Вопрос 2. Ценообразование на предприятии




Тема Формирование доходов в процессе производства

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация доходов организации

2. Виды цен и их структура

3. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Краткий конспект лекций:

Вопрос 1. Доходы предприятия. Виды доходов

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В соответствии со ст. 248 НК РФ доходы, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы от реализации составляет выручка в денежной или натуральной форме от:

- реализации товаров (работ, услуг);

- продажи имущества (включая ценные бумаги);

- переуступки имущественных прав.

Внереализационные доходы объединяют в себе те доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации. В статье 250 Налогового кодекса РФ приведен открытый перечень таких доходов (21 пункт). Основными из них являются:

- доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- доходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- доходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров;

- проценты, полученные (уплаченные) по предоставленным (полученным) кредитам и займам;

- штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договоров

Такая группировка доходов лежит в основе выделения и последующей классификации расходов предприятия.

Вопрос 2. Ценообразование на предприятии

Цена является одной из самых сложных экономических категорий. Под ценой может пониматься стоимостная характеристика, выраженная в денежной форме, отражающая затраты на производство и реализацию, с одной стороны, и потребительскую ценность (полезность) – с другой, формирующаяся под воздействием четырех основных факторов (ценообразующие факторы):

1) себестоимость товаров;

2) спрос и предложение;

3) стоимостное содержание денег;

4) экономическая политика государства.

Виды цен:

Классификационный признак Виды цены
По характеру обслуживаемого оборота · оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями; · закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки; · розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовуму покупателю, преимущественно населению; · сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения); · цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.  
В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке 1)свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: · цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя; · цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок; · цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал; 2) регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
По способу установления и фиксации · твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердая цена применяется в сделках: а) с немедленной поставкой; б) с поставкой в течение короткого срока; в) предусматривающих длительные сроки поставки; · подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится); · скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.  
С учетом фактора времени · постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен; · сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени; · ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале
По способу получения информации об уровне цены · справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен; · прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов; · расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа
В зависимости от вида рынка · аукционные цены – цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением; · биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу; · цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
По условиям поставки и продажи · цена-нетто – цена на месте купли-продажи; · цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы: а) франко-склад продавца – все расходы по доставке несет покупатель; б) франко-склад покупателя – все расходы оплачиваются продавцом.
Мировые цены · по сырьевым товарам они определяются на уровне цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов; · по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей; · по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных домов.
  Внутрифирменные, или трансфертные цены– это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие

К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Среди них принято выделять следующие функции:

1. Учетная функция.

Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.

2. Стимулирующая функция.

Она означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Через систему цен стимулируются увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления, сокращение времени обращения, сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств.

3. Распределительная функция

Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Измерительная функция

Цена обслуживает оборот товаров и обеспечивает реализацию экономических интересов всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя, посредника, потребителя.

5. Функция балансирования спроса и предложения.

Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: