5.1. Участники образовательного процесса:
· Дети
· Родители
· Педагоги
5.2. Организация образовательного процесса:
· Количество детей: 25
· Вид групп: экспериментальный
· Состав групп: постоянный
· Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей
· Форма детского объединения: группа
· Группа: группа общеразвивающей направленности 5 - 7 лет
· Место проведения занятий: группа, музыкальный зал, групповая площадка.
5.3. Формы работы с детьми:
· Групповая
· Подгрупповая
· Индивидуальная
5.4. Методы работы с детьми:
· методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
· методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа);
· методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).
Эффективный результат данные методы дадут лишь при определенных условиях:
Ø любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
Ø метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
Ø для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
Ø метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям в любой ситуации;
Ø методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
Ø при подборе методов следует учитывать сложность формируемого качества;
Ø преобладающим в социально-нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет;
Ø методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
5.5. Психолого-педагогический анализ формирования нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-нравственного развития детей. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом социально - нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
На базе социально – нравственных чувств образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, честность, справедливость. Эти свойства и качества личности ребёнка представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребёнка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребёнком в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и формах поведения. Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающего качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм социально-нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.
В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и патриотизм, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все социально – нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. По сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, у старших дошкольников устойчивость нравственных чувств значительно повышается. У детей 6–7 лет проявление чувств, становится более ярким и относительно устойчивым.
5.6. Психолого – педагогические особенности детей
К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. В этом возрасте под влиянием родителей и воспитателей ребенок выполняет практические действия, результат которых важен не только для него самого, но и для других людей, членов коллектива. Социальные мотивы деятельности у дошкольников только начинают складываться. Они носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, не могут в течение длительного времени определять общую направленность поведения ребенка.
Если деятельность носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у дошкольников потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма, она, несомненно, способствует развитию и упрочнению у дошкольников представлений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этого социально- нравственного качества. В связи с этим деятельность должна быть разнообразной, интересной и понятной детям, чтобы они охотно принимали в ней участие.
5.7. Распределение непосредственно образовательной деятельности и часов по программе «Мы живем в России!»
ПО ГРУППАМ
Группа | Количество | Количество минут в неделю | Количество часов в учебном году |
Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет | 25мин. | 15час. | |
Группа общеразвивающей направленности 6-7 лет | 30мин. | 18час. |
ПО ПОДГРУППАМ
Группа | Количество | Количество мин. (1раз в 2 недели) | Количество часов в учебном году |
Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет | 25мин. | 7час.30мин. | |
Группа общеразвивающей направленности 6-7 лет | 30мин. | 9час. |
5.8. Учебно – дидактический материал:
· карточки – задания · диафильмы · аудиокассеты · диски · схемы · карты | · рисунки · фотографии · модели · альбомы · макеты города · видеозаписи |
5.9. Взаимодействие с социумом
1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»;
2. Муниципальные средние общеобразовательные школы №9,10,11;
3. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей;
4. Муниципальное бюджетное учреждение «Театр для детей «Барабашка»;
5. Муниципальное бюджетное учреждение «Драматический театр»;
6. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр детского творчества»;
7. Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно – информационная система» Детская библиотека №3 «Милосердие»