Функция цены как критерия рационального размещения производства




Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

Формирование цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя:

- постановку задач ценообразования;

- анализ спроса;

- оценку издержек;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

Методы ценообразования зависят от ценовой стратегии фирмы. Но и при единой стратегии фирмы могут использовать различные альтернативные методы ценообразования.

Метод установления цены товара на основе издержек производства. Ценовая стратегия, основанная на издержках (затратная)

Этот метод отражает традиционную ориентацию на производство. Рыночный спрос не изучается или почти не изучается.

Суть метода заключается в том, что основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, рассчитанные в калькуляциях себестоимости единицы товара, к которым может прибавляться величина, покрывающая неучтенные затраты и прибыль.

Метод ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на формуле или графике безубыточности.

Определение цен с ориентацией на спрос. Стратегия ценообразования, основанная на спросе (спросовая)

Суть метода заключается в том, что изменение цен фирма осуществляет в зависимости от изменения спроса на товар (независимо от издержек на его производство).

Затраты служат ограничением получаемой прибыли. Они выступают определителем решения о том, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью.

При этой стратегии цены следуют за спросом: при росте спроса они увеличиваются, при уменьшении спроса снижаются, несмотря на то, что затраты на единицу товара в обоих случаях остаются неизменными.

Для установления цен этим методом необходимо знать как минимум четыре фактора:

1) закон спроса;

2) дифференциацию (сегментацию) рынка;

3) степень дифференциации товара;

4) ценовую эластичность спроса (коэффициент эластичности цены).

Далее в таблице (табл. 12) представлена характеристика видов ценовой эластичности спроса:

Таблица 12 – Влияние выручки от коэффициента эластичности спроса

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности изменение выручки от реализации (PxQ)
Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен EQA = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос EQA< 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково EQA=1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос EQA> 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна EQA= ∞ Уменьшается Увеличивается

 

Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции. Стратегия ценообразования, основанная на конкуренции (конкурентная)

Суть метода заключается в том, что цены устанавливаются исключительно из условий конкуренции на уровне выше или ниже рыночных цен. Далее представлена характеристика ценообразования на рынках различных типов конкуренции.

Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли – обратно пропорциональная, то есть снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм независимо от объема их производства.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в их широкой гамме. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах.

Олигополистическая конкуренция характерна для немногих крупных компаний, которые предлагают товары однородные и взаимозаменяемые, так и отличные друг от друга (электроника, автомобили). Проникнуть на этот рынок весьма трудно. Каждый участник рынка внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относится к изменению цен на свою продукцию.

Чистая монополия

В случае нерегулируемой монополии предприятие самостоятельно устанавливает такие цены, какие в состоянии выдержать рынок. По ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь могут играть роль опасность введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка.

Наиболее распространенными являются два метода установления цен по условиям конкуренции:

1.Метод текущей цены используется как инструмент политики цен на рынках, где продаются в основном однородные товары. Компания, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены.

В этом случае фирмы могут использовать три способа установления цены: 1) методом “гонки за лидером”, 2) методами ценовой конкуренции; 3) методами неценовой конкуренции.

При ценовой конкуренции фирма воздействует на ценовые факторы спроса, повышая или понижая свою цену, изменяя величину спроса, и двигается по кривой спроса.

При неценовой конкуренции фирмы воздействуют на неценовые факторы спроса: предпочтения и вкусы потребителей, доходы потребителей и т.д. С этой целью продавцы делают упор на отличительные свойства своей продукции через рекламу, сервисное обслуживание и т.д. При этом происходит перемещение кривой спроса, изменение спроса, которое надо отличать от рассмотренного ранее изменения величины спроса при ценовой конкуренции.

2.Метод “запечатанного конверта”, или тендерного ценообразования используется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют за контракт или правительственный заказ. Тендерная цена - это цена, предлагаемая фирмой в запечатанном конверте с ориентацией на цены конкурентов. При этом цены могут устанавливаться на уровне собственных издержек, т.е. происходит занижение цены с целью выиграть тендер и победить конкурентов.

 

Вопрос 3. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений.

Прибыль предприятия – главный источник возрастания его рыночной стоимости. Прибыль предприятия – основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль выполняет ряд функций:

· Служит критерием и показателем эффективности деятельности организации;

· Стимулирующая функция;

· Прибыль – основной источник развития предприятия;

· Прибыль – источник формирования доходной части бюджетов различных уровней.

Механизм формирования показателей прибыли:

1.1.Прибыль от реализации (продаж) = выручка от реализации – себестоимость;

П = Vp - с/с;

1.2. Прибыль до налогообложения:

Пдо н/о = ПР +/- прочие доходы (расходы)

+/- Курсовые разницы;

+/- Штрафы, пени, неустойки;

+ доходы от продажи собственного имущества;

+ доходы от сдачи во временное пользование собственного имущества;

+ доходы от финансовых вложений;

+ доходы от участия в деятельности других предприятий.

1.3. Чистая прибыль (ЧП) = Налогооблагаемая П – налоги.

2. Рентабельность - показатель эффективности функционирования предприятия.

2.1 рентабельность оборота (продаж, реализации, выручки):

, где

ПР - прибыль от реализации (продаж) за период;

Vp - выручка от реализации за этот же период.

2.2 рентабельность затрат (себестоимости):

, где

ПР - прибыль от реализации;

с/с - затраты на производство продукции (себестоимость).

 

Для более подробного анализа деятельности предприятия рассчитывают:

2.3 рентабельность основного капитала () - показывает сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в основной капитал.

= , где

П до налог. – прибыль до налогообложения,

Sосн.кап. – стоимость основного капитала;

 

2.4 рентабельность оборотного капитала () - показывает сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в оборотный капитал предприятия.

= , где

П до налог – прибыль до налогообложения,

Sоб.кап. – стоимость оборотного капитала;

 

2.5 рентабельность активов () – насколько эффективно менеджеры предприятия используют его ресурсы; показатель характеризует качество использования имущества предприятия;

= , где

П до налог - прибыль до налогообложения,

А – стоимость всего имущества предприятия (активы);

 

2.6 рентабельность собственного капитала () - сколько собственник получает с 1 рубля собственного капитала; чистый доход предприятия на вложенный собственником капитал;

= , где

ЧП - чистая прибыль,

СК - собственный капитал;

 

2.7 рентабельность заемного капитала () – сколько прибыли приносит заемный капитал; показатель характеризует эффективность использования заемных средств;

= , где

ЧП - чистая прибыль;

ЗК - заемный капитал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: