История развития социального страхования в России




1. Становление и эволюция системы социального обеспечения в Древней Руси

2. Становление социального обеспечения в царской России

3. Развитие системы социального страхования в к. ХIХ-начале ХХ вв. Социальное страхование в дореволюционной России (1912-1917 гг.).

4. Советский период:

1). Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933 гг.)

2) Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1977 г.)

3) Развитие законодательства о социальном обеспечении с 1978 до1990-х гг.

 

В период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности» пенсии по инвалидности (от трудового увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае из выхода в отставку. Кроме того, начинает развиваться система медицинской помощи и лечения.

Создавались специальные фонды кассы за счёт взносов самих застрахованных, рабочих и работодателей. Лица, не являвшиеся членами кассы, имели право на обеспечение только в случае трудового увечья.

Однако единой государственной системы социального страхования в России в тот период не существовало.

Россия встала на новый этап развития в истории социального страхования позже, чем многие западные страны.

1901 г. – утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность.

1903 г. – Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. По существу этот закон не устанавливал право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах.

23 июня 1912 г. – принятие ряда законов, что являлось крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».

Во исполнение названных законов в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности был создан Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях и крупных городах – страховые присутствия. На предприятиях с численность рабочих не менее 200 человек учреждались больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись с целью организации общей страховой кассы. Управление страховыми кассами осуществляли рабочие и работодатели на паритетных началах. В дореволюционной России насчитывалось несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились за счет взносов в эти кассы пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами. Если рабочий не был членом кассы, то он имел право только на пособие в связи с трудовым увечьем.

Ограничительно толкование понятия «несчастный случай», отсутствие компенсации при профессиональном или общем заболевании и безработице, незначительные размеры вознаграждения, предоставление страховому товариществу права в некоторых случаях лишать рабочих вознаграждения, возможность замены периодических выплат единовременным пособием сводили к минимуму положительный эффект страхового законодательства.

Первая мировая война приостановила реализацию законодательства 1912 г.

В целом, помимо пенсий, пособий и медицинской помощи, предоставлявшихся незначительной части пролетариата, в царской России не существовало иных мер обеспечения престарелых и нетрудоспособных.

В январе 1912 г., т.е. еще до принятия указанных выше законов о страховании, на VI Всероссийской конференции, проходившей в Праге, Российская социал-демократическая рабочая партия разработала проект государственной системы социального страхования, куда вошла программа о страховании рабочих. Эта программа строилась на следующих принципах:

- социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы;

- охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

- все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка;

- все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

- всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Эти принципы вошли в историю под названием «ленинских». Всё последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на их основе. С победой Октябрьской революции эта программа стала последовательно проводиться в жизнь.

 

1917-1922 гг. – Заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании (Издавались нормативные акты по социальному обеспечению в целом, и по социальному страхованию в частности; шла кодификация действующего законодательства).

30 октября 1917 г. (по старому стилю) было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании;

8 ноября 1917 г. – издан декрет «Об увеличении пенсий»;

11 декабря 1917 г. – декрет «О страховании на случай безработицы»;

22 декабря 1917 г. – декрет «О страховании на случай болезни».

Россия была одной из первых стран (после Великобритании 91911 г.)), установившей страхование на случай безработицы – Положение от 11 декабря 1917 г.

7 августа 1918 г. – Декрет СНК, которым было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат РККА, а членов их семей – по случаю потери кормильца.

В частности, распространялась практика организации домов отдыха с содержанием в них рабочих и служащих бесплатно за счет государственного бюджета и средств социального страхования.

Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся.

Эти декреты провозглашали, что социальному страхованию подлежат все без исключения рабочие, а также городская и сельская беднота. Социальное страхование распространялось на все виды потери трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, старость, материнство, вдовство, сиротство, а также безработица). В случае утраты трудоспособности и безработицы возмещался по крайней мере полный заработок. Рабочие и служащие освобождались от уплаты страховых взносов.

К одному из первых актов отраслевой кодификации следует отнести Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., которое устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и рода, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др. Обеспечению подлежали все лица наёмного труда. Социальное обеспечение осуществлялось при полном самоуправлении застрахованных при участии профессиональных союзов.

Первым актом видовой кодификации (кодификации по отдельным видам социального обеспечения) явилась Сводка правил о выдаче пособий и пенсий трудящимся подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда, утверждённая Наркомтрудом 15 августа 1919 г. В ней, как и в двух других Сводках, изданных позднее, воспроизводились нормы, уже принятые ранее государственными органами, а также устанавливались ведомственные нормы, которые уточняли и развивали отдельные положения этих актов.

Социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи. 28 сентября 1924 г. - Положение о крестьянских обществах взаимопомощи.

Ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также не имели права на обеспечение за счет государственной системы.

В отношении выходцев из дворянства, буржуазии, духовенства, бывших высших государственных чиновников проводилась политика ограничения прав в области социального обеспечения в связи с происхождением или прошлой деятельностью.

1919 г. – отменено внесение взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения. Но такая система действовала недолго.

Необходимость восстановления народного хозяйства после Гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возможность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальных страхованием за счет взносов предприятий, что было утверждено постановлением СНК РСФСР от 15ноября 1921 г.

Таким образом, в 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. В изданных декретах прослеживалась линия государства на установление единых страховых законов для всех трудящихся. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Новый этап развития законодательства о социальном обеспечении связан с образованием СССР. (Конституция СССР 1924 г.).

Конституция СССР 1924 г. закрепила компетенцию Союза ССР и союзных республик в области социального обеспечения. Установление основных законов о труде и здравоохранении было отнесено к ведению Союза ССР. Республиканскими органами государственного управления социальным обеспечением по-прежнему являлись народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик. Постепенно стала создаваться система общесоюзных органов социального обеспечения. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган – Союзный Совет социального страхования (СССС), а при НКТ союзных республик – республиканские советы социального страхования. СССС осуществлял общее направление деятельности центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов по социальному страхованию, подлежащие внесению в законодательные органы СССР, и давал заключение по этим проектам, рассматривал и утверждал разработанные ЦУССТРАХом в развитие действующего законодательства общие правила и инструкции, касающиеся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, разъяснял действующие законоположения СССР о социальном страховании и изданные в их развитие распоряжения и инструкции.

Таким образом, с 1925 г. нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих и служащих и их семей стали издаваться СССС. Его постановления и правила заняли значительное место в пенсионном законодательстве.

В этот период продолжает проводиться работа над кодификацией законодательства о пенсиях рабочих и служащих. 28 августа 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили союзный закон о пенсиях по социальному страхованию: Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда. Это был первый общесоюзный акт ор пенсиях по социальному страхованию.

Утверждённое ЦИК и СНК СССР 14 марта 1928 г. Положение об обеспечении в порядке социального страхования по случаю потери кормильца заменило собой три нормативных акта, в том числе и Положение от 28 августа 1925 г. Союзный Совет социального страхования на основе Положения от 14 марта 1928 г. издаёт сводные Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца. Этими Правилами было отменено 40 правовых актов Наркомтруда СССР и СССС. С юридической точки зрения Правила 1928 г. представляли собой специфический нормативный акт, выходящий за рамки видовой кодификации. В отличие от предыдущих кодификационных актов они касались сразу нескольких видов и форм социального обеспечения. Регламентации подвергались: пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии по старости; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по случаю рождения ребёнка; пособия на погребение; пособия по безработице. Рассматривались также вопросы о порядке назначения, выдачи и лишения пенсии и пособий.

Таким образом, в конце 20-х гг. была осуществлена деятельность по межвидовой кодификации подзаконных общесоюзных актов о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Эта работа по сравнению с первыми актами кодификации была проведена на более высоком уровне, в значительно большем объёме и затронула сразу несколько видов и форм обеспечения.

1926-1932 гг. – вводится дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа. Приняты правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности, направленные на предотвращение нарушений трудовой дисциплины.

11 февраля 1930 г. Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости (в частности, был установлен пенсионный возраст: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет).

В 1930-х гг. вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников просвещения, медицинских и научных работников, работников гражданского воздушного флота.

1933 г. – социальное страхование было передано в управление профсоюзам. Основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединялся с бюджетом социального страхования. Таким образом, социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер.

Завершается этап в истории развития советского законодательства о социальном обеспечении с принятием Конституции СССР 1936 г. В Конституции закрепляются права граждан на материальное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и нетрудоспособности. Это право гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

1937 г. – государство полностью возлагает на себя финансирование здравоохранения. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 марта 1937 г. «О снятии некоторых расходов с бюджета государственного социального страхования и изменении тарифа страховых взносов» медицинская помощь и лечение предоставляются бесплатно всем гражданам независимо от их правового положения.

Угроза Второй мировой войны, а затем и ее начало обусловливают необходимость принятия нормативных актов, улучшающих пенсионное обеспечение военнослужащих.

16 июля 1940 г. – постановление СНК СССР «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям».

5 июня 1941 г. – постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения советского типа, охватывавшая всех трудящихся во всех случаях утраты ими заработка. Однако полного возмещения заработка достигнуть не удалось, размеры выплат оставались низкими. Не удалось разработать и принять единый кодифицированный акт, регулирующий весь комплекс отношений по социальному обеспечению.

После Великой Отечественной войны проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. Были повышены пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим медицинским работникам, в 1949 г. принято Положение о пенсиях работникам науки.

Восстановление народного хозяйства позволило провести крупномасштабную реформу социального обеспечения, охватившую основные виды пенсий и пособий. Основополагающими нормативными актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий стали:

5 февраля 1955 г. – Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию;

1956 г. – закон СССР «О государственных пенсиях»;

14 января 1960 г. – постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»;

25 октября 1963 г. – постановление «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»;

15 июля 1964 г. – закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов», в соответствии с которым впервые в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и по инвалидности, а их семьям – пенсии по случаю потери кормильца.

1969 г. – образован централизованный фонд социального страхования колхозников. За счет средств фонда члены колхозов стали получать пособия повременной нетрудоспособности, путевки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования.

К концу 1960-х гг. в стране завершилось формирование следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

1) государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

2) социальное страхование колхозников»

3) социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

4) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

5) обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (художественного, литературного, музыкального фондов и фонда Союза кинематографистов).

26 сентября 1967 г. – постановление «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа»: были увеличены размеры пенсий, расширен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

1969 г. – приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.

1970 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, кодексы законов о труде союзных республик, в которых содержались главы о социальном страховании.

12 августа 1970 г. – утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, которое закрепило единый порядок обеспечения данным видом пособий всех женщин-матерей, включая женщин-колхозниц.

3 августа 1972 г. – утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956 г.

Развитее законодательства о социальном обеспечении происходило постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны. В СССР была образована единая система норм о пенсионном обеспечении. Происходило сближение условий назначения и выплаты пенсий для различных групп населения, периодически повышались размеры пенсий, были упорядочены правила исчисления непрерывного трудового стажа, совершенствовались механизм исчисления среднего заработка для назначения пенсий и пособий, законодательство о медицинском обслуживании и лечении, о государственной помощи семье в содержании и воспитании детей.

Конституция СССР 1977 г. установила, что в стране созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые являются самостоятельными и решают тесно связанные между собой задачи.

Система пособий в период, предшествующий этапу экономических реформ в стране, в целом существенных изменений не претерпевает. К середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции.

Третий этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении был самым коротким, он закончился с началом экономических реформ в России. Первые три этапа связаны с историей развития советского законодательства о социальном обеспечении, а четвертый положил начало развитию российского законодательства, формирование которого происходило в условиях уже совершенно иной экономической ориентации общества.

 

Новый этап развития начался с принятия 20 ноября 1990 г. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Наиболее существенные изменения, закрепленные законом, состояли в следующем:

- была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию;

- была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда РФ, средства которого были отделены от федерального бюджета и не подлежали изъятию;

- закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: