РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ




РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Эволюция психики

Филогенез – это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции, например, развитие человечества.

На первом этапе эволюции психики у животных сформировались и получили развитие сенсорные (лат. sensus – ощущение) процессы. В результате был усовершенствован их двигательный аппарат. Постепенно происходило формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Одновременное развитие получили органы чувств (обоняние, зрение, слух и др.), позволяющие более точно дифференцировать воздействие внешних раздражителей.

На втором этапе происходит развитие перцептивных (лат. perceptio – восприятие) процессов, в результате чего функционирование психики усложнилось. Наблюдается значительное развитие и усложнение сенсорных процессов, а также увеличивается их роль в регулировании поведения. На этом же этапе совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между различными органами ощущений, появляется предметно-образное отражение действительности и первые эмоции.

Третий этап характеризуется формированием рассудочного поведения. Оно проявляется в способности к осмысленному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели. Но эти действия у животных носят примитивный характер и не являются следствием знания законов природы. Они не занимают главенствующего положения в их поведении, не передаются от одного животного к другому, не являются продуктом видового развития.

На этом же этапе физическое и психическое развитие человека осуществляется в результате труда. Его руки теряют функции передвижения и приобретают первые свойства осязания (кожной чувствительности), помогающие познавать особенности предметов. Это обусловило появление мышления и общения с другими людьми.

На четвертом этапе появилась иная, более совершенная форма психической деятельности - сознание. Она представляет собой высший уровень психического отражения человеком окружающего мира, выступающего как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов и предвосхищающего его практическую деятельность. Сознание позволяет человеку познавать общее и особенное в окружающей его действительности, определенным образом относится к ней, решать нестандартные (творческие) задачи.

На пятом этапе развитие сознания привело к формированию самосознания. По своей сути это осознанная система представления человеком самого себя, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми.

Периодизация развития личности

Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо, например, человека от рождения до смерти.

Жизнь человека делится на возрастные периоды. Каждый период заканчивается кризисом. Возрастные кризисы – явление закономерное и необходимое для роста личности; это необходимые бури, рождающие новое и уничтожающие старое.

 

Новорожденность

(0 – 1 месяц)

Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.

Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Появление улыбки — готовность общения со взрослым

Комплекс оживления — эмоционально-положительная реакция на взрослого –

основное новообразование этапа новорожденности

При патологическом течении кризиса – равнодушие к взрослому, отсутствие реакции на игрушки, задержка развития

 

Младенчество

(1 месяц – 1 год)

Важная деятельность для нормального развития – эмоциональное общение ребенка и матери – служит признаком физического и психического здоровья, формирует привязанность к матери, базовое доверие к миру

Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова.

ПРИЧИНЫКРИЗИСА 1 ГОДА: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и еще недостаточными возможностями для их удовлетворения.

При нарушениях привязанности к матери:

ü дети испытывают проблемы в психическом развитии, формируется задержка речи;

ü проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими;

ü формируется тревожность, страхи, неуверенность в себе;

ü отставание в развитии движений;

ü в дальнейшем у взрослых проявляется как недоверие, тревожность, невротизм, избегание близких отношений, неспособность любить.

 

Раннее детство

(1 - 3 года)

Ведущая деятельность раннего детства — предметная деятельность

Появляется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

Ребенок проверяет свою независимость от матери, способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она придет.

КРИЗИС 3-х ЛЕТ: ломка взаимоотношений между ребенком и взрослым

Новообразования раннего возраста:

ü возникает самостоятельность, независимость и самосознание («Я — сам!»);

ü инициатива, личное действие, отличающееся от действий взрослого.

ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ:

Ø Страх и тревога: страх наказания, темноты, незнакомых вещей, сказочных персонажей и пр. (В последствии – личностная тревожность, развитие невроза, отчуждение от родителей, лживость).

Ø Отсутствие независимости, самостоятельности (автономии). (В последствии – негативизм, капризы, сомнения в своих возможностях, чувство стыда).

Ø Желание привлекать к себе внимание, властвовать над взрослыми, сверстниками, желание избежать неудачи, отомстить. (В последствии – формирование эгоизма).

 

Дошкольный возраст

(3—6 лет)

Ведущая деятельность — игра.

Развитие познавательных процессов.

Развитие воли.

Развитие моральных суждений, чувства вины.

Формирование самостоятельности.

КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

ü Интеллектуальная незрелость: синдром дефицита внимания и гиперактивность, трудности в овладении речью. (В последствии – задержка психического развития).

ü Агрессивное поведение вследствие положительного подкрепления агрессии, физических наказаний. (В последствии – дезадаптация в социуме, деструкции в общении, трудности в саморегуляции, деспотизм, критиканство).

ü Подавление самостоятельности взрослыми (В последствии – безинициативность, неуверенность, чувство вины, боязнь ответственности, зависимость).

Младший школьный возраст

(6—11 лет)

Ведущая деятельность—учеба.

Развитие рефлексии.

Формирование внутреннего плана действий.

Появляется новый авторитет - учитель

Формируется самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении: неверие в свои сипы, чувство неполноценности ИЛИ уверенность в себе, компетентность

КРИЗИС 11 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:

Ø Трудности освоения учебной деятельности, несформированность мотивов учения.

Ø Эмоциональное неблагополучие: тревожность, низкая самооценка, страхи школы, вызова к доске, контрольных работ, агрессия, плохое настроение. (В последствии – страх, лживость, одиночество и незащищенность).

Ø Несформированность ответственности. Причины: гиперопека, жесткий контроль со стороны родителей. (В последствии – зависимость от родителей, неуверенность в себе, ориентация на внешний контроль, боязнь принимать решения).

Подростковый возраст

(11—14 лет)

Ведущая деятельность — общение со сверстниками.

Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.

Формирование самосознания своего "Я", эгоцентричности

Самоутверждениесвоей самостоятельности и индивидуальности. Формирование самооценки, характера. Формирование собственных взглядов, выбор референтной группы

Возникает «чувство взрослости». Появление сексуальных влечений и интересов. Протест против диктата взрослых

КРИЗИС 17 ЛЕТ И ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:

Ø Негативные взаимоотношения в семье вследствие авторитарного стиля воспитания. (В последствии – эмоциональные травмы, формирование алкогольной, наркотической зависимостей, перенос проблемных отношений с родителями в собственную семью, принятие ценностей асоциальных групп).

Ø При низком самоуважении - закрытость, уход в мечты, болезненная реакция на критику, чувство неполноценности, утверждение себя за счет окружающих.

Ø Невозможность занять достойное место среди сверстников, неумение общаться, агрессия, невоспитанность, неряшливый вид. Последствия: правонарушения, криминальные группы.

Ø Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями. Причины: невозможность удовлетворения сексуального влечения, отсутствие опыта совладания с ним, отсутствие навыков сексуального поведения. Последствия: осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением, развитие половой идентификации.

Юность

(14 — 18 лет)

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.

Формируется самосознание — представление о себе самом.

Формируется собственное мировоззрение.

Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Молодость

(18—28 лет)

Ведущая деятельность — социально-личностное общение.

Зрелость в умственном, нравственном отношении.

Пик интеллектуальных и познавательных возможностей.

Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни.

Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Взрослость

(28—45 лет)

Ведущая деятельность — профессиональная.

Убежденность, сложившееся мировоззрение.

Критичность и самокритичность.

Пик профессиональных достижений.

КРИЗИС СЕРЕДИНЫЖИЗНИ 40 ЛЕТ

Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей.

ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ:

ü Проблемы в познавательной деятельности: противоречия между необходимым и имеющимся уровнем знаний, потребность в высокой оплате труда и ее отсутствием, необходимостью обучаться и отсутствием познавательной активности.

ü Проблемы в освоении профессии: несовпадений профессиональных ожиданий и действительности (18-20 лет), кризис профессионального роста – неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности (23-25 лет), кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) – неудовлетворенность своим профессиональным статусом.

ü Проблемы в семье: потребность быть в близких отношениях и сохранить автономию (одиночество как образ жизни), боязнь интимности, ревность, желание отделиться от родительской семьи и финансовая зависимость от родителей.

Зрелость

(45—65 лет)

Ведущая деятельность – преодоление кризиса середины жизни.

Достижение вершин в управленческой деятельности.

Подтверждение своей значимости для других.

Выработка нового образа Я.

Переосмысление жизненных целей.

КРИЗИС 65 ЛЕТ:

ü Проблемы профессионализации: 40-42 года – осознание остановки в развитии, профессиональные деформации, 55-60 лет - кризис утраты профессиональной деятельности, уход на пенсию.

ü Переживания, связанные с ухудшением здоровья.

Старость

(от 65 лет)

Ведущая деятельность – приспособление к старению.

Выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности.

Сужение пространства межличностных отношений.

Изменения в психике.

Мудрость как приобретение старости.

Проблемы: ожидания пожилых людей игнорируются родственниками, лишение возможности быть полезным, потребность общаться с внуками и необходимость жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: