Филиал Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
«Жизнестойкость»
Выполнили: студентки 1 курса
факультета психологии
группы П1-09
Абдусаматова Фатима
Астанакулова Дильноза
Приняла: доцент Усманова Эльмира
Зиядовна
ТАШКЕНТ
1. Цель методики: определениемеры способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
2. Описание методики: методика состоит из таблицы, где приведены 45 утверждений, которые испытуемый должен оценить по 4 шкалам.
Пример:
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
Я часто не уверен в собственных решениях. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Часто я предпочитаю «плыть по течению». | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Непредвиденные трудности порой совершенно утомляют меня. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Обработка результатов
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Таблица №1
Ключи к тесту жизнестойкости
Прямые пункты | Обратные пункты | |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Интерпретация результатов
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная жизнестойкости (hardiness) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности» (Maddi, 1998b). Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет средство повлиять на результат происходящего. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) – убежденность в том, что все то, что случается, способствует развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Таблица №2