Основные концепции исторического процесса




 

Материалистическая (марксистская), или формационная концепция. Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Гегель и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам. Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм.

Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации.

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе – конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей с учетом того, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие – эксплуатируемыми (социально-экономическое неравенство).

Цивилизационная концепция. Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является «цивилизация». Термин «цивилизация» происходит от латинского корня «civitas» – государственный, городской, гражданский. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространенных значения. Первое – синоним культуры, второе – ступень общественного развития, следующая за варварством, третье – уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. В силу универсальности и многозначности этой категории, она трудно поддается определению. Существует более ста определений «цивилизации».

Развитие человечества, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации не являются чем-то застывшим, неподвижным. Реальные земные цивилизации, по мнению Арнольда Тойнби (английский философ, теоретик и историк культуры), вычерчивают другие траектории развития. Они, во-первых, далеко не прямые, а во-вторых, легко «ломаются» на отдельные отрезки – стадии. При этом число стадий циклически ограничено, и они вытянуты в цепочку: возникновение - рост - надлом - распад. На месте распавшихся цивилизаций возникают новые, и цикл развития возобновляется.

Среди других механизмов исторического развития цивилизаций Тойнби называет такие, как «вызов» и «ответ». По мнению английского мыслителя, «вызов» – фундаментальная проблема, с которой сталкивается любая цивилизация. «Ответ» же аккумулирует понимание того, как ведет себя общество в условиях, когда историческая ситуация ставит под вопрос само его существование. «Вызов» чаще всего связан с внешними факторами, а «ответ» – с внутренними.

«Вызовы» могут исходить как из природной, так и социальной среды. Тойнби обнаружил, что первые цивилизации (китайская, индийская, египетская, вавилонская) были следствием «ответов» древних людей на «вызовы» больших рек – Нила, Евфрата, Тигра, Ганга. Из «вызовов» природной среды он выделил стимул «бесплодной» и «новой» земли. Из вызовов человеческой среды мыслитель рассматривал стимул неожиданных ударов (восстаний, вооруженных вторжений со стороны других государств и т.д.), стимул давлений («форпостного» существования народов, государств, городов в условиях постоянной угрозы извне) и стимул ущемления (бедности, расовой, классовой или религиозной дискриминации, иммиграции и т.д.). «Цивилизации, – по мнению Тойнби, – развиваются благодаря порыву, который влечет их от «вызова» через «ответ» к дальнейшему «вызову»».

 

Задание: 1) самостоятельно рассмотреть вопрос «Функции исторической науки», законспектировать не менее 3х функций;

2) Повторить конспект лекции.

Литература

 

Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 496 с.

Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

https://histor-ru.ru/otvety-k-jekzamenu-po-istorii/357-predmet-metody-funkcii-istorii-kak-nauki.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: