А.А. Алиева
Студентка 1 курса, Дошкольное образование,
научный руководитель – Брилко Е.Ю.
(ГПОУ «Воркутинский Педагогический Колледж»)
ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Статья посвящена проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья и значению игровой деятельности для развития детей с ОВЗ.
Я выбрала именно эту тему, потому что в мире увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Потенциал игры и игрушки в системе реабилитации детей с различными отклонениями в развитии.
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и другие.
В России очень высокими темпами растет детская инвалидность. На январь 2018 года количество детей составило 651 тыс.
Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
ü уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
ü некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
ü речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
ü интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного и физического развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)
|
Как и сказал советский педагог-новатор Сухомлинский, игра важна в развитии ребенка. Несмотря на возможности, каждый ребенок должен развиваться, в особенности дети с ОВЗ.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ:
J Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
J Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
J Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
J Принцип психологической безопасности.
Сегодня найти и подобрать игрушки для ребенка с ОВЗ не сложно. Ряд предприятий выпускает игры для инвалидов разного возраста. Музыкальные игрушки, наборы с терапевтическими мячиками, игрушки со световыми и звуковыми эффектами предназначены для развития тактильного и зрительного восприятия. Такие игрушки входят в программу “Доступная среда”. При помощи взрослых ребенок осваивает новые игровые предметы, а затем играет с ними самостоятельно. Такие игры помогут ребенку развивать сенсорное восприятие, познакомят с формой и цветом предметов, научат определять причинно-следственные связи.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
· Соответствие игры возрасту ребенка;
· Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
· Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
· Учет структуры дефекта;
|
· Соответствие коррекционной цели занятия;
· Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
· Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
· Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Игрушки в системе реабилитации.
§ Конструкторы – это не просто игрушки. Это игры, развивающие мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и многое другое.
§ Мягкие игрушки. Яркие картинки на сторонах кубиков, разнообразные текстуры деталей домика, мячики с бубенцами внутри – всё это позволяет развивать сенсорные способности ребёнка. «Мякиши» среди развивающих игрушек для детей всегда на первом месте!
§ Развивающие игрушки из мягкого полимера – современное и высококачественное пособие для формирования хорошей моторики пальцев и развития мышления ребёнка. Мягкие пазлы не только помогают научиться логически мыслить, но и развивают тактильные ощущения. Полимерные вкладыши – отличная замена игрушек из дерева для маленьких детей.
§ В раннем возрасте можно начинать знакомить малыша с формами и размерами. Подойдут для этого рамки и вкладыши. Развивающие игрушки в виде различных фигур вкладываются в окошки соответствующей формы. Такие игрушки хорошо подходят для коррекционных занятий с детьми. Они развивают логику, мышление и мелкую моторику, способствуют увеличению словарного запаса малыша.
§ Наряду с классическими игрушками, ребёнок обязательно должен заниматься и активными играми. Скакалки, кегли и другие игрушки для спортивных игр помогут ребёнку стать ловким и подвижным.
|
§ Пазлы для самых маленьких с крупными элементами и яркими картинками развивают зрительное восприятие, мышление и мелкую моторику рук, учат подбирать подходящие по форме фрагменты рисунка и складывать целое изображение.
Так как я занимаюсь спортом, я считаю, что спорт лучший помощник в развитии. Спортивные игры — прекрасно помогают в процессе реабилитации инвалидов любого возраста, способствуют тому, что ребенок живет насыщенной приятными и полезными событиями жизнью. В зависимости от двигательных возможностей можно подобрать игру, которая по силам.
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков – 10-12 детей.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания.
· Мячи можно только передавать, но не бросать.
· Количество мячей можно увеличивать.
· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
«Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 10-12 человек.
Инвентарь: колокольчик.
Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):
Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».
Методические указания.
· Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.
Я считаю, что дети с ОВЗ должны находиться в обществе детей с полноценным развитием. Незачем отделять детей, показывая, что они менее способны. Давно прошли те времена, когда инвалиды вынуждены были жить отшельниками, лишенными радостей жизни. Современные технологии и медицинское оборудование позволяет не только разнообразить жизнь людей с ОВЗ, повысить их качество жизни, но и значительно улучшить общее состояние здоровья. Об этом должен думать каждый, ведь это не только проблема этих детей и их родителей, но и проблема всех вокруг. Мы не должны оставаться равнодушными!
ИСТОЧНИКИ
1.Толстоносова Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10244/ (дата обращения: 21.09.2018).
2.Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным! // Дошкольное воспитание 12/96 Российско-Германский центр «АКОНИТ»
3. Источник: https://womanadvice.ru/deti-s-ovz
4. Источник: https://www.kindereducation.com/razvivayushhie-igry-dlya-detej-invalidov.html