Б ОЭО Искусство Древней Греции
Архаическая скульптура
· Во II тысячелетии (бронзовый век) древние греки ещё не умели делать антропоморфные (т. е. в виде человеческой фигуры) изображения божеств. Первоначально их боги выглядели как простой деревянный столб (идол).
· По мере развития их боги выглядели так
· В архаический период развития древнегреческого искусства - VII в. до н.э. появились первые статуи человека в полный рост.
· Скульптуру архаики можно разделить на две основополагающие составные: коры (женские фигуры) и Куросы (мужские фигуры).
· Фигуры девушек называли корами, юношей – куросами.
Куросы.
· Древнегреческое слово курос (κοῦρος) означает «юноша».
· Статуи куросов изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища,
· Статуи куросов имели несколько назначений:
1. они устанавливались в храмах как дары, приносимые божеству ради исцеления или исполнения какого-либо желания (одна из форм жертвоприношения);
2. устанавливались на кладбищах, чтобы обозначить могилы знатных граждан;
3. с появлением олимпийских игр победителю также ставили статую куроса. В таких монументах воплощались сила, доблесть и красота победителя.
· Самые ранние куросы изготавливались из дерева и поэтому не сохранились.
· Но в VII в. до н. э. греки научились у древних египтян искусству обработки камня металлическими инструментами, и начали высекать куросов из горных пород - паросского и самосского мрамора.
· К середине VI в. до н.э. куросы начали становиться более живыми и человечными: мышцы тела стали моделироваться лучше; пропорции стали более правильными.
· Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам; их лица оживлены так называемой «архаической улыбкой».
«Клеобис и Битон » Полимед Аргосский 580 г. до н.э.
· Эти парные статуи изображают двух легендарных героев Пелопоннесса – братьев из Аргоса. Они впряглись в колесницу вместо муллов, чтобы довезти мать до храма, и в награду получили от богини высшее благо — смерть во сне.
· Их левая нога шагает вперед, в то время как их руки согнуты в локтях, касаясь бедра, руки сомкнулись в кулаки. Волосы, уложенные локонами, падают на плечи. Их глаза большие и миндалевидной формы, увенчаны высокими бровями. Их лица несут типичную архаическую улыбку.
· Хотя надпись на базе идентифицирует их как Клеобиса и Битона, они — типичные Куросы, воплощающие Пелопоннесские добродетели сыновнего долга и физической силы, а не реальные личности.
· Существует легенда о том, что в древнейшие времена один из эллинских атлетов сбросил хитон на состязаниях в беге, чтобы опередить соперника, и с тех пор атлеты выступали без одежд.
· Победителю ставили статую, изображая его обнаженным. В подобных изваяниях атлеты прославлялись как герои, а нагота в скульптуре Греции стала с древнейших времен выражением героического характера. Герой отличался этим от остальных современников.
Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») - женский эквивалент куроса.
· Кора – это изображение девушки в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду (пеплос); с архаической улыбкой на устах.
· Чаще всего кора предстает фронтально прямостоящей, руки чаще опущены вдоль тела, реже скрещены на груди или держат сакральные атрибуты (копье, щит, меч, жезл, плод и т.д.).
· Пропорции тела достаточно точно переданы, несмотря на общую схематичность и обобщенность образов. Все скульптуры обязательно расписывались.
· Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кора всегда изображена с прекрасной прической и элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос.
· Первые статуи Кор известны еще в VII веке до н.э, однако подлинный расцвет в создании архаической скульптуры наступает в Афинах с конца VI – начала V веков до н.э.
· Всемирно известными являются статуи кор Афинского Акрополя. Они служили вотивами (т.е. посвящениями) в храм Афины, и были воздвигнуты в дар божеству: сегодня их называют «дочери Акрополя». В общей сложности, на Акрополе было найдено около двухсот скульптур, изображающих юных девушек.
· Как правило, Коры протягивают подношение богине – плод граната, венок или птицу, другой рукой они держат край одежды.
· Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками.
· Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Они вторят движениям фигур и придают им праздничный вид.
· Такова «Кора в пеплосе» (ок. 530 г. до н. э., Афины, Музей Акрополя).
Эту страничку надо распечатать и вклеить в тетрадь.
t.belozer@yandex.ru