Макроэкономическая стабильность




Институты

Современная рыночная экономика – весьма сложный общественный организм,для существования которогонужны твердые институциональные гарантии.К наиболее важным из них относятся:

а) гарантии частной собственности;

б) гарантии соблюдения контрактов (в том числе эффективная судебная система);

в) гарантии правопорядка (защита предпринимателей от рэкета, произвола чиновников, незаконных забастовок и т.п.);

г) эффективная защита прав потребителей и клиентов (качество пищевых продуктов; качество медицинских услуг; защита от мошенничеств со стороны банков, финансовых пирамид и т.п.);

д) защита конкуренции и ограничение монополий (антитрестовские законы, регулирование естественных монополий и т.д.).

Выравнивание доходов

Рыночная система по своей природе обладает следующими особенностями:

а) она обеспечивает максимально возможное удовлетворение спроса потребителей при заданных ресурсных ограничениях, но никак не влияет на формирование самих потребностей; если эти потребности неприемлемы с точки зрения общества, она все равно будет максимизировать их удовлетворение. В частности, она совершенно индифферентна к социальному равенству или неравенству, и не содержит никаких механизмов, ограничивающих неравенство;

б) в отличие от демократической политической системы, где голоса всех граждан равны, в рыночной системы потребитель голосует деньгами, поэтому естественно ожидать, что большинство решений производителей товаров и услуг будет ориентироваться на нужды тех, кто обладает большим доходом;

в) в рыночной системе состоятельные лица обладают явными стартовыми преимуществами в конкурентной борьбе (в частности, у них больше шансов не разориться при том же риске), поэтому она в общем и целом способствует усилению имущественного и социального неравенства (тому, что со временем богатые становятся богаче, а бедные беднее).

В силу указанных причин демократическое государство обязано принимать действенные меры для сдерживания этой тенденции, вводя прогрессивные налоги, расширяя систему социальныхгарантий и т.д.

Перераспределение ресурсов за счет уменьшения выгод перелива

Выгодами перелива (экстерналиями) называется пользование благами от выпуска товара или услуги лицами, не заплатившими за них, издержками перелива – потери тех, кто не приобретал товара и не пользуется связанными с ним благами.

 

[Пример выгод перелива: фермеры, внедряющие новые сорта, несут большие затраты по модернизации техники и технологии производства, ноих доходы остаются весьма скромными, поскольку основные преимущества от использования новых сортов получают крупные компании агробизнеса, являющиеся монополистами на соответствующих рынках.

Пример издержек перелива: компании, загрязняющие окружающую среду, и не предпринимающие никаких действий для устранения нанесенного обществу ущерба].

 

Наличие как выгод, так и издержек перелива приводит к искажению «сигналов», которые рынок передает продавцам и покупателям, а вслед за этим – к перераспределению ресурсов (труда, капитала, предпринимательского таланта и др.) между отраслями и видами деятельности. В результате одни продукты производятся в объеме, явно превышающем оптимальный, другие – в явно недостаточном количестве.

 

При наличии издержек перелива государство, чтобы устранить их искажающее действие, может поступить следующим образом:

а) ввести законодательные ограничения (например, экологические стандарты на применяемые технологии и производимые продукты);

б) ввести особые налоги (плата за загрязнение и т.п.).

 

При наличии выгод перелива оно может поступить так:

а) увеличить спрос, субсидируя покупателей (примером могут служить продовольственные талоны для семей, живущих за чертой бедности, другие виды льготных продаж нерекламного характера);

б) субсидировать производителей (например, предоставляя фермерам льготные кредиты, снижая им налоги и т.п.);

в) взять на себя функцию производителя (см. ниже раздел по квазиобщественным благам).

Общественные блага

Все товары и услуги, обращающиеся на рынке, отвечаютследующим важнымтребованиям:

а) они делимы, благодаря чему становится возможнымих индивидуальное потребление;

б) к ним применим принцип исключения, согласно которому пользоваться благами того или иного товараможет лишь тот, кто заплатил за него.

Если эти условия не выполняются, производство товара или услуги в рамках рыночной системы невозможно; данную функцию может выполнять только го­сударство.

 

Общественные блага неделимы, то есть их выпуск производится лишь очень крупными единицами, исключающими индивидуальное потребление. Примером могут служить такие услуги, как национальная оборона (армия защищает или не защищает все население страны, эта услуга неделима) или поддержание правопорядка (все пользуются благами безопасности).

Для общественных благ в силу их неделимости неизбежно возникает «проблема безбилетника», то есть невозможности исключить из пользования ими тех, кто не заплатил.Следовательно, в отношении этих благ не существует и не может существовать никакой функции спроса (чем выше цена – тем ниже спрос), а значит, невозможно и определение рынком равновесного (оптимального) объема их производства.

Квазиобщественные блага

Существуют товары и услуги, в отношении которыхиндивидуальное потребление вполне возможно, применим к ним и принцип исключения; но выгоды переливанастолько велики, что их выпуск частными фирмами или вовсе невозможен, или возможен лишь в крайне ограниченном объеме. Их называют квазиобщественными благами, и соответствующей деятельностью вынуждено заниматься государство.

 

[Примеры: начальное и среднее образованиеважно прежде всего для общества в целом(например, работодатели существенно экономят на обучении персонала); выгода, которую получает отдельный человек, явно недостаточна для того, чтобы он оплачивал эту услугу в полном объеме. Строительство автострады также выгодно для экономики страны в целом, но его невозможно профинансировать, взимая плату лишь с водителей – то есть с тех, кто непосредственно ездит по ней. Это значит, что если бы среднее образование или строительство дорог было отдано в частные руки, до сих пор большая часть населения оставалась бы неграмотной, а качество дорог было бы таким, что возможности пользоваться автомобилем были бы крайне ограниченными].

 

К наиболее важным видам квазиобщественных благ относятся:

а) начальное и среднее образование;

б) базовое медицинское страхование;

в) базовое пенсионное и социальное страхование;

г) транспортная инфраструктура;

д) экологические проекты.

 

Развитие этих направлений деятельности государства приводит к мощному перераспределению ресурсов от отраслей и видов деятельности, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей к тем, которые удовлетворяют общественные потребности. Этому движению со стороны ресурсов соответствует движение со стороны налогов; их общее увеличение означает то же самое – перераспределение части личных доходов в пользу государства.

Макроэкономическая стабильность

Рыночная система сама по себе нестабильна, то есть встроенные в нее регуляторы совокупного спроса и предложения не обеспечивают равновесия объемов выпуска, доходов, зарплаты и цен на оптимальном, а иногда и просто на приемлемом уровне. Чтобы не допускать глубоких спадов, длительных депрессий и высокой инфляции, государство обязано:

а) гибко изменять объем государственных закупок, налоговых поступлений и социальных трансфертов таким образом, чтобы при необходимости совокупный спрос былуменьшен или увеличен на величину, достаточную для стабилизации объема ВВП;

б) контролировать ставку процента и предложение денег банковской системой так, чтобы не допускать, с одной стороны, высокой инфляции, с другой – значительного снижения объема частных инвестиций.

Первая задача входит в функции правительства, вторая – Центрального банка. Чтобы успешно ее выполнять, масштабы их финансовых возможностей должен быть сопоставим с масштабами экономики в целом: государственные доходы и расходы должны составлять до 30–35% ВВП и более, активы ЦБ – до 20–25% активов всей банковской системы.

Таким образом, оптимальный объем государственных расходов (а значит, и общая сумма взимаемых налогов) должны определять исходя не только из объема требуемых общественных и квазиобщественных благ, но и альтернативных издержек макроэкономической нестабильности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: