Силы натяжения ветвей ремня передаются на валы и опоры. Равнодействующая нагрузка на вал
.
Обычно в 2...3 раза больше окружной силы ,(см. пример расчета), и это, как указывалось выше, относится к недостаткам ременной передачи (в зубчатой передаче ).
Плоскоременная передача
До появления клиноременной передачи наибольшее распространение имела плоскоременная передача. Она проста, может работать при высоких скоростях и вследствие большой гибкости ремня обладает сравнительно высокими долговечностью и КПД.
Разновидности передач. На практике применяют большое число различных схем передач плоским ремнем. Из этих схем здесь рассматриваются только наиболее типичные: открытая передачаприменяется при параллельном расположении валов и одинаковом направлении вращения шкивов; перекрестная передача,в которой ветви ремня перекрещиваются, а шкивы вращаются в противоположных направлениях; полуперекрестная передача,в которой оси валов перекрещиваются под некоторым углом; угловая передача, в которой оси валов пересекаются под некоторым углом. Из этих схем на практике чаще всего применяют простую открытую передачу. В сравнении с другими она обладает повышенными работоспособностью и долговечностью. В перекрестных и угловых передачах ремень быстро изнашивается вследствие дополнительных перегибов, закручивания и взаимного трения ведущей и ведомой ветвей. Нагрузку этих передач принимают не более 70...80% от нагрузки открытой передачи.
Регулируемая передачасо ступенчатыми шкивами применяется в тех случаях, когда требуется регулировка передаточного отношения.
Передача с натяжным роликомприменяется при малых межосевых расстояниях и больших передаточных отношениях. Она автоматически обеспечивает постоянное натяжение ремня. В этой передаче угол обхвата , а следовательно, и тяговая способность ремня становятся независимыми от межосевого расстояния и передаточного отношения. При любых практически выполнимых значениях и можно получить > 1800. Натяжной ролик рекомендуют устанавливать на ведомой ветви ремня. При этом уменьшается потребная сила нажатия ролика на ремень, а дополнительный перегиб ремня на ролике меньше влияет на долговечность ремня, так как ведомая ветвь слабее нагружена. Основным недостатком такой передачи является понижение долговечности ремня вследствие дополнительного перегиба обратного знака. Применение передачи с натяжным роликом сократилось после изобретения клиноременной передачи, которая также позволила уменьшить и увеличить .
|
Основные типы плоских ремней. В машиностроении применяют следующие типы ремней.
Кожаные ремниобладают хорошей тяговой способностью и высокой долговечностью, хорошо переносят колебания нагрузки. Высокая стоимость и дефицит кожаных ремней значительно ограничивают их применение.
Прорезиненные ремнисостоят из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, связанных между собой вулканизированной резиной. Ткань, имеющая больший модуль упругости, чем резина, передает основную часть нагрузки. Резина обеспечивает работу ремня как единого целого, защищает ткань от повреждений и повышает коэффициент трения. Будучи прочными, эластичными, малочувствительными к влаге и колебаниям температуры, эти ремни успешно заменяют кожаные. Прорезиненные ремни следует оберегать от попадания масла, бензина и щелочей, которые разрушают резину.
|
Хлопчатобумажные ремниизготовляют как цельную ткань с несколькими слоями основы и утка, пропитанными специальным составом (битум, озокерит). Такие ремни, легкие и гибкие, могут работать на шкивах сравнительно малых диаметров с большими скоростями. Тяговая способность и долговечность у этих ремней меньше, чем у прорезиненных.
Шерстяные ремни - ткань с многослойной шерстяной основой и хлопчатобумажным утком, пропитанная специальным составом (сурик на олифе). Обладая значительной упругостью, они могут работать при резких колебаниях нагрузки и при малых диаметрах шкивов. Шерстяные ремни менее чувствительны, чем другие, к температуре, влажности, кислотам и т. п., однако их тяговые свойства ниже, чем у других типов ремней.
Пленочные ремни — новый тип ремней из пластмасс на основе полиамидных смол, армированных кордом из капрона или лавсана. Эти ремни обладают высокими статической прочностью и сопротивлением усталости. Применяются для передач мощностью до 15 кВт. При малой толщине (0,4...1,2 мм) они передают значительные нагрузки, могут работать при малых диаметрах шкивов и с высокой быстроходностью ( < 60 м/с). Для повышения тяговой способности ремня применяют специальные фрикционные покрытия.
Клиноременная передача
В современных приводах клиноременная передача имеет преимущественное распространение.
Принципиальные основы конструкции.В этой передаче ремень имеет клиновую форму поперечного сечения и располагается в соответствующих канавках шкива. В передаче может быть один или несколько ремней. Несколько тонких ремней применяют взамен одного толстого для уменьшения напряжения изгиба.
|
Форму канавки шкива выполняют так, чтобы между ее основанием и ремнем был зазор . При этом рабочими являются боковые поверхности ремня. В то же время ремень не должен выступать за пределы наружного диаметра шкива, так как в этом случае кромки канавок быстро разрушают ремень.
Расчетным диаметром ,шкива является диаметр окружности расположения центров тяжести поперечных сечений ремня или нейтрального слоя при изгибе - ширина . Все размеры, определяющие форму шкива, выбирают по соответствующим таблицам стандартов в зависимости от размеров поперечного сечения ремня, которые также стандартизованы.
Применение клинового ремня позволило увеличить тяговую способность передачи путем повышения трения.
Клиновая форма ремня увеличивает его сцепление со шкивом примерно в три раза.Дальнейшему увеличению сцепления путем уменьшения угла препятствует появление самозаклинивания ремня в канавках шкива. При самозаклинивании ремень испытывает дополнительный перегиб на сбегающих ветвях и быстрей разрушается от усталости. По стандарту на размеры шкивов клиноременных передач канавки изготовляют с углами 34... 400.
Значительное увеличение трения позволяет сохранить нагрузочную способность клиноременной передачи при значительно меньших углах обхвата по сравнению с плоскоременной передачей.
Для лучшего использования возможностей клиноременной передачи на практике рекомендуется принимать >1200 и в редких случаях до 700. Малое значение допускаемых углов охвата позволяет строить клиноременные передачи с малыми межосевыми расстояниями и большими передаточными отношениями ,а также передавать мощность от одного ведущего шкива нескольким ведомым (рис. 12.21).
Конструкция клинового ремнядолжна обладать достаточной гибкостью для уменьшения напряжений изгиба и в то же время иметь значительную продольную и поперечную жесткость. Применяют ремни с различной структурой поперечного сечения.
Клиновые ремни изготовляют в виде замкнутой бесконечной ленты. Для передач общего назначения по ГОСТ 1284.1 — 89 изготовляют шесть типов клиновых ремней Z(О), А, В(Б), С(В), D(Г), Е(Д), отличающихся размерами поперечного сечения. Размеры сечения соответственно увеличивают от типа Z(O) к Е(Д).