Эти простые и понятные рекомендации помогут 9-классникам справиться с заданием С2.1
1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии и т.д.
А также нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
2. Как может быть сформулирована тема сочинения?
Темы сочинения могут быть сформулированы примерно так:
- Роль антонимов в речи
- Роль синонимов в художественном тексте
- Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространённые предложения?
- Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
- Почему не всегда ставятся запятые перед союзными словами?
- Когда мы ставим запятые в предложениях с определениями?
- Роль однородных членов в речи
- Разряды и функции частиц в русском языке
- Зачем нужны повторы в письменной речи?
- Зачем придумываются новые слова?
- Диалог и прямая речь. Их роль в языке
- Роль цитат в речи
- Роль архаичных слов в речи и т.д.
3. Как сформулировано и оформлено задание С2.1?
В демонстрационном варианте экзаменационного теста 2011 года задание С2.1 выглядит следующим образом: иллюстрация
Далее такой текст:
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А.Лиханова.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.
Приводя примеры, указывайте номера нужных пре дложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащейАнтону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|
Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
Остановимся на них подробнее.
4. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4)
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – доказательства + примеры
3. Заключение - вывод
5.Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
Рассмотрим несколько вариантов вступления.
Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.
|
Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.
Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
6. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство). См. критерий С1К1.
Помните, что функции должны быть разные! Например, ТИРЕ имеет две функции: оно используется для разделения членов предложения и для выделения.
|
Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую (на примере темы сочинения из ДЕМО-2011):
1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется тире в предложении;
2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых вы сможете проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.
Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
7. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;
• пример без указания на функцию не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался».
Или предложение заключается в скобки.
Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться".
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении ….
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует ….
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использована …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….
Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.
Например, так: Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: "пара".
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что …и т.д.
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Образец 4. Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Образец 5. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
Образец 6. Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).
Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац - вывод.
10. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.
Хочу заметить, что выпускнику, умеющему рассуждать и излагать свои мысли, уложиться в 50 слов будет сложно! Таким ученикам объём сочинения можно увеличить ориентировочно до 250 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
11. Про почерк
Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.
Материал к сочинению на тему "Зачем нужно многоточие?"
Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (задание С2.1).
1. Что такое многоточие?
Многото́чие (…) — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.
2. Из истории
В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».
3. Цитата
Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов… (Владимир Набоков)
4. Употребление
В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
а) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи.
Например:
* — Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили? (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).
б) в начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.
Например:
* Мышь не удостоила его ответом и торопливо продолжала: «…Нашёл это благоразумным и решил вместе с Эдгаром Зтелингом отправиться к Вильгельму и предложить ему корону.» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»).
в) д ля обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями.
Например:
* Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин «Дубровский»).
г) в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки. Вот так: [...]
Например:
* Исходный текст А. С. Пушкина: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата». Пример с цитатой: Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата».
д) для обозначения интервала значений.
Например:
* Труба длиной 5…10 м.
* Температура −5…+10 °C.
Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..».
Например:
* Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить… (М. Булгаков. «Собачье сердце»).
* Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).
Материал к сочинению-рассуждению на тему "Зачем нужно тире?"
Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему "Зачем нужно тире?"
1. Что такое тире?
Тире ́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.
2. Использование тире в русском языке:
а) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки: А гений и злодейство — две вещи несовместные.
б) на месте пропущенных членов предложения и их частей: Всё лучшее — детям.
в) в значении «от — до»: поезд Москва — Севастополь; весна — осень; за первые десять — пятнадцать лет
г) между именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т.п.: уравнение Менделеева — Клапейрона; матч Каспаров — Карпов
д) между именами нарицательными, сочетание которых служит определением: отношения учитель — ученик; проблема производство — человек — природа
е) для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения (обычно обстоятельств): И опять побрёл по улице рикша — на этот раз к отелю.
ж) в стилистических целях после союзов и их сочетаний с частицами: …прилегла на камень и — уснула
з) для подчёркивания противопоставления: Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне — бросаться в многопенный вал, / Вам — зеленоглазою наядой / Петь, плескаться у ирландских скал.
и) в вопросительных предложениях: Парапсихология — это трюк или реальность?
к) между однородными членами при пропуске противительного союза: знание законов не желательно — обязательно
л) между однородными членами для обозначения резкого и неожиданного перехода: Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне.
м) перед обобщающим словом: И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской.
н) после перечисления, если им предложение не заканчивается: Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры.
о) при интонационной паузе: Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
п) для обозначения прямой речи: — Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол-Кунац, — менее всего подобает человеку.
р) в бессоюзном сложном предложении: Хотел рисовать - кисти падали из рук.
с) для указания диапазонов значений: 1941—45 гг., 30—40 граммов
Материал к сочинению на тему "Зачем нужны вводные слова?"
1. Что такое "вводные слова"?
Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.
Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.
Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.