Ленточный громкоговоритель




Реверберация: основные параметры

Ревербератор — устройство или программа, имитирующая эффект реверберации. Реверберация, созданная с помощью таких устройств, называется искусственной, она может выполнять две задачи:

· Создание естественного пространственного эффекта.

· Создание искусственных эффектов, которые не существуют в природе.

При создании эффекта комната изменяется так, что слушатель думает, что звук звучит в определенном пространстве (атмосфере), а не в "сухой" студии звукозаписи.

Основные параметры:

Decay – время реверберации (в секундах и десятых долях секунды)

 

PRE-delay – интервал времени между приходом к слушателю прямого, необработанного сигнала, и моментом появления первого «отраженного» сигнала. Имитирует размеры помещения с учётом месторасположения слушателя. (измеряется в миллисекундах).

Rev-delay - промежуток между ранними отражениями и «хвостом» реверберации. В некоторых процессорах отсчитывается относительно прямого сигнала, в других — относительно ранних отражений.

Early level – уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения. (дБ)

 

Reverb level - уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта. (дБ)

High Color (окрашивание верхних частот) или обрезка высоких. Этот параметр регулирует время затухания ВЧ-составляющей сигнала. Т. о. удаляется «шепелявость», но в то же время сохраняется открытость реверберации.

 

Low Color (окрашивание низких частот) или обрезка низких. Этот параметр регулирует время затухания НЧ–составляющей сигнала. Т. о. удаляется гул, и в то же время сохраняется теплота реверберации.

XOVR (кроссовер) low mid & hi mid (в параметрическом эквалайзере внутри ревербератора) - регулирует низкую и высокую середину и позволяет выбрать частотную область этих параметров, чтобы пригасить реверберацию именно в определенной частотной области.

Diffusion (диффузность) – плотность реверберации. Этот параметр говорит о томкакое количество пиков или провалов наблюдается в частотной полосе 1Гц. Отвечает за расплывчатость реверберации. Когда диффузность большая, реверберация звучит насыщенно. Когда этот параметр низкий (не очень хорошо), эффект реверберации становится дискретным и звук воспринимается как эхо.

 

Density (Size) – характеризует геометрию имитируемого помещения.

Вводится размер помещения либо по диагонали, либо по длине, ширине и высоте. Влияет на pre-delay, а также на частоту повторения ранних отражений, т.е. регулирует плотность ранних отражений.

Mix (Dry&Wet) - параметр, отвечающий за соотношение прямого звука (Dry) и обработанного эффектом (Wet).

Mod (от слова модуляция) - Дело в том, что в естественных условиях реверберация в помещении может постоянно немного меняться в небольших пределах и для того, чтобы убрать механичность звучания электронных ревербераторов применяются Mod rate (Mod speed) и Mod depth - частота (скорость) и глубина этих случайных изменений времени и других параметров реверберации. В некоторых плагинах встречается термин Randomization.

Называются одинаковые функции у различных ревербераторов действительно по-разному (надо же отличаться от конкурентов).

Например, у Bricasti M7 коэффициент для пересчета времени реверберации на отдельных частотах — это " HF RT Multiply " (расшифровывается как High Frequency Reverb Time Multiply)
Аналогично и для других частот. А частота спада в области высоких частот (мягкий обрезной фильтр) управляется параметром Rolloff и Early Rolloff. То есть отдельно для реверберации и ранних отражений.

У t.c.electronic M4000 на передней панели три поворотных регулятора. Один называется Pre Delay, второй - Decay, третий - Hi Decay. Decay, как обычно, измеряется в секундах и десятых долях секунды, а Hi Decay - коэффициент.
Эквалайзер, убирающий уровень на несколько дБ по высоким и по низким частотам у него, соответственно, Hidamp и Lodamp. Видимо, от слова damper.

У другой модели того же производителя t.c.electronic M-one уровень ранних отражений именуется не Early level, а ReflectLev.

Quantec YardStick - вообще большие оригиналы. Вместо Decay там - RT60 ("тонкий" намек на затухание в 60 дб, определяющее время реверберации, согласно всем известной формуле Сэбина).
Коэффициент времени реверберации по высоким и по низким частотам - RT60High и RT60Low.
Вместо XOVR или Crossover частота среза фильтра по высоким и по низким частотам называется Hi Edge и Low Edge.

 

 

Типы ревербераторов

Ревербератор — устройство или программа, имитирующая эффект реверберации. Реверберация, созданная с помощью таких устройств, называется искусственной, она может выполнять две задачи:

· Создание естественного пространственного эффекта.

· Создание искусственных эффектов, которые не существуют в природе.

При создании эффекта комната изменяется так, что слушатель думает, что звук звучит в определенном пространстве (атмосфере), а не в "сухой" студии звукозаписи.

Эхо-камера

Первые эффекты реверберации создавались при помощи реального физического помещения, так называемых эхо-камер. В одном конце комнаты устанавливалась колонка, проигрывающая звук, а в другом микрофон, записывающий этот звук вместе с эффектом реверберации. Эта техника по-прежнему используется, но она требует специальной звукоизоляции комнаты и создаёт одну из главных проблем — это трудность изменения времени реверберации.

 

Пружинный ревербератор (Spring)

Система пружинного ревербератора, использует механоэлектрическое преобразования, для создания вибраций используется пружина, работа крутильными колебаниями. На одном конце пружины установлен преобразователь, а на другом - звукосниматель, который фиксирует колебания, которые появляются по всей пружине, а результат выводится в виде звукового сигнала. Преобразователь создаёт колебания пружины, а звукосниматель захватывает их.

Недостатки: пружина одномерна, звучит не естественно, т.к. пространство трехмерное; имеет характерный звук.

Чаще используют трех пружинный ревербераторы.

 

Листовой ревербератор (Plate)

Система листового ревербератора использует электромеханические преобразования. Для создания вибраций используется большая пластина из тонкого листового металла примерно 1х2м закрепленного в раме на подвесе. С одной стороны преобразователь электромеханический, а с другой стороны механоэлектрический. Звукосниматель фиксирует колебания, которые появляются по всей пластине, а результат выводится в виде звукового сигнала. Ранние модели использовали один звукосниматель, получая моно сигнал на выходе, более поздние модели имеют два звукоснимателя для создания стерео сигнала. Время реверберации и частотную характеристику можно регулировать с помощью поглощающих мягких подушек - дэмферов, сделанных из акустических плиток. Чем ближе поглощающая подушка, тем короче время реверберации. Однако, подушка никогда не касается пластины.

 

Электронный (Магнитный) (Ленточный) ревербератор (Tape)

Самый распространённый ревербератор в 70х-80х годах. Такие устройства по конструкции сильно напоминали обычный катушечный магнитофон, хотя и имели принципиальные отличия. Подаваемый на вход ленточного ревербератора сигнал поступает на записывающую головку, с помощью которой записывается на "бесконечную" магнитную ленту (то есть ленту, замкнутую в кольцо). После этого сигнал считывается с ленты несколькими воспроизводящими головками, расположенными последовательно и рядом друг с другом. При этом количество головок в некоторых моделях могло доходить до нескольких десятков. Для того, чтобы реверберация носила затухающий характер, уровень считываемого с каждой последующей головки сигнала должен быть меньше предыдущего. Сигналы со всех головок воспроизведения смешиваются и поступают на выход устройства. Кроме того, эти же сигналы (уже значительно ослабленные) вновь подаются на записывающую головку вместе с основным сигналом.

Для того, чтобы качество реверберации было более или менее приемлемым, устройство должно обеспечивать довольно высокую скорость движения ленты - 38 см/с - и небольшое расстояние между воспроизводящими головками. В противном случае будет наблюдаться эффект эха с отчетливо прослушиваемыми повторами, что к реверберации никакого отношения не имеет. Как правило ленточные ревербераторы могли работать в обоих режимах (реверберации и эха), так как механизм работы у этих эффектов один и тот же.

Свёрточный ревербератор (Импульсный) (Конволюционный)

Свёрточный ревербератор — это цифровой процессор, моделирующий реверберацию физического или виртуального пространства на основе математической свёртки. В качестве свёртки используется предварительно записанный аудио сэмпл импульсного отклика моделируемого пространства. Процесс свёртки умножает каждый сэмпл звука для обработки (отражений) с сэмплами импульсного файла.

Основная цель импульсного ревербератора состоит в моделировании реального помещения, а именно точное повторение реверберации определённой комнаты или устройства. При создании свёртки помещения в нём устанавливается микрофон или несколько микрофонов (для стерео эффекта), затем производится очень короткий импульс звука (часто электрической искры), микрофон улавливает все эти звуки, как оригинальный, так и отклик комнаты на этот звук (то есть реверберацию). Затем запись импульса очищается и загружается в процессор свертки (в импульсный ревербератор).

В сравнении с другими видами ревербераторов импульсный считается наиболее качественным. Потому как импульсы повторяют все особенности и нюансы помещений в которых они записывались.
То есть если записать свёртку кафедрального собора, а потом этой свёрткой обработать звук, то его звучание будет помещено в этот собор, повторяя все его особенности. Более того, импульсы часто снимаются с дорогих аналоговых ревербераторов, такой импульс способен очень точно моделировать этот ревербератор без необходимости его покупки.

 

Дилей

Виды и параметры, которыми можно управлять Представляет собой несколько повторов сигнала через определённые промежутки времени (также бывает непереодичный дилей)
Виды - slay delay - используетсчя когда нужно не добавлять реверберацию, но сделать какой-либо голос или инструменты объемным и звучащим не сухо. Время повторения 100-120 милисекунд - очень быстрый и частый дилей, подобие реверба, но без длинных хвостов
Slapback delay - быстрое неоднократное повторение
Ping-pong delay - в разных каналах
Dynamic delay - зависимость в громкости (сначала громкая фраза, потом тише например)
echo - от классического дилея отличается тем, что что здесь речь идет о расстоянии и скорости звука (за какое время успевает отразиться и прифцти обратно), имитация реального отражения от каких либо повехностей, возможно изменение тембра(например потеря высоких частот) время между повторами - дилей(так и называется) Имеряется либо в миллисекундах, либо в долях такта - например 1/2 - 2 повторения, 1/8 - 8 повторений.
Бывает триоль host - выставить определенный темп под клик(с указанием количества отражений на доли такта)
BPM - определённое количество ударов в минуту
Tap - набить ритм в ручную
Dry/wet (mix) - соотношение между сухим и обработанным сигналом (громкость отражений по сравнению с основным сигналом)
Feedback - Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора.
HiPass - фильтр чтобы обрезать низкие частоты пропуская лишь высокие частоты
LoPass - фильтр чтобы отрезать высокие частоты пропуская лишь низкие частоты. Субъективно дальше без реверберации в поп музыке
Как работает фидбек - сигнал от входа раздваивается верхняя ветка - сигнал необрапботанный через регулятор уровня на сумматор(микс) и потом на выход суммируется он с сигналом обработанным - сам сигнал попадает линию задержки через сумматор(доп ветка с регулятором уровня и есть обратная связь)
Modulation - depth - глубина модуляции (насколько сильно выражена)
Rate - частота повторений
Groove - лубина и частота - внесение случайных изменений для создание дикости. Меняется время между колебаниями
LoFi - имитация старинных дилеев или дешевой аппаратуры (винтаж)
Analog - имитация аналоговых дилеев. добавление нечетных гармоник(сатурация)

 

Хорус и флангер

Хорус (chorus) - это эффект, имитирующий многоголосое исполнения с помощью копирования и небольшого изменения исходного звука. Хорус просто несколько раз воспроизводит поданный на вход звук с разной задержкой, панорамой, громкостью и питчем.
Хорус создаёт эффект хора, т.е. на эффект подаётся к примеру 1 звук гитары из которого получается некое подобие того, что звучит не одна гитара а несколько сразу. Хорус немого панорамирует, изменяет громкость, модулирует (немного изменят питч (тон) звука) и задерживает голоса (копии). В результате чего звук получается мягче.
Эффект хорус очень часто используется для небольшого утепления и расширения звука, не совершенство эффекта в том, что сымитировать полноценное многоголосое звучание, как правило, не удается. Но всё ровно эффект получил очень широкое распространение и очень часто применяться для вокальных, гитарных, синтезированных партий и т.п.
Принцип работы этого эффекта состоит в небольшой задержке сигнала - обычно на 10-30 миллисекунд (мс). Когда затем задержанный сигнал смешивается с основным, получается эффект, подобный одновременному звучанию двух инструментов. Некоторые устройства также слегка сдвигают высоту звучания для более яркого проявления эффекта хоруса Эффект хоруса применяется очень часто, его можно услышать в тысячах композиций.

Флэнжер - звуковой эффект или соответствующее устройство. Напоминает «летящее» звучание.
Аналоговые флэнжеры более активно применялись для придания оригинального звучания отдельным инструментам;
Цифровые флэнжеры использовались для обработки вокальных партий.
И в тех, и в других устройствах реализован один и тот же принцип действия. Поступающий звуковой сигнал вначале разделяется на два потока. Один остается без изменений, а второй передается на линию задержки. Затем, при помощи LFO (генератора низких частот), эти два потока смешиваются между собой и при помощи устройства обратной связи (feedback) передаются на воспроизводящее устройство, например, активные акустические системы. Обработанный таким образом сигнал очень напоминает звук взлетающего реактивного самолета.

До появления цифровых систем обработки аудиосигнала для достижения эффекта флэнжера использовались весьма оригинальные способы. Например, во время концерта несколько акустических систем размещали на разном расстоянии от слушателя и включали в определенной последовательности. Благодаря этому возникало ощущение приближения или удаления звука. В студиях часто между источником сигнала и записывающим устройством помещали обыкновенный вентилятор. Звуковая волна отражалась от вращающихся лопастей вентилятора, создавая при записи необходимый эффект.

По принципу работы схож с хорусом, и отличается от него временем задержки (5—15 мс) и наличием обратной связи (feedback).

 

5. Спектральная обработка: эксайтер и энхансер

Спектральные процессоры звуковых сигналов предназначены для изменения тембра звука музыкальных инструментов и вокальных исполнителей путем преднамеренного изменения его спектрального состава в соответствии с художественным замыслом звукорежиссера. При спектральном преобразовании искажения могут создаваться в виде гармоник и субгармоник, которые отсутствовали в исходном звуковом материале. Искажения могут вноситься в звуковых полосах и для отдельных музыкальных инструментов или солистов. Они могут создаваться и во всем звуковом диапазоне. При этом может меняться частотный и амплитудный состав обертонов музыкальных звуков.
При спектральной обработке звуковых сигналов создаются обертона (гармоники), которых не было. Таким образом, спектральное преобразование- это принципиально нелинейный процесс.
Нередко приходиться использовать спектральную коррекцию для восстановления динамики музыки в области высоких частот, нарушенной при компрессировании.
Применение спектральной обработки в отношении музыкального инструмента по своей природе не имеющего обертонов, может вызвать весьма неожиданный и чаще всего неприятный эффект.
Поэтому такие процессоры имеют достаточно узкую сферу применения.
К спектральным процессорам звука относятся эксайтеры, энхансеры, виталайзеры, спектралайзеры и многие другие. Их названия большей частью являются брендом фирмы-изготовителя. К спектральным процессорам следует также отнести заполонившие в последние годы музыкальный рынок различного рода имитаторы звука магнитной фонограммы и имитаторы звука лампового усилителя.

Звуковой процессор под названием Aural Exciter разработала и запатентовала компания Aphex. В настоящее время под этим брендом понимается алгоритм нелинейной обработки звуковых сигналов, служащий, главным образом, для восстановления микродинамики звуковых сигналов в диапазоне частот выше 1…2 кГц. Это достигается путем генерирования и подмешивания к сигналу дополнительных гармоник, чаще всего, второй. В зависимости от того, какие гармоники добавляются, какого они уровня и фазы, меняется тембр и динамика звука, ему придается теплота и насыщенность. Особенно часто такая обработка применяется при записи вокала.
Эксайтеры различных моделей отличаются очень сильно как по алгоритмам спектральной и частотной обработки звуковых сигналов, так и по техническим возможностям. Часто в состав эксайтера входит и энхансер. Хотя вводимые при спектральной обработкегармоники достаточно низкого уровня, изменение тембра звучания заметно сильно и на средних и на высоких частотах. При этом частотный баланс не нарушается. Эксайтер только увеличивает интенсивность гармоник высоких частот, без ухудшения отношения сигнал/шум.

Энхансер – это алгоритм усиления гармонический искажений в области высоких частот с введением и без введения дополнительных гармоник не высокого уровня. В отличие от эксайтера в этом алгоритме часто производится сдвиг фазы или задержка компонентов стерео сигнала с последующем их подмешиванием к исходному сигналу. Это расширяет стереобазу и улучшает локализацию инструментов микса. Такой алгоритм работы называют «Пространственный энхансер» Современные энхансеры могут быть двухкнальными и тогда они содержат дополнительный спектральный процессор субгармоник, действующий в диапазоне 20….120 Гц. С его помощью синтезируются субгармоники на октаву ниже частоты основного тона. Такой энхансер часто входит в состав эксайтера. Существуют энхансеры, которые прямо не добавляют новых гармоник, но проводят динамическое выравнивание и сдвиг фазы сигнала. На практике это означает, что в сигнал добавляются усиленные верхние частоты.
Существуют моно и стерео энхансеры. Управление сходно. Уровень сигнала отображен на дисплее, есть регулятор «drive», при помощи которого подбирается необходимый уровень. Пользователь решает, на какую часть аудио спектра должны влиять гармоники - только на верхний край или вниз до середины.

 

6. Эффекты тремоло, вибрато

Тре́моло в переводе с итальянского означает «дрожащий». Это приём игры на струнных, клавишных, смычковых и духовых музыкальных инструментах, при котором делается быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия. На смычковых инструментах преимущественно применяется тремоло на одной ноте, происходящее от быстрого движения смычка вверх и вниз. Тремоло из двух чередующихся нот, называется тремоло-легато. Тремоло является основным приемом игры на мандолине, домре и балалайке. На слух этот эффект воспринимается как дрожание звука.
В электронной музыке тремоло рассматривается как частный случай амплитудного вибрато и имитируется с помощью амплитудной модуляции. В отличие от вибрато, у тремоло относительно высокая частота вибрации (10…12 Гц), максимальная глубина модуляции достигает 1, а модулированное колебание имеет импульсный характер.
При амплитудной модуляции (АМ) амплитуда Ao периодического колебания с частотой F, называемого несущим, изменяется по времени под воздействием другого периодического колебания с более низкой частотой Fmd и меньшей амплитудой Amd. В радиосвязи несущее колебание всегда является синусоидальной функцией с частотой значительно выше, чем максимальная частота спектра модулирующего сигнала. В аудиотехнике при создании звуковых эффектов широкополосный периодический звуковой сигнал выполняет функцию несущей частоты и модулируется низкочастотным периодическим звуковым колебанием с частотой обычно ниже звукового диапазона. Глубина модуляции может меняться от 0 до 1. При максимальной глубине модуляции амплитуда боковых составляющих спектра вдвое меньше амплитуды несущего колебания. В зависимости от идеологии исполнения модулятора в спектре может быть еще и составляющая спектра модулирующего колебания Fmd.
Амплитудная модуляция в аудиотехнике отличается тем, что слышны все составляющие спектра модулированного колебания, и ее слуховое восприятие существенно зависит от особенностей слуха человека. При частоте модуляции ниже 20 Гц составляющие спектра АМ из-за нелинейности слуха воспринимаются как биения нескольких частот. Поэтому одновременно слышны тоны с частотами Fmd, 2Fmd и несущая частота F.
Звучание биений является консонансным, если разность между частотами, их создающими, меньше 0,1 Wkb. Оно становится диссонансным, когда разность частот приближается к величине 0,25 Wkb, они звучат в унисон, когда разность между этими частотами меньше 0,03 Wkb. В диапазоне от 20 до 500 Гц Wkb примерно равна 100 Гц, поэтому консонансное звучание АМ возможно при частотах модуляции ниже 15 Гц, и выше 3…4 Гц.. принцип формирования звукового эффекта «тремоло» - на вход подается звуковой сигнал и далее он разделяется на два канала. В каждом из них можно регулировать уровень с помощью регулятора уровня (РУ). Канал, в котором производится амплитудная модуляция звукового сигнала, при описании программных модулей называется wet out. Канал, в котором сигнал проходит без изменений, - называется dry out. Для создания эффекта «тремоло» в канале wet out производится почти 100% АМ звукового сигнала, при которой спектральные составляющие боковых полос максимальны. При суммировании сигналов обоих каналов их уровни подбираются таким образом, чтобы глубина АМ выходного сигнала сумматора не превышала 5…10%. процесс имитации эффекта «тремоло» - сигнал в канале wet out со 100% АМ и его спектр. такой сигнал имеет ярко выраженный импульсный характер. В качестве звукового сигнала (несущая) и модулирующего использовались сигналы треугольной формы. Спектр несущего колебания в этом случае состоит из большого числа убывающих по амплитуде гармоник. Когда модулирующий сигнал тоже широкополосный в промежутке между гармониками спектра несущего колебания возникает множество боковых составляющих с и интервалом, равным Fmd, и спектр становится почти сплошным. Из-за широкого спектра модулирующего колебания в спектре АМ сигнала происходит перекрытие составляющих боковых полос.

Вибрато в переводе с итальянского языка означает – вибрация, колебание, Как музыкальный прием, использование вибрато обогащает тембр звучания, придает ему особую окраску, динамичность и эмоциональную выразительность. Вибрато- это прием исполнения на струнных музыкальных инструментах с грифом, духовых инструментах и естественное свойства голоса певца, при котором происходят периодические изменения звука по высоте, громкости и тембру. Вибрато на струнных инструментах достигается путем равномерного колебания пальца левой руки на прижатой им струне. На духовых инструментах вибрато создается легким открыванием - закрыванием клапанов. Певец формирует вибрато пульсацией воздушного давления. На слух вибрато воспринимается как завывание звука.
В технике исполнения вибрато всегда преобладает какой либо один параметр (высота, громкость или тембр), поэтому в электронной музыке различают частотное, амплитудное и фазовое вибрато. Соответственно они имитируются с помощью частотной, амплитудной и фазовой модуляции. Во всех этих случаях вибрато в той или иной мере расширяет спектр звукового сигнала и делает его более динамичным. Наиболее часто используется частотное вибрато. При гармонической частотной и фазовой модуляции принципиальных различий между ними нет, хотя их реализации отличаются достаточно сильно. Если же модулирующий сигнал является широкополосным, то структура модулированных колебаний ЧМ и ФМ различна. Например, при П-импульсной форме модулирующего сигнала в случае ЧМ в модулированном сигнале периодически скачками меняется частота несущей (рис.4.6.), а в случае ФМ частота остается постоянной, а периодическими скачками меняется фаза колебаний. В радиотехнике при частотной модуляции несущая частота является гармоническим колебанием, а модулируется сложным сигналом. В аудиотехнике при формировании звуковых эффектов– несущей является широкополосный звуковой сигнал, который модулируется периодическим сигналом не обязательно синусоидальной формы.
При гармонической ЧМ спектр модулированного колебания состоит из бесконечного числа боковых частот, расположенных попарно симметрично относительно несущей частоты с интервалом равным частоте модуляции.
Составляющие спектра боковых полос вблизи несущей частоты, определяемые функцией Бесселя, имеют примерно равные амплитуды и определяют полосу частот модулированного колебания.
В спектре составляющие нижней боковой полосы могут стать отрицательными. Это значит, что происходит отражение спектра от нулевой частоты, и отрицательные частоты становятся положительными, со своими амплитудами и фазами, и они могут совпадать по частоте с другими составляющими спектра
В программном модуле Vibrato на экране дисплея графически рисуется форма одного периода модулирующего колебания. Девиация частоты устанавливается косвенным образом числом полутонов, от 0 до 24. Один полутон в музыке равен 1/12 октавы.
При имитации вибрато в качестве несущего колебания можно использовать сигналы треугольной формы, у которых большое число медленно затухающих гармоник. Индекс частотной модуляции выбирается небольшой, чтобы ЧМ была близка к АМ. В спектре вибрато около каждой гармоники звукового сигнала образуются боковые полосы с частотным интервалом между составляющими 10 Гц.

 

7. Динамическая обработка, общая классификация

 

8. Компрессор


Компрессор – прибор, сужающий динамический диапазон сигнала. Он уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише. Он после определенного порога снижает уровень громкости того сигнала, который выше этого порога, что делает отдельные слишком громкие звуки тише.
Основные параметры:
• Input Gain (входная чувствительность).
• Threshold (порог срабатывания).
• Ratio (коэффициент сжатия).
• Knee («колено», способ изменения волны при срабатывании).
• Attack (атака, скорость срабатывания).
• Release (спад, длительность затухания компрессии).
• Output Gain (выходная чувствительность).


Input gain регулирует уровень входящего сигнала.
Threshold – порог срабатывания компрессора, все звуки, превышающие по громкости этот порог будут обрабатываться компрессором. Напрямую связан с первым параметром, тк если сделать общую громкость сигнала тише, то меньшее кол-во сигналов превысит порог срабатывания компрессора и наоборот, если общую громкость сигнала сделать громче, то и порог срабатывания превысит большее количество сигналов превысит порог срабатывания.
Ratio – коэффициент сжатия. Чем больше коэффициент, тем сильнее будет компрессия, превышающий звук будет сильнее подавляться. Выражается дробью, например 2:1 (2 к одному). При таком значении параметра ratio громкость сигнала, превышающего параметр threshold, уменьшится в 2 раза.
Knee (выражается в ДБ) – «колено компрессии». Позволяет изменять плавность перехода звуковой волны во время срабатывания компрессии. При жестком переходе на графике звукового сигнала будет резкий перегиб графика. При мягком переходе на графике переход будет виден закруглённым, а сам переход будет плавным.
Attack – время срабатывания компрессора. Время между превышением treshold и достижением установленного ratio. То есть время, за которое сигнал, превысивший порог срабатывания достигнет заданного порога сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет сжатие звукового сигнала.
Release (восстановление) – спад компрессии. время, когда звук остается на уровне, которого мы достигли применяя компрессор, до спада сигнала. Чем дольше время спада, тем дольше удерживается компрессия, после возвращения сигнала на уровень ниже значения threshold. Если attack – задержка перед срабатыванием компрессора, то release задержка перед затуханием сигнала. Если это значение слишком большое, то компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние перед следующем превышением порога срабатывания.
Output gain (иногда обозначается просто как Gain) – выходная чувствительность. После сжатия сигнала появился «запас громкости», этот параметр позволяет поднять общую громкость дорожки.

 

9. Лимитер, максимайзер
Лимитер – жесткий ограничитель уровня сигнала выше установленного уровня (выше порога Threshold). Это полезно для того, чтобы подобрать отдельно выскочившие пики сигнала в момент либо атак сигнала, либо, если у нас за всю песню несколько таких пиков (4-5) выше определенного уровня и еще больше поджать динамический диапазон. В отличии от компрессора, который работает на дорожках, лимитер может работать на группе инструментов. Это крайняя степень компрессора с максимально возможным ratio, максимально возможным сжатием. Кроме того, у лимитера выставляются, как правило, предельно короткое время атаки и релиза (не больше 10мс, а порог достаточно высокий.

Максимайзер (предельно прост в использовании) – двухручечный прибор. Он, как правило, автоматически поднимает уровень сигнала сам, в отличии от лимитера, который поднимает вручную. У максимайзера, как правило, есть два регулятора: регулятор уровня Threshold (на сколько мы опустили уровень Threshold, на столько же он автоматически поднимает Gain, т.е. количество добавленных Дб по выходу равно уровню Threshold, но это приводит к перегрузкам и трещащему звуку, для этого есть вторая ручка) и Ceiling (потолок) – эта ручка действует в противовес автоматическому поднятию гейна, опускает подъем гейна на столько Дб, которое указано в Трешолде (например, мы опустили потолок на 2-3 Дб и они вычитаются из гейна).

 

 

10. Гейт, экспандер

Экспандер – увеличивает динамический диапазон. Как и компрессор, бывает двух видов:

· Экспандер вниз (основной вид) – делает еще тише тихие звуки. Имеет те же ручки управления, что и у компрессора, только степень сжатия в обратную сторону. Если у компрессора 2 к 1, 3 к 1; у экспандера 1 к 2, 1 к 3 и т.д. Применяется для того, чтобы делать чуть тише шум в паузах; слегка приглушать послезвучие/сустейн от некоторых музыкальных инструментов, которые долго тянутся (увеличение динамического диапазона за счет погашения чуть тихих звуков, ниже установленного порога Threshold).

· Экспандер вверх. Его назначение – попытаться чуть-чуть исправить (разжать) пережатый компрессором сигнал. Но вернуть сигнал до первоначального уровня практически невозможно. Он делает громкие звуки еще громче.

Гейт («ворота») – крайняя разновидность экспандера вниз. Если уровень сигнала меньше порога, то он его не пропускает вообще (Gait закрыт), дальше гейта сигнал не проходит. Как только сигнал начинает превышать порог, Gait открывается и сигнал продолжает идти дальше по цепи. Первоначально (еще в аналоговую эпоху) использовался для задавления шума в паузах. Потом поняли, что шумодав из него никакой. Если шум какое-то время не меняется, у нас наступает инерция восприятия, мы перестаем обращать на него внимание, но, если мы будем пытаться задавить шум в паузах, уровень шума постоянно будет меняться из-за не задавленного шума в полезном сигнале. Gait быстро приспособились использовать в художественных целях, в частности при обработки инструментов с острой атакой, для различных художественных эффектов с ударной установкой, в эстрадной музыке.

Экспандер и Гейт – гораздо заметная на слух обработка, нежели компрессор. С ними нужно быть осторожными. Чтобы сделать их более незаметными и естественными, есть регулировка Range (диапазон). Величина ослабления сигнала, когда гейт закрыт, может быть установлена данным параметром. Часто этот параметр установлен на полное подавление, то есть сигнал не проходит через гейт, когда он закрыт. Но в некоторых случаях полное ослабление может не устраивать, и диапазон может быть изменён. Range делает тише тихие звуки, но самые тихие звуки оставляет практически без изменений.

Также у него есть еще одна регулировка – Hold (удержание гейта закрытым). Это временная характеристика. Позволяет определить количество времени (мс), которое гейт останется открытым после того, как уровень сигнала упадёт ниже порогового уровня. Не позволяет быстро повторно открываться гейту. Это полезно, если в фонограмме присутствуют короткие паузы между словами, если эти паузы будут удалены - возможно появление резкого прерывистого звука.

В гейтах нередко реализован гистерезис, то есть эти гейты имеют два пороговых значения. Одно для открытия гейта, а другое устанавливается на несколько дБ ниже, для закрытия гейта. Это значит, что после того, как уровень сигнала упал ниже порога закрытия, то для того, чтобы гейт открылся, сигналу необходимо будет подняться до порога открытия, который на несколько дБ выше, так что сигнал, который колеблется и постоянно пересекает порог не открывает гейт, и не стучит. Большее время удерживания (Hold), описанное выше, также помогает избежать стука.

Flip (переворот) - заставляет гейт работать в обратную сторону - открываться при закрывающем сигнале и закрываться при открывающем.

 

11. де-ессер и де-поппер

Вид частотно динамической обработки

Де-эссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.

Компрессия разделённых полос реализуется при помощи разделения кроссовером сигнала на «шипящие частоты» и прочие. Первые отправляются на сжатие компрессором, вторые проходят беспрепятственно. Затем обработанный и необработанные сигнал смешиваются.

Основные параметры, как и у компрессоров.

Также есть возможно выбора параметров bell и shelf, их можно менять от желания и задач, так же можно регулировать частоту срабатывания.

Де-поппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.

По сути де-эссер и де-поппер работают по одному и тому же принципу.

 

12. Эквалайзеры, общая классификация

Эквалайзер – это аналоговый или цифровой прибор, предназначенный для амплитудно-частотной коррекции сигнала. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких частотных фильтров. Это позволяет изменять уровень различных частотных диапазонов в зависимости от настройки фильтров

 

Виды:

Шельфовые

Фильтры

Параметрические

Графические

 

Графические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с фиксированной центральной частотой и добротностью, а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: