой или другими способами, обеспечивающими четкое прочтение); 5) надписи: «Желательно употребить до указанной даты»; 6) обозначение настоящего стандарта; 7) специального отличительного знака или надписи (с консервантом и др.), 8) энергетической ценности (для диетических напитков и напитков для больных диабетом —
пищевой и энергетической ценности).
На этикетке может быть дополнительно указано: наименование организации ~ разработчика рецептуры и ее подчиненности, краткая характеристика напитка, способ употребления, надписи: «Пейте охлажденным», «Витаминизированный» или др. На бутылки с напитками может быть наклеена кольеретка.
На основании результатов гигиенической экспертизы выдаются гигиенические заключения, которые служат подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства и которые подлежат внесению в Реестр.
Правом осуществлять гигиеническую экспертизу товаровДепартамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской федерации;
2.центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;
5. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в регионах на транс
порте;
6. федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Мини
стерства здравоохранения Российской Федерации;
7. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора федерального управ
ления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохране
ния Российской Федерации.
Продовольственные товары допускаются к реализации после прохождения гигиенической экспертизы и при наличии гигиенического заключения.
Для гигиенической экспертизы и выдачи заключения предприятие направляет в орган, учреждение госсанэпидслужбы, заявку, а также следующие документы для отечественной продукции:
1.краткое описание способа и области применения продукции, товара; 2.протоколы испытаний продукции, товара (при их наличии); 3.другие документы, подтверждающие безопасность продукции;
4. образцы продукции (товаров), необходимые для гигиенической экспертизы; Для импортной продукции (документы страны производителя представляются с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке): 1. документ фирмы-изготовителя, подтверждающий качество продукции (товара); 2.сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченными на то органами и/или сертификат (подтверждение) фирмы-производителя, другие материалы, полученные в стране-изготовителе и подтверждающие безопасность продукции, товара; 3. протоколы испытаний продукции, товаров (при их наличии);
образцы продукции, товаров в количестве, необходимом для гигиенической экспертизы.
Получив заявку и пакет перечисленных документов, учреждение госсанэпидслужбы регистрирует заявку, определяет объем и стоимость работ, заключает с заявителем договор на проведение работ по гигиенической оценке и проводит экспертизу представленных документов и образцов продукции.
Срок проведения гигиенической оценки определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, товара, но не может превышать 2-х месяцев. Для вновь разрабатываемой отечественной продукции, а также при необходимости проведения дополнительных испытаний срок гигиенической оценки может быть увеличен до 3-х месяцев.
По результатам гигиенической экспертизы принимается решение о безопасности продукции товаров.
В случае полного соответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства, центром Госсанэпиднадзора или иным уполномоченным учреждением готовится заключение установленного образца. Заключение подписывают главный государственный санитарный врач Российской Федерации или его заместители, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, регионам, на транспорте, или их заместители.
Срок действия гигиенического заключения определяется органом и учреждением госсанэпидслужбы, выдающим гигиеническое заключение, в зависимости от потенциальной опасности того или иного продукта, товара, исходя из данных, характеризующих санитарно- гигиеническую, эпидемиологическую значимость продукта, товара, особенностей его производства, и составляет:
1. для вида продукции (включая импортную) - до пяти лет;
на опытную партию продукции - до одного года-
2. на партию импортной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации (при отсутствии гигиенического заключения на данный вид продукции данного производителя, оформленного на стадии заключения контракта на поставку), - на срок, не превышающий срока годности данной продукции.
ВОПРОС 4 (№16). Эффективность и конкурентоспособность предприятия
Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.
Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы. Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.
Экономический эффект – это результирующий абсолютный показатель, оцениваемый в стоимостном выражении (речь о эффективности предприятия в целом), годовой экономический эффект- суммарная экономия всех производственных ресурсов. Он основывается на сопоставлении приведенных затрат (ЗП)
ЗП = S+E*K, где S – себестоимость единицы продукции, Е – норматив коэффициент эффективности капитальных вложений (0,15), К – удельное капитальное вложение (в тыс. руб.)
Расчет экономического эффекта Э=()*
Определение годового экономического эффекта Э = ()*
, где
-прирост прибыли.
Конкурентоспособность – уровень удовлетворения конкретной рыночной потребности в сравнении с аналогичными предприятиями, действующими на рынке.
Стратегическая конкурентоспособность – потенциальная способность предприятия конкурировать на конкретных рынках в стратегической перспективе. Стратегическая конкурентоспособность является следствием реализации стратегических программ, разработанных на основе комплексной диагностики и прогноза состояния предприятия, отрасли и конкуренции в ней, а также институциональной среды.
В условиях обострения конкурентной ситуации необходимо отслеживать всё многообразие факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия. Ниже показаны внутренние и внешние факторы конкурентоспособности:
Внутренние факторы конкурентоспособности:
1. Показатели конкурентоспособности продукции: динамика продаж, доля на рынке,цена на единицу продукции в сравнении со среднеотраслевой ценой, объем возврата продукции и принятых претензий к объему продаж.
2. Показатели конкурентоспособности предприятия (ресурсы и бизнес-процессы):
- Основные бизнес-процессы (эффективность исполнения):
Стратегический маркетинг, инновационная и инвестиционная деятельность. Уровень инвестиционной привлекательности, закупки, производство; оперативный маркетинг и сбыт; управление качеством, управление финансами; управление персоналом.
- Социальная значимость: процент занятых на предприятии к числу занятых в экономике территории; имидж предприятия.
- Целевая эффективность: индекс объема продаж по сравнению с «п-3» годом в сопоставимых ценах, доля экспорта в общем объеме продаж, рентабельность активов, рентабельность акций, уровень инвестиций в основной капитал, доля реальных активов в имуществе.
- Технологическая эффективность: рентабельность инвестированного капитала, производительность труда по прибыли, коэффициент оборачиваемость оборотных активов; коэффициент использования производственных мощностей, доля оборотных активов в имуществе.
- Экономическая эффективность и финансовая устойчивость: рентабельность продаж, уровень затрат производства к среднему по отрасли, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент задолженности, коэффициент оборачиваемости и кредиторской задолженности, уровень платежеспособности; коэффициент структуры долгосрочных вложений; доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах.
Внешние факторы конкурентоспособности:
1. Отраслевые и рыночные факторы:
Технико-экономические, технологические и иные показатели, определяющие специфику отрасли, состояние конкуренции в отрасли, интенсивность конкуренции, движущие силы, вызывающие долгосрочные изменения в отрасли, конкурентное положение предприятий, основные факторы успеха в отрасли, оценка привлекательности отрасли.
2. Факторы макросреды:
Государственно-правовые; микроэкономические, технологические, социально-демографические и прочие.
Транспортирование напитков проводят в ящиках, таре-оборудовании и пакетами по ГОСТ 23285 транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.
Напитки хранят при температуре не ниже 0°С и не выше 12°С, а напитки со стойкостью не менее 30 суток при температуре не ниже 0°С и не выше 18°C. Относительная влажность воздуха в складских помещениях должна быть не более 75 %. Фруктовые восстановленные соки хранят в стеклянной таре – 12 мес при 2 до 25С, в пакетах из комбинированных материалов на основе бумаги и картона - от 0 до 25 С асептического розлива - 12 мес, горячим розливом – 6 мес., в пакетах из комбинированных материалов на основе алюминиевой фольги и пленки - от 2 до 10 С горячего розлива – 9 мес.
Качество квасов регламентируется требованиями ОСТ 18-118-82. Все виды кваса — хлебный, для горячих цехов и окрошечный — непрозрачные напитки, при отстаивании в них образуется небольшой осадок из остаточных дрожжей и частиц хлебоприпасов. Хлебный квас имеет коричневый цвет, окрошечный квас характеризуется более светлой окраской. Органолептические показатели квасов бутылочного розлива и напитков на зерновом сырье должны соответствовать требованиям ОСТ 18-118-Напитки и квасы — непрозрачные с незначительным осадком хлебоприпасов.
Органолептические показатели искусственно минерализованных вод должны соответствовать требованиям ОСТ 18-117-82. Напитки прозрачные, без осадка и опалесценции.
Органолептические показатели сухих смесей для напитков оценивают после растворения таблеток или порошков в воде. Они должны полностью раствориться в течение двух минут в холодной воде. Не допускается наличие нерастворимого осадка. При растворении шипучих напитков должен обильно выделяться диоксид углерода.
Органолептические показатели безалкогольных напитков, товарных сиропов, сухих напитков обусловлены особенностями используемого сырья, способом обработки и должны соответствовать требованиям и нормам, установленным для каждого напитка в рецептуре.
Аромат и вкус безалкогольных напитков, концентратов, экстрактов квасов, товарных сиропов и сухих напитков (после их разбавления), искусственно минерализованных вод, кваса и напитков на зерновом сырье определяются органолептически при температуре — 14°С. Оценивают соответствие аромата и вкуса требованиям нормативно-технической документации на готовую продукцию. Цвет, вкус и аромат должны соответствовать цвету, вкусу и аромату исходного сырья.
Хлебные квасы брожения имеют кисловатый освежающий вкус, резкий вследствие насыщения Со2 и выраженный аромат ржаного хлеба. Вкус напитков на зерновом сырье должен быть кисло-сладким с привкусом отдельных компонентов, предусмотренных рецептурой. Аромат — ржаного хлеба. Дополнительно ощущается для соответствующих квасов и напитков аромат хрена, тмина, ванилина, меда и других компонентов, предусмотренных рецептурой.
Вкус искусственно минерализованных вод солоноватый. При наливе в стакан должен обильно выделяться диоксид углерода.
Органолептическую оценку качества безалкогольных напитков и минеральных вод осуществляют по следующим показателям качества: прозрачность, цвет, внешний вид — от 1 до 7 баллов; вкус и аромат — от 6 до 12 баллов; насыщенность С02 — от 2 до 6 баллов.
Требования, предъявляемые к производству искусственно минерализованных вод.
Искусственно минерализованные воды представляют собой растворы солей натрия, кальция и магния в воде, насыщенной С02. К числу искусственно минерализованных вод относятся содовая и сельтерская воды.
Основное сырье — неорганические соли, некоторые из них используются также для приготовления порошкообразных смесей шипучих напитков. Гидрокарбонат натрия (сода), Натрия хлорид, Магния хлорид. Их изико-химические показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 4209.
При производстве искусственно минерализованных вод в отдельных емкостях в горячей воде предварительно готовят рабочие растворы солей. Все растворы тщательно фильтруют и охлаждают до 20°С.
Рабочие растворы солей задают при перемешивании в купажный чан: для содовой — раствор хлорида натрия, затем раствор гидрокарбоната натрия; для сельтерской воды — раствор хлорида натрия, раствор гидрокарбоната натрия, раствор смеси хлоридов кальция и магния. Купаж тщательно перемешивают и выдерживают 18—22 ч при 20—25°С, при необходимости добавляют воду из расчета получения дозы купажа 100 см3 на бутылку 0,5 дм3, перемешивают, фильтруют и направляют на розлив. Перемешивание производится только диоксидом углерода.
Синхронно-смесительным способом готовят напиток, как описано выше, используя растворы солей в качестве купажного сиропа.
Для изготовления напитка с использованием сатуратора периодического действия аппарат заполняют на 1/2 объема охлажденной водой с температурой 4—6°С, затем задают раствор хлорида натрия и после перемешивания в течение 1—2 минут добавляют раствор гидрокарбоната натрия, после чего дополняют сатуратор охлажденной водой до 3/4 объема, подают в него диоксид углерода и содержимое перемешивают 30 минут.
Соотношение воды и растворов солей, задаваемых в сатуратор, должно соответствовать количеству солей, предусмотренному рецептурой.
Процесс газирования ведут при давлении 0,3—0,4 МПа в течение 40—50 минут, после чего вода направляется на розлив, который производится аналогично газированным безалкогольным напиткам.
Дефекты напитков
Основные дефекты напитков связаны с возникновением в них осадков. Нарушение стойкости вызывается причинами биологического и небиологического характера. Биологические помутнения появляются в результате развития различных видов микроорганизмов, которые в напитках могут потреблять сахар, органические кислоты, другие растворимые вещества.
Предотвратить микробиологическую порчу напитков можно путем обеспечения хорошего санитарного состояния оборудования, трубопроводов, применения термической обработки сахарных, купажных сиропов, создания высокой кислотности и степени насыщения диоксидом углерода готового продукта.
Кроме биологических помутнений в напитках могут образоваться осадки коллоидной природы. Коллоидные небиологические помутнения связаны с нарушением стабильности коллоидной системы напитков: дубильных пектиновых веществ и др., а также с химическими реакциями между составными частями продукта.
Предотвращение коллоидных помутнений сводится к устранению причин, их вызывающих, с помощью технологических приемов: умягчение воды, фильтрование компонентов купажа или купажного сиропа, хорошее насыщение воды диоксидом углерода, что уменьшает окислительные процессы, и т. п.
ВОПРОС 2 (№16). Методы балловой оценки качества продовольственных товаров. Порядок разработки балловых шкал.
Метод балловой оценки является одним из наиболее распространенных методов ор-ганолептической оценки, позволяющим провести дифференцированный анализ продовольственных товаров. Результаты оценки выражают в виде баллов по условной шкале с возрастающей последовательностью чисел, каждое из которых соответствует определенной интенсивности того или иного показателя качества. Наиболее удобным методом количественной оценки качественных признаков продуктов, воспринимаемых сенсорно, является метод балловых шкал. Современный уровень исследований качества продовольственных товаров невозможен без сенсорного анализа с использованием научно обоснованных балловых шкал. В сенсорном анализе пищевых продуктов наиболее целесообразно применение 5- балловой шкалы с использованием коэффициентов весомости единичных показателей.При использовании научно обоснованной балловой шкалы и соблюдении других основных требований этого метода получают достаточно объективные, надежные, хорошо воспроизводимые результаты.
Процесс разработки балловой шкалы состоит из следующих этапов:
1. выбор номенклатуры единичных показателей, характеризующих органолептические свойства продуктов;
2. составление схем-таблиц, содержащих словесную характеристику каждого показателя по всем качественным уровням шкалы;
3.назначение коэффициентов весомости показателей;
4.установление критериев для разных качественных уровней (категорий качества) продукции;
5. предварительное обсуждение разработанных элементов балловой шкалы; Двух- и троекратное опробование шкалы на нескольких образцах продукции - этот этап включает в себя оценку в баллах единичных показателей качества с помощью зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых органов чувств, затем расчет комплексных показателей и отнесение продукции к определенной категории качества.
Коэффициенты весомости используются в связи с различной значимостью единичных показателей в общем восприятии товарного качества продукции. Они выражают долевое участие признака в формировании качества продукта и служат множителями при расчете обобщенных балловых оценок.
ВОПРОС 3 (№16). Санитарно-гигиеническая экспертиза.
На продукцию, способную оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации до введения в действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 1998 года № 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 7 августа 1998 года № 1587) необходимо было получить гигиенический сертификат.
Указанным документом гигиенические сертификаты отменены и на замену им введены гигиенические заключения. Однако, выданные ранее (до вступления в силу указанного нормативного акта) гигиенические сертификаты действуют до истечения срока их действия.
Гигиенические заключения выдаются по результатам гигиенической экспертизы продукции и товаров. Гигиеническая экспертиза товаров - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз. В ходе гигиенической экспертизы определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность.для человека.
Внеплановая гигиеническая экспертиза продовольственных товаров осуществляется на основании заявлений от покупателей о недоброкачественной продукции, из-за чего был нанесен вред здоровью людей.